Современные вертолеты Миля

Владимир Щербаков
Журнал «Аэрокосмическое обозрение» №4 – 2011 г.

 

Знаменитый конструктор вертолетов Михаил Леонтьевич Миль как-то сказал, что Россия просто создана для вертолетов. Причем для нашей страны, принимая во внимание ее географические условия, вертолет – не просто эффективное транспортное средство или образец авиационной боевой техники, вертолет для России – насущная необходимость. Особенно важны «стальные стрекозы» для народного хозяйства государства, ведь без них станет невозможной реализация целого ряда программ развития регионов и освоение природных ресурсов в удаленных районах российской территории. Причем большая часть винтокрылых машин, эксплуатируемых в России, разработаны специалистами Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля.

 

Полвека в полете

 

Более чем за 60-летнюю историю, МВЗ им. М.Л. Миля спроектировал и передал заказчикам полтора десятка базовых моделей вертолетов, причем каждая из них имела многочисленные модификации – общее же количество созданных «милевцами» моделей превысило 200. При этом почти все они поступили в серийное производство, не уступая, а порой и сильно превосходя по летно-техническим и экономическим показателям аналогичные машины других известных вертолетостроительных компаний мира. Суммарное количество построенных вертолетов марки «Ми» превысило уже 30 тысяч машин, сегодня свыше 7 тысяч из них работают более чем в 100 странах.

Среди разработок Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля есть образцы, которые известны в мире так же широко, как и автомат Калашникова. К примеру, вряд ли найдется хоть один регион нашей необъятной планеты, где не знают о существовании многоцелевых вертолетов семейства Ми-8/17. «Восьмерка» стала настоящей визитной карточкой не только конструкторского бюро, но и российской вертолетной промышленности в целом. Более того, Ми-8 гражданского и военного назначений оказался самым массовым и востребованным вертолетом за всю историю отечественного вертолетостроения (за полвека создано более 130 модификаций этого вертолета). Машина доказала свою способность эффективно выполнять операции различной сложности.

В июне 2011 года вертолет типа Ми-8 отметил свой полувековой юбилей. 50 лет – значительная дата для любого летательного аппарата. Столь продолжительная жизнь – яркое свидетельство талантливого конструкторского решения, надежности, эффективности, а главное востребованности машин подобного класса.

Однодвигательный вертолет В-8 совершил первый полет 24 июня 1961 года под управлением летчика-испытателя Б.В. Земскова, а уже 9 июля вертолет участвовал в показе новой техники и воздушном параде в Тушино, затем – экспонировался на ВДНХ. В декабре 1961 года первый В-8 был представлен на совместные государственные испытания, но в качестве прототипа будущих серийных машин рассматривался недолго. С 1963 года вертолет использовался только в роли испытательного стенда – принимая во внимание такие недостатки двигателя АИ-24В, как высокий удельный расход топлива и большая масса, резко снижавшие ЛТХ вертолета В-8 по сравнению с зарубежными аналогами (S-60, S-61, SA-321 и V-107), а также необходимость повышения безопасности полетов, руководство КБ приняло решение о создании на базе В-8 вертолета с двумя двигателями.

В конечном итоге Ми-8 превзошел вертолет Ми-4: по грузоподъемности – в 2,5 раза, по скорости – в 1,5 раза, по транспортной эффективности – более чем в 3 раза и составил серьезную конкуренцию вертолетам подобного класса на мировом авиационном рынке. В 1965 году, после показа на выставке в Ле Бурже на новый вертолет стали поступать заказы – на экспорт машина шла под обозначением Ми-17. С той поры для отечественных и зарубежных заказчиков на серийных заводах в Улан-Удэ и Казани построено более 12 тысяч вертолетов семейства Ми-8/17, но специалисты МВЗ им. М.Л. Миля не стремятся почивать на лаврах – полным ходом идет работа над созданием новой модернизированной версии всемирно известной машины.

«Сегодня по техническому заданию холдинга «Вертолеты России» ведутся опытно-конструкторские работы по глубокой модернизации вертолета Ми-171А1, – подчеркивает исполнительный директор ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля» Михаил Короткевич. – Новая машина получила обозначение Ми-171А2. Данная программа рассчитана на три года: к окончанию срока холдинг планирует вывести на рынок модернизированный и сертифицированный летательный аппарат, который, как ожидается, сможет обеспечивать продажи вертолетов в этой нише еще в течение 10-15 лет.

Кроме этого, МВЗ им. М.Л. Миля проводит различные виды работ по модернизации вертолетов семейства Ми-8/17 для российских и иностранных заказчиков. Например, совместная с ОАО «Казанский авиационный завод» работа по модернизации вертолета Ми-17В5 ведется по заказу Вооруженных сил Индии, причем в последние годы Ми-17В5 являлся одним из наших приоритетных проектов. Сейчас вертолет находится у заказчика на совместных летных испытаниях».

 

Ми-38 идет на помощь

 

Однако каким бы универсальным ни был вертолет Ми-8, есть ряд задач, которые другая машина способна решать более эффективно. Это новый среднетяжелый вертолет, потребность в котором давно существует на мировом рынке как у гражданских заказчиков, так и у силовых ведомств. Понимая, что созданный в данной «весовой категории» вертолет будет неизбежно востребован на российском и мировом рынках, руководство МВЗ им. М.Л. Миля, при поддержке холдинга «Вертолеты России», приступило к реализации программы, направленной на создание нового транспортно-пассажирского вертолета Ми-38.

«Вертолет Ми-38 будет способен решить те задачи, которые сегодня не выполняются вертолетами семейства Ми-8, – отмечает Генеральный конструктор МВЗ им. М.Л. Миля Алексей Самусенко. – Это будет уникальная машина, позволяющая работать над водными поверхностями и принимать участие в спасательных операциях. Причем вертолет находится в такой размерности, что он является очень привлекательным и комфортным для пассажиров – внутренние габариты кабины позволяют размещать 36 пассажиров в условиях, которые по комфортности выше, чем в эконом-классе».

Ми-38 обладает одними из лучших характеристик по грузоподъемности. В отличие от вертолета Ми-8 он может перевезти не 3, а 5 тонн груза, а на внешней подвеске – 7 тонн. Что касается интегрированного комплекса бортового оборудования, созданного для вертолета Ми-38, то в его основе лежит система электронной индикации, включающая пять многофункциональных индикаторов, на которых отображается вся пилотажно-навигационная информация, информация о работе двигателей и общевертолетного оборудования. Все пять индикаторов взаимозаменяемые и при «потере» одного, вся информация сохраняется для экипажа. Комплекс построен в соответствии с требованиями авиационных правил АП-29 и другими нормативными документами.

«Я считаю, что в целом, вертолет Ми-38 можно назвать вертолетом XXI века, так как нам удалось реализовать новейшие конструктивные решения, включая использование современного электронного оборудования и материалов, – говорит А. Самусенко. – К слову, композиционные материалы составляют более 30% от общего объема конструктивных материалов, используемых в этом вертолете. Из композитов выполнены такие чувствительные элементы конструкции вертолета, как лопасти несущего и рулевого винтов, а также части фюзеляжа. Планируется, что новый вертолет будет иметь увеличенные ресурсы и календарные сроки службы».

В ноябре 2010 года разработчик принял у серийного завода для проведения испытаний вторую опытную машину, ОП-2, – с двигателями компании «Пратт энд Уитни» PW-127TS, после чего на нем была выполнена программа летно-доводочных испытаний, в ходе которых проверялись основные летно-технические характеристики и возможности вертолета. Также на нем был отработан целый ряд специальных программ, а сразу после демонстрации машины на салоне МАКС-2011 руководство МВЗ им. М.Л. Миля планирует перейти к следующему этапу испытаний – заводским испытаниям.

Данная программа должна быть завершена в 2011 году, после чего намечено приступить к контрольным сертификационным испытаниям. Одновременно на ОП-1 с российскими двигателями ТВ7-117В разработки ОАО «Климов» будут выполняться заводские летно-доводочные испытания и в следующем году руководство МВЗ им. М.Л. Миля планирует перейти к его сертификационным испытаниям. В целом в течение 2012-13 годов разработчики планируют завершить весь объем полетов, а в 2014 году – закончить все работы по опытно-конструкторской части программы и освоению серийного производства, после чего – перейти к серийному выпуску Ми-38.

«Завершение сертификации Ми-38 с двумя типами двигателей планируется на 2014 год, и с 2015 года начнется серийное производство вертолета на ОАО «Казанский вертолетный завод», на котором уже ведется технологическая подготовка производства к серийному выпуску нового вертолета», – говорит директор программы Георгий Синельщиков.

Принимая во внимание высокий потенциал Ми-38, к нему уже есть высокий интерес со стороны таких знаковых эксплуатантов, как МЧС России, а также компаний «ЮТэйр», «Газпромавиа» и «Комиавиа». Ожидается, что машина найдет широкое применение в нефтегазовом секторе. В частности, об этом неоднократно заявлялось в рамках проведенной 16 июня 2011 года на подмосковной территории МВЗ им. М.Л. Миля научно-технической конференции «Перспективы применения вертолета Ми-38 в народном хозяйстве» для потенциальных заказчиков из нефтегазовой отрасли.

Все потенциальные эксплуатанты понимают, что Ми-38 – это современный вертолет отечественного производства, со всеми вытекающими из этого плюсами с точки зрения российского эксплуатанта. К тому же на мировом рынке аналогов Ми-38 нет, есть только более дорогой по стоимости и эксплуатации вертолет ЕН-101, который к тому же не нашел пока широкого применения в гражданской эксплуатации.

 

Внимание – легким вертолетам

 

В ноябре 2009 года, выступая на заседании Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ, вице-премьер Сергей Иванов сообщил, что «по данным Минтранса России, для обновления парка вертолетов гражданской авиации до 2020 года требуется примерно 1000 вертолетов, из которых 800 приходятся на экономичные легкие вертолеты». В связи с этим вопросом разработки новых, экономичных и с высокими летно-техническими характеристиками легких вертолетов руководство холдинга «Вертолеты России», в который организационно входит МВЗ им. М.Л. Миля, уделяет повышенное внимание. В линейке вертолетов марки «Ми» упор сделан на запуск в серию модернизированного Ми-34С1.

Работы по Ми-34 были в КБ еще в советское время, по техническому заданию МО СССР. Вертолет, получивший наименование Ми-34, был изготовлен МВЗ им. М.Л. Миля и в 1986 году была успешно завершена его оценка в подразделениях ВВС СССР. По итогам государственных испытаний было рекомендовано передать Ми-34 в серийное производство, а МАП СССР приняло решение на размещение последнего на заводе в городе Дубовое, тогда Молдавская ССР.

«Вертолет получился очень удачным, – подчеркивает Алексей Самусенко. – Причем конструкция вертолета позволяет экипажу выполнять на нем фигуры высшего пилотажа, более свойственные самолетам, чем вертолетам. Например, ту же «мертвую петлю» или «бочку». Соответственно, вертолет, его планер, его системы, держат высокое значение перегрузок, которые возникают в ходе выполнения этих фигур».

В начале 1990-х годов вертолет был сертифицирован и получил обозначение Ми-34С, но затем в программе наступил, если можно так сказать, застой, вызванный преимущественно нехваткой финансовых средств, и только 3-4 года назад, когда стало ясно, что на рынке имеется потребность в современных легких вертолетах, программа Ми-34 стала приоритетной.

Модернизированный вариант – Ми-34С1 – сохранил в себе все достоинства «спортивного» базового варианта, но приобрел коммерческие черты в облике, которые очень важны для заказчика. В итоге разработчикам удалось увеличить дальность полета до 450 км, заменить двигатель на более мощный повысить комфортность и улучшить внешний вид машины, то есть реализовать на практике те мероприятия, которые обычно сопутствуют успешным продажам любой новой техники. Разработчики планируют выйти на ресурс агрегатов вертолета в 5000 летных часов, тогда как межремонтный ресурс сначала будет 1000-1500 летных часов, а затем его доведут до 1700 летных часов. Другими словами, Ми-34С1 может стать вертолетом, который по ресурсам окажется не хуже существующих западных аналогов и даже выше. И вот, к очередному авиасалону МАКС российские вертолетостроители подошли уже с первым собранным летным образцом новой машины – во второй половине июля он совершил первый взлет и будет демонстрироваться на международном аэрокосмическом салоне МАКС-2011.

«В итоге мы получили добротно спроектированный вертолет с высокими расчетными летно-техническими и эксплуатационными характеристиками, которые, как мы надеемся, будут подтверждены в процессе его испытаний, – подчеркивает исполнительный директор МВЗ им. М.Л. Миля Михаил Короткевич. – К тому же конкурентоспособность Ми-34С1, возможно, будет обеспечивать и привлекательная цена».

 

Тяжелый транспортный – модернизированный

 

И, наконец, об уникальном вертолете – Ми-26, а точнее – о его модернизации, благодаря которой машина превращается в вертолет круглосуточного и всепогодного применения.

По воспоминаниям Алексея Самусенко, еще в начале 1990-х годов специалистам уже было совершенно очевидно, что вертолет Ми-26 надо модернизировать, причем именно в части бортовое радиоэлектронное оборудование. Данное предложение было представлено командованию армейской авиации, но, к сожалению, не нашло понимания. Однако только спустя почти 20 лет, ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля» в кооперации с ОАО «Роствертол» удалось в достаточно сжатые сроки реализовать первый этап программы модернизации самого грузоподъемного вертолета в мире. Новая версия получила обозначение Ми-26Т2.

«Два года назад мы выпустили конструкторскую документацию, – говорит А. Самусенко, – в конце 2010 года появился опытный образец, который до марта 2011 года прошел испытания, после чего уже летающий образец стали предлагать всем заинтересованным сторонам. И сразу же активный интерес к данным машинам появился у Министерства обороны России – военные начали закупать модернизированные базовые варианты Ми-26, отличающиеся наличием новейших средств связи и защиты, а также системы защиты от ПЗРК, а в перспективе Минобороны готово приобретать и новые Ми-26Т2».

В настоящее время МВЗ им. М.Л. Миля вместе с Минобороны России осуществляют процесс оформления всех необходимых документов с тем, что в кратчайшие сроки принять его на вооружение ВС России. Есть у машины и потенциальные зарубежные заказчики – в частности, Ми-26Т2 принимает участие в тендере, объявленном Минобороны Индии на закупку партии тяжелых транспортных вертолетов. Причем независимая оценка модернизированной машины этих заказчиков – самая высокая. По словам Алексея Самусенко, ожидалось, что до конца 2011 года компания выйдет на представление машины заказчику на оценку.

Кстати, в рамках выставки МАКС-2011 руководство МВЗ им. М.Л. Миля запланировало специальный сюрприз для специалистов и зрителей – в ходе летной программы будет продемонстрирован групповой полет строем новых вертолетов марки «Ми».

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru