Взрыв на крейсере «Адмирал Сенявин»

Одноколенко О., капитан 2 ранга
Газета «Красная звезда» за 11 сентября 1990 г.

Трагедия произошла 13 июня 1978 г. В этот по поверью несчастный день артиллерийский крейсер Тихоокеанского флота «Адмирал Сенявин» выполнял артиллерийские практические стрельбы главным калибром. На девятом залпе корабль содрогнулся от сильного взрыва. Связь с носовой башней главного калибра прервалась…

 

Рассказывает капитан 2 ранга Л.Мрочко (в то время редактор корабельной матросской газеты): «…День был муторный: на корабле полно гостей — артисты, писательская делегация. Сначала выполнили (и довольно успешно!) подготовительную стрельбу. А потом якобы по просьбе экипажа командир соединения контр-адмирал Варганов разрешил отстрелять и зачетную. Мы с корреспондентом «Красной звезды» капитаном 2 ранга Л.Климченко должны были идти в носовую башню, но мне принесли гранки свежего номера газеты, и я задержался. Он пошел один. Пока я вносил правку, началась стрельба. И вдруг — взрыв. Выбежал на верхнюю палубу и увидел, что носовая башня окутана дымом. Никто еще толком не понимал, что же произошло.

Когда отдраили бронированную дверь, живых в башне не оказалось. Все тридцать семь человек — расчеты боевого и перегрузочного отделений, а также присутствующие на стрельбе — погибли».

До 1990 года ни одна из газет не рассказала о трагедии, разыгравшейся двенадцать лет тому назад в Японском море. И только краткое сообщение в нашей газете о гибели при исполнении служебных обязанностей капитана 2 ранга Леонида Климченко самую малость нарушило предписанный прессе обет молчания.

На мой взгляд, брежневской эпохе «застоя» можно дать еще одно крылатое определение — время исключительно хороших новостей. Конечно, как и во всем мире, в стране происходило разное, но обнародовать такие факты можно было только после специального разрешения. От прессы ровным счетом ничего не зависело. Тем более в случае с «Адмиралом Сенявиным». Дело в том, что буквально накануне крейсер посетил Л.Брежнев. Выход в море на боевом корабле был как бы последней точкой в обставленной большой помпой его поездке на Дальний Восток.

Газеты тогда писали: «Золотой страницей войдет в историю крейсера выступление на нем Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища Л.И.Брежнева… Пришедшие с боевых постов сенявинцы, еще возбужденные только что отгремевшим учебным боем, принесшие с собой пороховой запах артиллерийских залпов, слушали слова Леонида Ильича, в которых была оценка и их ратного труда… Впечатляющее выступление Леонида Ильича Брежнева на крейсере «Адмирал Сенявин» вдохновляет тихоокеанцев, как всех советских воинов, на достижение новых рубежей в боевой и политической подготовке, в социалистическом соревновании». Сопровождали Брежнева во время выхода в море министр обороны СССР Маршал Советского Союза Д.Ф.Устинов и главнокомандующий Военно-Морским Флотом Адмирал Флота Советского Союза С.Г.Горшков.

Результаты выполнения огневого упражнения, насколько можно заключить по выступлению Брежнева, были тоже высоки. Командир крейсера капитан 2 ранга В.Плахов и заместитель командира корабля по политической части капитан 3 ранга И.Спицын получили из его рук часы с лаконичной гравировкой: «От Л.И.Брежнева 1978 г.». Зная традиции тех лет, нетрудно предположить, что и высокие результаты, и именные часы — все это было заранее предусмотрено по сценарию. Но даже если это действительно так, моряки здесь ни в чем не виноваты. В это время я и сам служил на крейсере аналогичного проекта и не по наслышке знаю, как высоко котировались боевые возможности этих кораблей и традиционно высокая выучка экипажей.

Но беда в том, что теперь «Адмиралу Сенявину» была предначертана особая пропагандисткая роль. Осчастливленный кратковременным визитом Генерального, он должен был «идти дальше и добиваться большего». Он был обречен на показуху, на многочисленных гостей, на слащавое внимание прессы, радио, телевидения, на лидерство в соревновании и на многое другое, что отравляет и без того непростую жизнь моряков. А это был уже немолодой корабль. Более двух десятков лет службы, более 200 тысяч океанских миль за бортом…

Итак, через два месяца и шесть дней после визита Брежнева на крейсере «Адмирал Сенявин» произошло чрезвычайное происшествие. Даже в официальных документах оно именовалось «тяжелым». Вот что показали результаты расследования. «При подаче электросигнала на производство девятого залпа правое орудие башни № 1 не выстрелило. Ошибочно в заряженное орудие был послан очередной снаряд. В результате произошло воспламенение заряда в каморе орудия. От вылетевшей струи газов воспламенились, приготовленные к стрельбе заряды, в башне возник пожар, быстротечно перекинувшийся на верхнее перегрузочное отделение».

С этого мгновения помещение башни превратилось в сущий ад. Всякое описание перед реальной картиной блекнет, да и вряд ли кто взялся бы описать страдания этих людей, укупоренных под броню по боевому расписанию…

Далее в материалах расследования говорилось следующее: «Причиной происшествия явились ошибочные действия расчета правого орудия башни и недостаточная натренированность личного состава по устранению возможных неисправностей и задержек при стрельбе». Также отмечалось, что происшествию способствовали серьезные упущения со стороны командования соединения и корабля. В частности, указывалось, что буквально накануне уволились в запас многие опытные матросы и старшины из боевого расчета башни. В их числе и командир злополучного орудия. Но этому немаловажному обстоятельству должного внимания не уделили. А молодежь, как выяснилось, еще не приобрела необходимых навыков, растерялась в нештатной ситуации. Был признан необоснованным и перенос зачетной стрельбы с августа на июнь. Совершенно справедливо указывалось, что ее выполняли без анализа и разбора подготовительной. Да и как было успеть с анализом и разбором, когда все происходило в один день. Интервал — несколько часов.

Погибших не судят. Живые участники этой стрельбы, казалось, были «примерно» наказаны. Приказом министра обороны командира крейсера и его заместителя по политчасти сняли с должностей и назначили с понижением. Также поступили и с командиром артиллерийской боевой части капитан-лейтенантом А. Шубиным. Командир соединения контр-адмирал В.Варганов, разрешивший перенос стрельбы, был предупрежден министром обороны о неполном служебном соответствии. Получили взыскания и другие должностные лица. Хотя что такое — снятие с должности за гибель тридцати семи человек!

Нет, я, как говорится, не жажду «крови» провинившихся. Более того — в какой-то мере даже сочувствую им. Ведь если внимательно присмотреться, все они были обречены, все, что называется, ходили под Богом — с того самого момента, когда где-то наверху приняли решение привести Брежнева именно на крейсер «Адмирал Сенявин». Ведь все отлично понимали: теперь у экипажа не будет возможности нормально, по плану совершенствовать боевую выучку. Как нет и не бывает такой возможности у других воинских коллективов, попавших по воле рока в число «показательных».

Давайте разберемся: только ли высокое мастерство экипажа предопределило эту участь крейсера? Думаю, нет. Надраенная до благородной желтизны деревянная палуба, отделанный на старинный манер интерьер флагманского салона — всего этого великолепия уже не было на более современных кораблях, где убранство и лейтенантской, и командирской кают заметно демократичнее. Ну и потом, — чем черт не шутит! — могли учесть и то, что молодые годы двое из высоких гостей имели непосредственное отношение именно к корабельной артиллерии. Главком ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С.Г.Горшков командовал артиллерийскими кораблями, а министр обороны СССР Маршал Советского Союза Д.Ф.Устинов, будучи перед войной заместителем главного конструктора, устанавливал и отлаживал артиллерийские системы главного калибра на легком крейсере «Киров» — в известной степени прототипе «Адмирала Сенявина». Словом, нюансов много. И как тут не предположить, что во время посещения высокими гостями Тихоокеанского флота крейсеру «Адмирал Сенявин» была уготована роль пресловутого рояля в кустах. Он должен был и покорить, и удивить, и напомнить…

И вот еще какие мысли не дают покоя. Многие считают, что перенос стрельбы был вызван исключительно митинговыми настроениями командования корабля — раньше срока отрапортовать, затмить успехами всех… Но мне представляется более возможным другой вариант. Как уже отмечалось, корабли этого проекта были построены еще в пятидесятые годы. За два десятилетия службы их механизмы и приборы не только морально устарели, но и весьма поизносились. По себе помню, с каким трудом давалась экипажу нашего корабля каждая стрельба… А тут сенявинцам уже на подготовительной сопутствовала удача. Неспроста решили отстрелять и зачетную, как говориться, пока прицелы еще не сбиты.

Но это, подчеркиваю, из области предположений. Там, где я искал ответы на возникшие вопросы, документов по трагедии на крейсере «Адмирал Сенявин» не оказалось. Секретчики пояснили: по приказу свыше эти документы были уничтожены. Это произошло еще при прежнем руководстве ВМФ.

Какие секреты были преданы огню? Теперь об этом можно только догадываться. Но одно не вызывает сомнения: было сделано все возможное, чтобы не досаждать товарищу Л.И.Брежневу напоминаниями о трагедии на корабле, который невольно оказался напрямую связан с его именем. Видимо, еще и по этой причине вокруг трагедии опустился глухой занавес молчания. Старались так, что даже не сочли возможным по-человечески проводить людей в последний путь — с положенными в подобных случаях словами официального соболезнования.

А может, Брежнев и не знал ничего? Утверждают, что в последние годы о дурных новостях ему просто не сообщали…

 

Когда верстался номер. В соответствии с планом сокращения состава флота во Владивостоке произведен ритуал спуска Государственного и Военно-морского флагов СССР на крейсере «Адмирал Сенявин», выслужившем установленные сроки.

30 мая 1989 г. крейсер был разоружён и исключён из состава ВМФ, а 15 декабря 1989 г. расформирован.

  


 

От редакции «Отваги»: Из 37 погибших на крейсере «Адмирал Сенявин» 36 моряков были захоронены в братской могиле на сопке, возвышающейся над заливом Стрелок в Приморье. Ниже приводится список личного состава войсковой части 99085, погибшего в башне ГК крейсера:

• Старший комендор матрос Николай Проничев из Уссурийска

• Командир отделения электриков старшина 2-й статьи Рамиль Шигабудинов из Челябинской области

• Командир отделения комендоров старший матрос Виктор Колунов из Омска

• Командир отделения электриков старшина 2-й статьи Виктор Виноградов из Ленинского района ЕАО

• Старший электрик матрос Анатолий Матрёнин из Поволжья

• Командир отделения комендоров матрос Иван Прудников из Омской области

• Старший комендор матрос Юрий Чернушевич из Ташкента

• Старший строевой старший матрос Александр Пинчук из Поронайска

• Старший строевой матрос Геннадий Галкин из Ташкента

• Старший комендор матрос Виктор Костылёв из Красноярского края

• Старшина команды комендоров старшина 1-й статьи Анатолий Курочкин из Саркандского района

• Электрик матрос Валерий Архипенко из Томской области

• Старший комендор матрос Алексей Бородин из Новосибирской области

• Ученик электрика матрос Сергей Скоробогатов из Октябрьского района Приморья

• Электрик ПУС матрос Наиль Сулейманов из Ульяновска

• Старший строевой старший матрос Леонид Шутов из Свердловской области

• Комендор УПБУ матрос Анатолий Юдин из Ташкентской области

• Командир отделения комендоров старшина 2-й статьи Виктор Ануличев из Московской области

• Командир отделения визирщиков старшина 1-й статьи Рашид Бибков из Семипалатинска

• Старший визирщик старший матрос Николай Ломаев из Омской области

• Старший комендор УПБУ матрос Сергей Столяров из Омской области

• Старший комендор матрос Александр Болдырев из Красноярского края

• Визирщик матрос Фарит Гилазиев из Ижевска

• Строевой матрос Александр Свинин из Ташкента

• Старшина команды комендоров башенных старшина 2-й статьи Сергей Подолько из Хабаровска

• Комендор УПБУ матрос Александр Ануфриев из Омска

• Строевой старшина 2-й статьи Виктор Пономарёв из Камчатской области

• Старший строевой матрос Махаммад-Али Ортиков из Узбекистана

• Боцман старшина 2-й статьи Александр Будаков из Бурятии

• Комендор УПБУ матрос Владимир Носков из Омска

• Старший механик БЧ-4 матрос Виктор Золотарёв из Липецкой области (В братской могиле не захоронен. Родственники похоронили его на родине)

• Старшина команды старшина 2-й статьи Иван Аникин из Омской области

• Командир отделения УПБУ старшина 2-й статьи Александр Дадонов из Охи (Сахалин)

• Старший лейтенант Александр Пономарёв из Саратовской области

• Лейтенант Александр Белюга из посёлка Смирных (Сахалин)

• Лейтенант Валерий Марданов из Ульяновской области

• Постоянный корреспондент «Красной звезды» по Дальнему Востоку капитан 2-го ранга Леонид Климченко

 

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru