Специальные колесные шасси для систем вооружения

Александр Тарасов – исполняющий обязанности начальника ФГУ «21 НИМИ Минобороны России», доктор технических наук; Андрей Шелест – начальник отдела исследований и испытаний специальных колесных шасси и тягачей, кандидат технических наук; Вадим Демик – заместитель начальника отдела исследований и испытаний специальных колесных шасси и тягачей, кандидат технических наук
Журнал «Военный парад» 02-2009

Специальные колесные шасси и тягачи (СКШТ) и разработанные на их базе седельные и балластные тягачи – важнейшая составляющая военной автомобильной техники, во многом определяющая боевой потенциал отечественных Ракетных войск стратегического назначения, Сухопутных войск, Военно-воздушных сил, Военно-морского флота и других войск.

СКШТ предназначены для монтажа, транспортирования и обеспечения боевого применения вооружения и военной техники (ВиВТ), способствуют успешному ведению боевых действий.

Необходимость разработки специальных транспортных баз (ТБ) была вызвана созданием в конце 50-х годов XX века комплексов вооружения большой массы и габаритов, прежде всего ракетного вооружения (РВ). С этого времени начался поиск компоновочных и конструктивных решений колесных машин, коренным образом отличающихся от ранее выпускавшихся в стране двух- и трехосных автомобилей.

Поскольку в стране и за рубежом не было таких машин и, соответственно, теоретических проработок в этой области, разработчикам на первых порах приходилось действовать по интуиции, создавая многочисленные модели и макетные образцы, постепенно накапливая опыт и добиваясь положительных результатов.

В создании СКШТ изначально принимали участие многие организации и предприятия, специализирующиеся на разработке тяжелых транспортных средств для ВС. Основные из них – 21-й Научно-исследовательский испытательный институт автомобильной техники МО СССР (в настоящее время ФГУ «21 НИИИ Минобороны России») – организация, разрабатывающая общую идеологию и концепцию создания, развития и совершенствования ТБ тяжелого крупногабаритного ВиВТ, и четыре головных завода-изготовителя.

Всего же кооперация по создание СКШТ включает несколько десятков организаций и предприятий. Это научно-исследовательские учреждения видов и родов войск Министерства обороны, гражданские научно-исследовательские институты, занимающиеся проблемами создания транспортных средств большой грузоподъемности, конструкторские бюро – разработчики ВиВТ, предприятия и заводы по производству основных комплектующих (двигателей, агрегатов трансмиссии, шин, электрооборудования и т.д.).

Основными отличиями СКШТ от автомобилей многоцелевого назначения являются:

• большая монтажная длина и ширина рамы, позволяющая размещать крупногабаритные изделия ВиВТ,

• независимая подвеска всех колес для обеспечения требуемой плавности хода, вибронагруженности экипажа и монтируемого ВиВТ,

• «разрезные» мосты и шины большого диаметра, в основном широкопрофильные, для обеспечения повышенного дорожного просвета,

• полноприводность как необходимое условие высокой проходимости по деформируемым опорным поверхностям.

СКШ укомплектовываются дизельными двигателями большой мощности и сложной трансмиссией, которые обусловливают требуемые энерговооруженность, тягово-скоростные свойства и подвижность.

Повышенные требования к ТБ со стороны разработчиков подвижных комплексов вооружения вызвали необходимость разработки специальных образцов с высоким уровнем технических и эксплуатационных характеристик. СКШТ прошли сложный путь развития от трехосных образцов до двенадцатиосных, от семитонной грузоподъемности до 80-тонной, от одиночных машин до многоосных двух-трехзвенных автопоездов, в ряде случаев не имеющих аналогов в мире.

Первоначально транспортные базы разрабатывались под конкретные образцы РВ. Одним из первых был тактический ракетный комплекс (ТРК) «Луна», в последующем «Луна-М». Для его размещения в конце 1950-х – начале 1960-х годов было разработано несколько образцов шасси. Наиболее удачным было шасси ЗИЛ-135ЛМ. Позднее была создана модификация ЗИЛ-135ЛМП.

Шасси ЗИЛ-135ЛМ необычно скомпоновано – последовательно: кабина -силовая установка и трансмиссия -свободная часть рамы. Особенности конструкции: колесная формула 8×8.1, разнесенные крайние и сближенные соседние оси (осевая формула 1-2-1), управляемые колеса 1 и 4 осей (формула управления 1-00-4), бортовая схема раздачи мощности по колесам, двухдвигательная силовая установка с приводом колес борта от «своего» двигателя, механическая трансмиссия, безрессорная стеклопластиковая кабина переднего расположения, эластичные, регулируемые по давлению воздуха шины. Грузоподъемность 8,5 т, полная масса 20 т, мощность силовой установки360 л.с., максимальная скорость60 км/ч, наименьший радиус поворота12,5 м.

По компоновочной схеме и на основе конструктивных решений, аналогичных СКШ ЗИЛ-135ЛМ, была разработана и поставлена под монтаж подвижных комплексов ракетного и другого вооружения большая группа трех-четырехосных шасси. Это трехосные плавающие корпусные шасси БАЗ-5937 и БАЗ-5939 грузоподъемностью 7 т (ЗРК «Оса»), БАЗ-5921 и БАЗ-5922 (ТРК «Точка»), БАЗ-5947 (ЗРК и другое вооружение). Четырехосное рамное шасси БАЗ-135МБ грузоподъемностью 9,8 т (РК «Редут», ПУ ДПЛА «Рейс»), четырехосное корпусное плавающее шасси БАЗ-6944 грузоподъемностью 12 т (ОТРК «Ока»), четырехосные корпусные шасси БАЗ-69441 (плавающее) грузоподъемностью 13 т и БАЗ-69481 (неплавающее) грузоподъемностью 14 т (ОТРК «Ока-М»), четырехосные рамные шасси БАЗ-6950, БАЗ-69501, БАЗ-69502, БАЗ-6954 грузоподъемностью 14-17 т (монтаж ракетного и другого вооружения), четырехосный рамный тягач БАЗ-6953 (буксирование артсистем «Гиацинт-Б», «Мста-Б» и других прицепных систем полной массой 15 т).

Для более тяжелых комплексов ВиВТ было разработано четырехосное СКШ МАЗ-543, позднее его модификация – шасси МАЗ-543М. Компоновка шасси МАЗ-543 необычная: в носовой части разнесенные по бортам две кабины – двигатель и гидромеханическая передача (ГМП) между кабинами – свободная часть рамы. Особенности конструкции: колесная формула 8×8.1, тележечная схема ходовой части (осевая формула 2-2), управляемые колеса 1 и 2 осей (формула управления 12-00), мостовая схема раздачи мощности по колесам, дизельный двигатель танкового типа мощностью525 л.с., гидромеханическая трансмиссия, независимая подвеска всех колес, две двухместные кабины, широкопрофильные шины регулируемого давления. Грузоподъемность шасси 19 т, полная масса 39 т, максимальная скорость60 км/ч, наименьший радиус поворота13,5 м.

По такой же схеме и с использованием конструктивных решений, аналогичных СКШ МАЗ-543, в 1960-80-х годах были созданы четырехосные шасси и тягачи семейства «Оплот», шестиосное МАЗ-547А, семиосное МАЗ-7917, в 1990-х годах – восьмиосное МЗКТ-79221, а также четырехосные тяжелые тягачи.

СКШ МАЗ-543 и его модификации применялись для различных ВиВТ. Вот некоторые примеры: шасси МАЗ-543 (ОТРК «Темп» и «Темп-С»), МАЗ-543А (РСЗО «Смерч», машина обеспечения боевого дежурства МОБД), МАЗ-543В (МОБД РК «Пионер»), МАЗ-543М (МОБД РК «Пионер», ЗРС С-300 и С-400, РК «Рубеж» и «Бал», артиллерийский комплекс «Берег», АСУ «Байкал-1» и многие другие образцы).

В качестве транспортных баз стратегических ракетных комплексов используются шестиосные шасси МАЗ-547А (РК «Темп-2С»), МАЗ-547В (РК «Пионер»), семиосные шасси МАЗ-7912 и МАЗ-7917 (РК «Тополь»), восьмиосное шасси МЗКТ-79221 (РК «Тополь-М»).

Тяжелые четырехосные тягачи МАЗ-537 и его модификации более 30 лет состояли на снабжении армии и в составе прицепных и полуприцепных автопоездов служили основным средством транспортирования бронетанковой и другой тяжелой гусеничной техники и вооружения. С конца 1980-х годов их заменили на четырехосный тягач КЗКТ-7428 и его модификации.

По мере увеличения номенклатуры различных комплексов вооружения и, как следствие, количества базовых образцов шасси и их модификаций становилось все более очевидным отсутствие единого подхода к разработке транспортных баз под конкретные изделия ВиВТ.

В 1990-х годах была поставлена задача создания СКШТ многофункционального назначения в составе унифицированных семейств. Появилось семейство СКШТ «Вощина-1», призванное заменить в классе грузоподъемности 14-18 т ранее выпускаемые многочисленные образцы. Новые СКШТ приняты на снабжение Вооруженных сил в начале 2000-х годов.

Базовый образец семейства БАЗ-6909 имеет компоновку, аналогичную компоновке предшественников: кабина – силовая установка и трансмиссия – свободная часть рамы. Особенности конструкции: колесная формула 8×8.1, схема ходовой части 2-2, формула управления 12-00, мостовая схема раздачи мощности по колесам, дизельный двигатель автомобильного типа ЯМЗ мощностью500 л.с., механическая трансмиссия, независимая подвеска всех колес, трехместная кабина, широкопрофильные радиальные шины регулируемого давления. Грузоподъемность 18 т, полная масса 36,5 т, максимальная скорость80 км/ч, наименьший радиус поворота14 м.

В семейство «Вощина-1», кроме шасси БАЗ-6909, входят длиннобазное четырехосное шасси БАЗ-6910 грузоподъемностью 20 т, трехосное шасси БАЗ-69092 грузоподъемностью 13 т, трехосный седельный тягач БАЗ-6402 для буксирования прицепных систем полной массой до 29,5 т, четырехосный седельный тягач БАЗ-6403 для буксирования прицепных систем полной массой до 70 т, четырехосный балластный тягач БАЗ-6306 грузоподъемностью 11 т для буксирования прицепных систем до 50 т.

СКШТ семейства «Вощина-1», востребованы для широкого ряда разрабатываемых изделий ВиВТ. В настоящее время они применяются в интересах вооруженных сил в качестве транспортных баз ЗРС С-300 и С-400, ЗПРК «Панцирь-С1», РЛС, пунктов боевого управления, а также буксирования тяжелых артсистем типа «Гиацинт-Б» и «Мста-Б».

С конца 1990-х годов в классе грузоподъемности 22-24 т изготавливаются многофункциональные четырехосные шасси МЗКТ-7930 взамен ранее выпускавшихся многочисленных образцов. На них применена типичная для СКШ компоновка. Особенности конструкции: колесная формула 8×8.1, формула управления 12-00, мостовая схема раздачи мощности, дизельный двигатель автомобильного типа ЯМЗ мощностью500 л.с., механическая трансмиссия, независимая подвеска всех колес, передняя трехместная кабина, широкопрофильные шины регулируемого давления. Грузоподъемность шасси 22-24 т, полная масса 43,3 т, максимальная скорость70 км/ч, наименьший радиус поворота15 м. МЗКТ-7930 служит транспортной базой ОТРК «Искандер-М» и «Искандер-Э», РСЗО «Ураган-1М», радиолокационных средств ЗРС С-400, РК «Бал» и «Бастион», мостоукладчика ТММ-6 и других ВиВТ.

СКШТ за пять десятилетий прошли сложный процесс становления, развития и совершенствования. В них вложен талант и труд многих коллективов ученых, конструкторов, технологов, производственников, испытателей головных заводов и предприятий-смежников, научно-исследовательских организаций. Конструкция СКШТ из года в год претерпевает изменения, постоянно идет поиск путей повышения эффективности их использования, оптимизации показателей технических и эксплуатационных характеристик, отрабатываются новые компоновочные схемы, разрабатываются более совершенные агрегаты, узлы и системы, совершенствуются технологические процессы, методы контроля качества, формы и организация производства.


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru