Загадка гибели Гагарина

27 марта 1968 года, совершая свой последний полет совместно с летчиком-инструктором В.Серегиным, погиб первый космонавт Земли Юрий Гагарин.

Несмотря на огромную работу, проделанную Государственной комиссией по расследованию причин этой авиакатастрофы, тогда довести дело до конца не дали и никакого официального заключения не опубликовали. Трудность подведения итогов заключалась не в том, что остались какие-то важные нераскрытые обстоятельства. За эти годы удалось установить и доказать достоверность всех главных событий, связанных с катастрофой. Проблема состояла в том, чтобы без лишних деталей и технических подробностей рассказать о случившемся, по возможности не нарушая профессиональной строгости.
Расследование удалось завершить на основе целостной системы анализа. Прежде всего, члены комиссии старались собрать и получить объективную информацию. Добившись доступа к архивным материалам комиссии, а они содержатся в 29 томах, постепенно дополняли их новыми фактами из личных заметок членов комиссии, экспертов и очевидцев. Важные сведения дали новые лабораторные эксперименты. Немало дополнительных материалов члены комиссии получили из переписки с читателями и многочисленных дискуссий.
Основным критерием отбора и проверки информации служил такой тест: она признавалась достоверной, если два или более независимых способа ее получения давали схожие результаты. Так классифицировались, сопоставлялись, анализировались все собранные материалы и формировались базы данных и знаний об этом событии. Затем строились различные предположения о предпосылках аварийной ситуации и создавался сценарий ее развития.
Все наши гипотезы, а также замечания, соображения и версии, предлагаемые оппонентами, проверялись и уточнялись разными путями – это и анализ на непротиворечивость, и лабораторные эксперименты, и моделирование полета на компьютерах, и изучение всей информации. Так была сформирована наиболее вероятная картина развития событий.
Кропотливый анализ выявил пять предпосылок аварийной ситуации.
Во-первых – плохие погодные условия. О том, что в тот день, 27 марта 1968 года, они постепенно ухудшались, свидетельствуют, прежде всего, кольцевые карты погоды. Неточные сведения о погоде были даны на предполетной подготовке, вылет самолета – разведчика погоды запоздал.
Во-вторых – конструктивные недостатки самолета. УТИ МиГ-15 – старая машина производства 1956 года, прошла два ремонта (неизрасходованный ресурс конструкции 30%); двигатель РД-45Ф также производства 1956 года, прошел четыре капитальных ремонта (неизрасходованный ресурс 30%). На самолете были установлены два подвесных топливных бака емкостью по 260 литров, неудачных в аэродинамическом отношении. Они снижают допустимые перегрузки почти в 3 раза – это означает, что самолет переходит на неуправляемый режим значительно раньше. Наконец, конструкция системы спасения экипажа на УТИ МиГ-15 такова, что первым должен катапультироваться инструктор, иначе его спасение будет поставлено под угрозу.
В-третьих – неудовлетворительная организация радиолокационного слежения за полетами. Из-за неисправности оборудования не работали фотоприставки для съемки экранов радиолокационных станций (это мешало в полной мере отслеживать меняющиеся положения самолетов), вышел из строя наземный радиовысотомер. В конце полета УТИ МиГ-15 Гагарина и Серегина был потерян, вместо него руководитель полета вел на экране радиолокатора другой самолет, видимо Су-11. Ошибка была обнаружена только через 12 минут после катастрофы.
В-четвертых – серьезные нарушения в планировании полетов. Руководитель не имел полной информации о взлетавших и находящихся в воздухе самолетах; время вылета некоторых из них не выдерживалось; изучение плановой таблицы в день полетов было беглым (не рассматривалась складывающаяся обстановка в зонах полета и на маршруте).
В-пятых – генерал Н. Ф. Кузнецов, отвечавший за организацию тренировочных полетов, мог и должен был отменить полет Гагарина, поскольку не имел возможности повлиять в целом на сложившуюся обстановку на аэродроме «Чкаловский «, где все и происходило. Он этого не сделал, более того, из-за его действий, особенно придирок к Серегину, перед полетом возникла недопустимая нервозность.
В результате полет в зону между облаками был спланирован с нарушениями руководящих документов: начало полетов не было перенесено, несмотря на задержку с воздушной разведкой; допущены опасные сближения самолетов, грозящие их столкновением. Так, через минуту после взлета Гагарина и Серегина в воздух поднялась пара более скоростных самолетов МиГ-21 и обогнала их в облаках. В соседней зоне в это же время летал другой самолет УТИ МиГ-15. Расстояние между ними могло достигать по разным оценкам от 10 до 2 километров. Но особенно опасной была ситуация с истребителем Су-11, информации о котором у руководителя полетов не было вообще.
Зная все эти факты, можно описать наиболее вероятную картину развития катастрофы. Прилетев в зону, Гагарин приступил к выполнению запланированного упражнения. Он успел сделать один-два виража, но, видимо, Серегин, оценив обстановку, сократил задание. Наиболее вероятные причины решения о досрочном возвращении – плохие погодные условия и обнаруженный экипажем в соседней зоне второй самолет. Вместо двадцати минут они были в зоне только четыре. После этого, находясь на высоте около 4000 метров, Гагарин доложил: «Задание в зоне закончил». Речь его была совершенно спокойной, значит, на борту был полный порядок. Но примерно через минуту самолет столкнулся с землей.
Что же произошло за эту последнюю минуту полета? Будь на самолете «черные ящики», по их записям члены комиссии бы промоделировали на ЭВМ весь дальнейший полет. Главное – нам не хватало данных о том, как летчики управляли самолетом в процессе падения, прежде всего – зависимости углов отклонения рулей от времени. Поэтому пришлось начать с другого конца. Все полетные параметры, положение самолета и рулей были установлены для момента удара его о землю. Решив уравнения динамики движения, удалось найти коридор, за который не мог выйти конечный участок траектории от облаков до земли. И хотя машина находилась на закритическом режиме – угол атаки (между осью самолета и направлением вектора скорости) был порядка 20о, летчики к этому моменту сумели ликвидировать вращение и крен. Избегая столкновения с землей, они не «рванули» ручку на себя до отказа, а энергично, но постепенно выводили самолет из пикирования. Несмотря на огромные 10-11-кратные перегрузки, пилоты не довели самолет до разрушения. Для спасения им не хватило всего 150 метров высоты и полутора секунд.
Далее нужно было приближенно состыковать начальные данные о полете с конечными, зная, что падение продолжалось около одной минуты. Все переменные аэродинамические характеристики самолета были получены расчетами на ЭВМ. После этого появилась возможность моделировать многие версии снижения самолета (спираль, полуспираль, пикирование). Но концы с концами не сходились, пока не обратились к гипотезе о штопоре: когда члены комиссии предположили, что самолет вошел в штопор и сделал 3-5 витков, все встало на место.
Много споров и предположений вызвало то обстоятельство, что экипаж не катапультировался. Специалист в этой области полковник-инженер в отставке летчик I класса И. Б. Качаровский объяснил это так:
«... Нетрудно представить себе сложившуюся ситуацию. Серегин, оценив обстановку, как командир экипажа дает команду Гагарину катапультироваться. Но тот, зная, что по техническим условиям это должен первым сделать инструктор, напоминает ему об этом. Гагарин понимает, что, спасая свою жизнь, подвергает опасности жизнь учителя и друга. Каждый из них думает не о себе, а о товарище, настаивая, чтобы тот покинул самолет первым. И было-то в их распоряжении каких-нибудь секунд 15. В том, что это было так, у меня нет никаких сомнений».
В сложившейся обстановке экипаж, видимо, еще надеялся справиться с ситуацией или катапультироваться позже. Летчики опирались на полученные данные о высоте облаков. Единственный прибор, по которому они могли ориентироваться, был баровысотомер. Но при интенсивном снижении самолета его показания запаздывают (дают завышенные данные о высоте). Это происходит из-за инерционности воздушного объема в трубопроводах и приборах. Данный факт известен летчикам, но они могли не учесть, что на спарке с двумя кабинами и комплектами приборов этот эффект почти удваивается. Лабораторные эксперименты, проведенные нами уже в 90-е годы, показали, что ошибка могла достигать 300-400 метров.
Ошибочная информация о высоте облачности (нижний край не 900 метров, а 350-400) в сочетании с неправильными показаниями высотомера дали летчикам неверное представление о запасе высоты и времени, которым они располагали. И еще одно неблагоприятное обстоятельство – местность в районе катастрофы, как оказалось, была метров на 30 выше, чем на аэродроме, где устанавливали баровысотомер. Когда, выйдя из облачности, экипаж сориентировался, катапультироваться было поздно.
И все же самые большие сомнения вызывало утверждение, что самолет попал в штопор. В этой связи заслуживает внимания такое обстоятельство: к 1968 году прошло уже 12 лет, как УТИ МиГ-15 был снят с производства, однако давно запланированные летные испытания на сваливание и штопор самолета с подвесными баками так и не были проведены. Тем не менее в 1968 году, анализируя все объективные данные о последней минуте полета Гагарина и Серегина, специалисты Центрального аэрогидродинамического института, Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского, Летно-испытательного института и Опытного конструкторского бюро им. А. И. Микояна пришли к выводу, что самолет попал в штопор. С этим согласились, хотя и не сразу, опытные летчики, принимавшие участие в работе комиссии.
Сомнения наших оппонентов основательны в одном: прямых доказательств, что самолет Гагарина и Серегина попал в вихревой след впереди летящего самолета, нет. Поэтому изучалась более достоверная ситуация – неожиданное сближение с другим самолетом и уклонение от него, а попадание в вихревой след рассматривалось как возможное сопутствующее обстоятельство.
Тщательное моделирование этой ситуации на компьютерах позволило воспроизвести динамику полета УТИ МиГ-15 вплоть до выхода на режим сваливания при внезапном сближении с летящим впереди самолетом. Было рассмотрено много вариантов как с попаданием в вихревой след, так и только с маневром на уклонение. Установлено, что это могло быть наиболее вероятной причиной попадания в штопор, поскольку при правильной и согласованной реакции летчиков в подавляющем большинстве подобных случаев самолет выходил на режим несимметричного срыва и сваливание.
Огорчает зачастую некорректность ведения дискуссий со стороны оппонентов, а также отсутствие фактов и доказательств, подтверждающих их версии. Главная проблема не в высказывании версии со ссылкой на свой опыт, а в подтверждении ее справедливости. Между утверждениями «так могло быть» и «так было» – огромная разница.
Нельзя согласиться с доводами о вине экипажа в собственной гибели. Иногда об этом говорится деликатно, но вот Н. Ф. Кузнецов в своей брошюре «Правда о гибели Гагарина» прямо называет Серегина виновником трагедии. То же мнение отстаивает летчик Ю. В. Куликов. Чтобы внести ясность в этот важный вопрос, а также согласовать мнения различных специалистов по другим аспектам этой проблемы, девять участников расследований – летчики С. А. Микоян, А. И. Пушкин, С. В. Петров, летчики-космонавты Г. С. Титов, А. А. Леонов, ученые и авиационные инженеры С. М. Белоцерковский, А. В. Майоров, П. Г. Сигов и А. М. Сосунов составили и опубликовали коллективное заключение. Полностью оно было напечатано в журнале «Гражданская авиация» (№ 7, 1989 год). Приведём лишь некоторые выдержки из него.
«Давая заключение о подготовленности Серегина как летчика-испытателя и инструктора, члены комиссии имеем возможность судить об этом не только по документам, но и по многолетней совместной испытательной работе ... Полеты в качестве летчика-испытателя он начал на самолете УТИ МиГ-15. Хорошая инженерная подготовка, опыт летчика, прошедшего суровую школу войны, позволили Владимиру Сергеевичу быстро войти в строй летчиков-испытателей. Ему не раз приходилось попадать в трудные ситуации, совершая сложные испытательные полеты, в том числе при выработке рекомендаций по минимуму погоды при заходе на посадку, по установлению летных ограничений и т. д. В мае 1958 года ему была присвоена квалификация летчика-испытателя 2 класса, а в 1967 году – 1 класса, с 1964 года он – военный летчик 1 класса, причем эту квалификацию подтверждал опыт инструкторской работы, общий налет более 4 тысяч часов. Как летчик он был очень надежен, хладнокровен, квалифицирован и в высшей степени дисциплинирован ... Отсутствие «черных ящиков» с записями всех действий летчиков не позволяет точно восстановить все, что происходило на последнем этапе полета. Однако на ряд важных вопросов может быть дан однозначный ответ. Так, имеющиеся материалы позволяют объективно оценить уровень управления самолетом на последних секундах полета после выхода из облаков. Здесь действия летчиков следует рассматривать как оптимальные: на закритическом режиме (α = 20о при 10-11-кратной перегрузке) они пилотировали самолет без крена и скольжения, «выжали» из техники все возможное, пытаясь вывести из пикирования самолет и избежать столкновения с Землей».
Вообще говоря, позиция оппонентов, оценивающая роль «человеческого фактора», обоснованна, но ее слабое место – отсутствие мало-мальски убедительного анализа катастрофы и конкретных ошибок экипажа, в наличии которых они убеждены.
Имеем ли члены комиссии право приписывать вину Серегину и Гагарину? Ведь невозможно отрицать, что должный авиационный порядок при организации их тренировочного полета был нарушен. В 1968 году признание этого факта грозило карами многим. Неужели и сегодня ложная забота о престиже некоторых служб в те годы и спокойствии должностных лиц – пенсионеров дает нам право на такой шаг?
Еще несколько замечаний. Утверждение о том, что «подвесные баки существенно на сваливание и штопор не влияют», необоснованно. По трубным и, главное, летным испытаниям допустимая перегрузка при двух баках по 260 литров была снижена с восьми (без баков) до трех.
Все эти годы я собирал и анализировал огромный материал по данной проблеме. В моем архиве более тысячи публикаций и писем-откликов. С самого начала расследований у меня не было стремления искать конкретных виновников – для истории это уже не столь важно. Но некоторые участники тех событий с неспокойной совестью и недоброжелатели своими публичными выступлениями и публикациями втянули меня в горячие дискуссии, вынудив называть их имена.
Подводя итоги многолетних исследований и раздумий, позволю себе дать свое заключение.
В последнем полете Гагарин и Серегин проявили высокий профессионализм, мужество и благородство. Версии о потере сознания, отравлении, нетрезвом состоянии экипажа не имеют под собой никакого основания и опровергнуты данными объективных независимых анализов. Физическое состояние Гагарина и Серегина до конца было нормальным, а действия – активными и грамотными.
Никаких свидетельств – прямых или косвенных – о попытках совершить террористические акты или иные злонамеренные действия не обнаружено. Взрывов в кабине, поражения ракетой не было. Версия об убийстве Гагарина абсурдна.
Экипаж умело вел самолет, прилагая все силы, чтобы избежать столкновения с землей. Но оно все же произошло, и самолет разрушился в результате удара о землю. Доказательно выявить прямых виновников трагедии невозможно. Катастрофа – результат безобразных беспорядков в организации тренировочных полетов Гагарина, безответственности ряда должностных лиц, в том числе высоких руководителей.
Работа Государственной комиссии и дальнейшие исследования катастрофы стали важным этапом в познании реальной авиационной жизни. Этот опыт получил развитие при расследовании других сложных катастроф, в частности, гибели при взлете в Ташкенте в 1987 году самолета Як-40 из-за попадания в вихревой след Ил-76 и некоторых других.
Многие специалисты и летчики, оставаясь в плену привычных представлений, до сих пор недооценивают опасность попадания в вихревые следы другого самолета. А между тем в последние десятилетия проблема обеспечения вихревой безопасности полетов стала весьма актуальной. С ней связывают целый ряд авиакатастроф. Уже появляются научные центры по изучению этого явления, сформировалось новое научное направление «Компьютерная вихревая аэродинамика».
В связи с постоянным ростом интенсивности и объема авиационных перевозок на первый план выдвинулась весьма важная комплексная проблема – обеспечение безопасности и экономичности полетов. Компьютерные технологии и ЭВМ развиваются стремительно и уже сейчас дают основную информацию в этой области. Естествен но, они начинают играть определяющую роль, хотя, безусловно, значение лабораторного и летного экспериментов будет всегда велико.
Почти безнадежным кажется поиск выхода из психологического тупика – преодолеть барьер личной и ведомственной необъективности. И все же установить истинные причины катастрофы с самолетом Юрия Гагарина объективно необходимо. Это нужно всем, чтобы в дальнейшем подобная ситуация не могла повториться. Естественно, ни одна ответственная сторона не хочет оказаться в числе виновников и понести наказание. Выход здесь видится только один: нужно перераспределить функции и права участников расследований и отделить процесс научного и технического анализа от поиска виновных.

Доктор технических наук С. БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ

Предыдущие дни в русской истории:

26 марта в русской истории→ Подвиг Ивана Сусанина

25 марта в русской истории→ И было первое Русское слово...

24 марта в русской истории→ День пробуждения медведя или что было до Масленицы

23 марта в русской истории→ Последний переворот в России

22 марта в русской истории→ Первая в СССР Центральная студия телевидения

21 марта в русской истории→ Михаил Ефимов и его первый полёт на аэроплане

20 марта в русской истории→История Андреевской звездырия Андреевской звезды

19 марта в русской истории→Первый визит русского царя в Европу

18 марта в русской истории→Первый выход в открытый космос мог стоить Леонову жизни

17 марта в русской истории→ Т-34 - первый выход

16 марта в русской истории→ Владимир Маяковский и «Бродячая собака»

15 марта в русской истории→ Явление Матери Божией в день отречения Николая II от престола

14 марта в русской истории→ Огонь - судьба Манежа?

13 марта в русской истории→ Убийство Александра II

12 марта в русской истории→ Первая радиограмма в мире

11 марта в русской истории→ Дважды легендарный миноносец

10 марта в русской истории→ Тайна смерти Булгакова

9 марта в русской истории→ Похороны Сталина

8 марта в русской истории→ Советская атомная бомба

7 марта в русской истории→ Иван Фёдоров и его типография

6 марта в русской истории→ Балатонская операция

5 марта в русской истории→ ЯК-28

4 марта в русской истории→ Вертолёт Братухина Омега

3 марта в русской истории→ ПАК ФА Т-50

2 марта в русской истории→ Даманский конфликт

1 марта в русской истории→ Кронштадский мятеж

29 февраля в русской истории→ 776-я высота

28 февраля в русской истории→ Первый в мире ракетоплан РП-318
27 февраля в русской истории→ Ан-22 «Антей»

26 февраля в русской истории→ Тульский оружейный завод
25 февраля в русской истории→ Пожар в гостинице «Россия»

24 февраля в русской истории→ Нижне-Силезская операция
23 февраля в русской истории→ За что депортировали чеченцев и ингушей

22 февраля в русской истории→ Краснокутская битва

21 февраля в русской истории→ Бронепоезда Великой Отечественной

20 февраля в русской истории→ Орбитальная станция «Мир»

19 февраля в русской истории→ Су-35С

18 февраля в русской истории→ Раковорская битва
17 февраля в русской истории→ Корсунь-Шевченковская операция

16 февраля в русской истории→ КамАЗ

15 февраля в русской истории→ День памяти воинов-интернационалистов

14 февраля в русской истории→ Рабоче-Крестьянский Красный Флот

13 февраля в русской истории→ Будапештская операция, взятие Будапешта

12 февраля в русской истории→ Василий Иванович Чуйков

11 февраля в русской истории→ История табакокурения в России

10 февраля в русской истории→ Морская академия

9 февраля в русской истории→ Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»

8 февраля в русской истории→ Легендарный побег лётчика Девятаева

7 февраля в русской истории→ Оборона Владимира

6 февраля в русской истории→ Первая стратегическая бомбардировка

                                                → МИГ-17

5 февраля в русской истории→ Елисеевский магазин

4 февраля в русской истории→ Американские НЛО в советском небе

3 февраля в русской истории→ Малая земля

2 февраля в русской истории→ Конец армии Паулюса

1 февраля в русской истории→ Ту-2

31 января в русской истории→ Кунсткамера Петра I

30 января в русской истории→ Атака века

29 января в русской истории→ Присоединение Грузии к России

28 января в русской истории→ Рабоче-Крестьянская Красная Армия

27 января в русской истории→ Забытая победа на Верхнем Дону

26 января в русской истории→ Первая печатная карта Руси

25 января в русской истории→ Первое потопление судна торпедой

24 января в русской истории→ Первый Морской устав в России

23 января в русской истории→ Осоавиахим – первый по содействию обороне

22 января в русской истории→ Покушение на Брежнева

21 января в русской истории→ Емельян Пугачев

20 января в русской истории→ Бомбардировщик М-4(«Бизон»)

19 января в русской истории→ Первый советский магнитофон

18 января в русской истории→ Воссоединение Украины с Россией

                                                     → Вяземская воздушно-десантная операция

17 января в русской истории→ 49 дней

16 января в русской истории→ Буденовка

15 января в русской истории→ Золотой стандарт рубля

14 января в русской истории→ Новый, но по старому

                                                     → Январский гром

13 января в русской истории → Восточно-Прусская операция

12 января в русской истории → Прорыв блокады Ленинграда

11 января в русской истории → Продразвёрстка

10 января в русской истории → Героическая оборона Шипки

                                               → Эрзурумская операция

9 января в русской истории → Василий Гаврилович Грабин

8 января в русской истории → Теракты 1977 года в Москве.

7 января в русской истории → У-2.

6 января в русской истории → Ведение погон в Красной Армии.

5 января в русской истории → Падение Порт-Артура.

4 января в русской истории → Взятие Софии

3 января в русской истории → Петрашевцы

2 января в русской истории → Василий Алексеевич Дегтярев

1 января в русской истории → Денежная реформа 1961 года

31 декабря в русской истории → Отставка Ельцина

30 декабря в русской истории → Григорий Распутин

29 декабря в русской истории → Ворошиловский стрелок

28 декабря в русской истории → Рейд на станицу Тацинскую

27 декабря в русской истории → Ночной охотник Ми-28Н

26 декабря в русской истории → Керченско-Феодосийская десантная операция

25 декабря в русской истории → Ввод советских войск в Афганистан

24 декабря в русской истории → Житомирско-Бердичевская операция

23 декабря в русской истории → «Илья Муромец» Игоря Сикорского.

22 декабря в русской истории → Взятие Измаила.

21 декабря в русской истории → Ан-225 – самый большой в мире сухопутный самолёт.

20 декабря в русской истории → ВЧК

19 декабря в русской истории → Леонид Ильич Брежнев

                                                → Т-34 – лучший танк второй мировой

18 декабря в русской истории → План Барбаросса

17 декабря в русской истории → Аркадий Райкин

16 декабря в русской истории → Первая русская печатная газета

15 декабря в русской истории → Последний полёт Чкалова

14 декабря в русской истории → Денежная реформа 1947 года

13 декабря в русской истории → Дело Щёлокова

12 декабря в русской истории → Котельниковская операция

11 декабря в русской истории → Митинг на Манежной площади

10 декабря в русской истории → Знаменитый Карандаш

9 декабря в русской истории → Елецкая операция

8 декабря в русской истории → Летающая лодка А-40 «Альбатрос»

                                                → Союз на три буквы

7 декабря в русской истории → Орден Святого Георгия

6 декабря в русской истории → Переворот Елизаветы

5 декабря в русской истории → Контрнаступление советских войск под Москвой

4 декабря в русской истории → Первый «Москвич»

3 декабря в русской истории → Неизвестный солдат

2 декабря в русской истории → Сражение при Аустерлице

1 декабря в русской истории → Бой на Рогачёвском шоссе

30 ноября в русской истории → Зимняя война

29 ноября в русской истории → Буква Ё

28 ноября в русской истории → Сверхзвуковой таран

27 ноября в русской истории → Сражение на Березине

26 ноября в русской истории → ТБ-1

25 ноября в русской истории → Ка-31 – советский вертолёт радиолокационного дозора, не имеющий аналогов в мире

24 ноября в русской истории → Дорога жизни

23 ноября в русской истории → Отмена чинов, званий и титулов

22 ноября в русской истории → МиГ-21

21 ноября в русской истории → ГАЗ-21

20 ноября в русской истории → Воздушные авианосцы Сталина

19 ноября в русской истории → Сталинградская битва

18 ноября в русской истории → Первый в СССР серийный самолёт вертикального взлёта и посадки

17 ноября в русской истории → Советско-китайская война 1929 года

16 ноября в русской истории → Подвиг героев-панфиловцев

15 ноября в русской истории → Игорь Яковлевич Стечкин и его легендарное оружие

14 ноября в русской истории → Исход Белой Армии из Крыма

13 ноября в русской истории → Александр Иванович Покрышкин

12 ноября в русской истории → Воздушный мотоцикл Ка-8

11 ноября в русской истории → Летающая лодка Ш-2

10 ноября в русской истории → Михаил Тимофеевич Калашников

9 ноября в русской истории → Первый ранцевый парашют и его изобретатель

8 ноября в русской истории → Октябрьская революция 1975 года

7 ноября в русской истории → Парад 7 ноября 1941 года

6 ноября в русской истории →  История «Москвича»

5 ноября в русской истории → Московский планетарий

4 ноября в русской истории → Бой на Чувашевом мысу

3 ноября в русской истории → Вяземское сражение

2 ноября в русской истории → Как Россия стала империей

1 ноября в русской истории → АМО-Ф-15 – первый советский серийный грузовик

31 октября в русской истории → ИС-2 – танк имени Сталина

30 октября в русской истории → Царь-бомба Кузькина мать

29 октября в русской истории → Гибель «Новороссийска»

28 октября в русской истории → Карибский кризис

27 октября в русской истории → Броневик Руссо-Балт С

26 октября в русской истории → Як-42

25 октября в русской истории → Днепропетровская операция

24 октября в русской истории → Кремлёвские звёзды

23 октября в русской истории → Теракт на Дубровке

22 октября в русской истории → Нижний Новгород – третий город России

21 октября в русской истории → Варшавско-Ивангородская операция

20 октября в русской истории → Ан-24

19 октября в русской истории → Пульсирующий реактивный двигатель

18 октября в русской истории → Тарутинский бой

17 октября в русской истории → Медаль «За отвагу»

16 октября в русской истории → Биржевой бум 90-х

15 октября в русской истории → Смерть Бандеры

14 октября в русской истории → Теракт под бой курантов

13 октября в русской истории → Комиссары

12 октября в русской истории → «Чёрная смерть» на вооружении Советской Армии

10 октября в русской истории → Присоединение Казахстана к России

9 октября в русской истории → Битва при Лесной

8 октября в русской истории → ХАИ-1

7 октября в русской истории → Вяземский котёл

6 октября в русской истории → МиГ-29

5 октября в русской истории→ МУР...

4 октября в русской истории→ Первый искусственный спутник земли

3 октября в русской истории→ Октябрь 1993 года

2 октября в русской истории→ Программа «Взгляд»

1 октября в русской истории→ Первое постоянное войско на Руси

30 сентября в русской истории→ Отступать некуда: позади Москва!

29 сентября в русской истории→ Кыштымская катастрофа

28 сентября в русской истории→ Первый советский серийный вертолёт

27 сентября в русской истории→ И-153 – Полуторакрылая «Чайка»

26 сентября в русской истории→ До 11 сентября 2001 было 26 сентября 1976

25 сентября в русской истории→ Освобождение Смоленска

24 сентября в русской истории→ Победа над штопором

23 сентября в русской истории→ Самая большая подводная лодка

22 сентября в русской истории→ Освобождение Таллина

21 сентября в русской истории→ Автомат Калашникова

20 сентября в русской истории→ Первый советский трёхосный грузовик

19 сентября в русской истории→ Героическая оборона Киева

18 сентября в русской истории→ ЦРУ против СССР

17 сентября в русской истории→ Освободительный поход Красной Армии

16 сентября в русской истории→ Самый быстрый и высотный самолёт

15 сентября в русской истории→ Первый реактивный пассажирский лайнер

14 сентября в русской истории→ Убийство Столыпина

13 сентября в русской истории→ Взрыв на Каширском шоссе

12 сентября в русской истории→ Первая посадка на Луне

11 сентября в русской истории→ От аршина к метру

10 сентября в русской истории→ Русский дирижабль

9 сентября в русской истории→ «Мёртвая петля» Петра Нестерова

8 сентября в русской истории→ Броня крепка и танки наши быстры...

7 сентября в русской истории→ Бородинское сражение

6 сентября в русской истории→ Побег из СССР

5 сентября в русской истории→Тайна гибели Чапаева

4 сентября в русской истории→ «Василий Тёркин» – знаменитая поэма Великой Отечественной

3 сентября в русской истории→ Первый советский вертолёт

2 сентября в русской истории→Первый в России ВУЗ для женщин

1 сентября в русской истории→ Российская грампластинка

31 августа в русской истории→ Жить стало лучше, жить стало веселее...

30 августа в русской истории→ Северная война; 

                                                → Покушения на вождя революции

29 августа в русской истории→Путь к созданию ядерной бомбы в СССР

28 августа в русской истории→Трагедия немцев России

27 августа в русской истории→ История российского кино

26 августа в русской истории→ Второй российский хлеб

25 августа в русской истории→ Первая Ракета на воде

24 августа в русской истории→ Лучшее в мире Российское шампанское

23 августа в русской истории→ Провал операции «Цитадель»

22 августа в русской истории→ История российского триколора

21 в русской истории→ Первая советская межконтинентальная баллистическая ракета

20 августа в русской истории→ РС-82 – безотказный снаряд Второй мировой

19 августа в русской истории→ Путч 1991 года

18 августа в русской истории→ Медный всадник

17 августа в русской истории→ Дефолт в России – кто виноват?

16 августа в русской истории→ Разведчики особого назначения

15 августа в русской истории→ Первая советская почтовая марка

14 августа в русской истории→ Актюбинская наступательная операция

13 августа в русской истории→ Масоны правили Россией

12 августа в русской истории→ Гибель подводной лодки Курск

11 августа в русской истории→ День рождения аэропорта Шереметьево

10 августа в русской истории→ История Новодевичьего монастыря

9 августа в русской истории→ Первая морская победа России

8 августа в русской истории→ Начало советско-японской войны

7 августа в русской истории→ Первый ночной таран Великой Отечественной

6 августа в русской истории→ Операция Бегемот-2

5 августа в русской истории→Героическая оборона Одессы

4 августа в русской истории→ Начало присоединения Грузии к России

3 августа в русской истории→ Захват талибами нашего Ил-76

2 августа в русской истории→ Бой у станицы Кущёвской

1 августа в русской истории→ Как Россию ввергли в мировую войну

31 июля в русской истории→ Лужники – сегодня и вчера

30 июля в русской истории→ История автомобильных номеров

29 июля в русской истории→ Первый полет Ту-134

28 июля в русской истории→ Фестиваль молодежи и студентов в Москве

27 июля в русской истории→ Гибель Лермонтова

26 июля в русской истории→ Первый советский пассажирский самолёт

25 июля в русской истории→ День смерти Высоцкого

24 июля в русской истории→ Как Кутузов стал одноглазым

23 июля в русской истории→ ЗиС-5

22 июля в русской истории→ Просьба Эстонии о принятии ее в СССР

21 июля в русской истории→Первый налёт на Москву

20 июля в русской истории→ Самолёт Можайского

19 июля в русской истории→ Разгром июльского восстания

18 июля в русской истории→ Аномальная жара 1972 года  

17 июля в русской истории→ Автомобиль Сталина

16 июля в русской истории→ Смоленское сражение

15 июля в русской истории→ Невская битва

14 июля в русской истории→ Первый русский автомобиль

13 июля в русской истории→ Первые телефонные станции России

12 июля в русской истории→ Танковое сражение под Прохоровкой

11 июля в русской истории→ Всесоюзная забастовка шахтёров

10 июля в русской истории→ Р-1 – первый серийный советский самолёт

8 июля в русской истории→ Полтавская битва

5 июля в русской истории→ Курская битва

6 июля в русской истории→ Первый советский транзистор

4 июля в русской истории→ Героическая оборона Севастополя

3 июля в русской истории→ Русь и Каганат

2 июля в русской истории→ Саманта Смит

1 июля в русской истории→ Цель уничтожена

 

Список материалов Русского Портала→

Смотрите также:

  Рождаемость, смертность и естественный прирост населения в России с 1950 по 2010 годы.
 

Численность и процент русских по регионам РФ

 

Стоит ли жалеть японцев?

 

Народы России, их численность и процент

 

Cоветские асы второй мировой

 

Без пакта Молотова-Риббентропа обойтись было нельзя

 

Золотые запасы стран мира

 

Золотовалютные резервы стран мира

 

Нужен ли России золотой рубль?

 

Как разбогатела Америка

 

Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил

 

Кто и как продавал Аляску

 

Почему мы проиграли Холодную войну

 

Тайна реформы 1961 года

 

Как остановить вырождение нации

 

Почему в 1944 году депортировали чеченцев и ингушей

 

В какой стране пьют больше всех?

 

В какой стране больше всего убийств?

 

 Как жил русский рабочий до революции?

 

Чему равен советский рубль в нынешних деньгах

 

Что Россия экспортирует и что импортирует

 

История московского трамвая

 

Мультфильм Гостья из Будущего-2

 

Первый в мире автомат и его изобретатель

 

Советские цены на автомобили и мотоциклы в рублях и зарплатах

Список материалов Русского Портала→

 

Add to your Facebook

 

  МиГ-15

Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100

Продвижение сайтов в поисковых системах с гарантией результата





Бронирование фотостудий


Воинские и гражданские чины дореволюционной России и их эквиваленты в армиях СССР и РФ

 

 

Зарплаты, в Российской империи, СССР и Российской  Федерации с 1853 по 2010 годы

Курс рубля к доллару и доллара к рублю с 1792 по 2010