Проект реактивного самолета ХАИ-2. СССР

В 1937 г. преподаватель кафедры аэрогидродинамики Харьковского авиационного института им. Н.Е.Жуковского (ХАИ) А.П. Еременко (впоследствии профессор и ректор ХАИ) в инициативном порядке разработал проект одноместного самолета ХАИ-2 под турбореактивный двигатель РТД-1 тягой 500 кгс. Двигатель был спроектирован инженером кафедры тепловых машин ХАИ А.М. Люлькой, впоследствии академиком. Этот проект стал первым в мире проектом самолета с ТРД.


Двигатель с центробежным компрессором размещался за кабиной летчика с выходом сопла под хвостовую часть фюзеляжа, воздухозаборник находился под фюзеляжем.

Эта схема впоследствии получила название реданной, и в то время, когда первые ТРД еще обладали невысокой тягой, была достаточно популярна. Проект не реализовывался.

Работы над проектированием и созданием ТРД, не имевших винта и способных обеспечить в несколько раз большие, чем ТВД, скорости полета, начал в 1937 г. А.М. Люлька. Сотрудник Харьковского авиационного института Люлька специалист по паротурбинной технике. Он в инициативном порядке разработал проекты ТРД как с центробежным одно- и двухступенчатым компрессором (РТД-1, 1937 г.), так и с осевым компрессором (РД-1,1938 г.). Вероятно после этого, для летных испытаний ТРД  и началась разработка самолета ХАИ-2.

Технический Совет института встретил новый проект довольно холодно. Однако не все члены Техсовета отнеслись отрицательно к проекту, разработанному группой Люльки. Его поддержал академик Г.Ф. Проскура, который порекомендовал направить материалы проекта в Москву, в Комитет по изобретениям и открытиям. Но надо учитывать, что в то время не существовало ни газотурбинных двигателей, ни тем более терминологии по ним. Поскольку этот проект не нашел поддержки со стороны членов совета института, Архип Михайлович направился в Москву. Экспертная комиссия, в состав которой входил профессор В. В. Уваров (а он был одним из энтузиастов создания газовых турбин для авиации), одобрила выдвинутые в проекте предложения по созданию силовой установки подобного типа.

Тем не менее разработки этого проекта в ХАИ не были поддержаны, в Архип Михайлович с большим трудом добился своего перевода в СКБ-1 (специальное конструкторское бюро) в 1939 году.

Рабочие чертежи выбранного ТРД РД-1 с осевым компрессором и с тягой 500 кгс были сданы в производство на Кировский завод в Ленинграде в 1940 г.

Схемы ТРД РТД-1 и РД-1 конструкции А.М. Люльки

Таким образом, у СССР были все предпосылки для создания первого в мире реактивного самолета, но …..

Между тем, Хейнкель закончил постройку  своего реактивного Не-178. И в августе 1939-го он совершил первый в мире реактивный полет, опередив английский «Глостер» Е 28/39 почти на 21 месяц (15 мая 1941 г.).

ЛТХ:
Модификация   He.178v-1  ХАИ-2
Страна   Германия  СССР
Размах крыла, м   7.20  7,00
Длина, м   7.48  7,15
Высота, м   2.10
Площадь крыла, м2   9.10
Масса, кг
  пустого самолета   1616
  нормальная взлетная   1995  1500
Тип двигателя   1 ТРД Heinkel-Hirth HeS 3b 1 ТРД Люлька

РТД-1

Тяга, кгс   1 х 500  1х 500
Максимальная скорость, км/ч   700
Крейсерская скорость , км/ч   580
Практическая дальность, км   200
Практический потолок, м
Экипаж, чел   1  1

Источники:

Ивнамин Султанов «История создания первых отечественных турбореактивных самолётов» (М., Вузовская книга, 1998);

Александр Николаев. О СОЗДАНИИ ПЕРВОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ;

Архип Михайлович Люлька. Биография.

Проект реактивного самолета ХАИ-2. СССР
голосов: 2, средний рейтинг: 5.00



Поделиться:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Top