Грозные, но не стрелявшие

В.Коровин, А.Фомичев
Журнал «Моделист-конструктор» № 5'2005

Эти ракеты никогда не использовались в боевых действиях. И тем не менее они сыграли заметную роль в расстановке сил между противостоящими блоками в период «холодной войны»

 

Работы, выполненные в НИИ-88 в конце 1940-х годов по воссозданию зенитного ракетного оружия на основе немецких трофейных управляемых ракет «Вассерфаль», «Шметтерлинг» и других, привели к осознанию руководством нашей страны того факта, что для создания столь сложных систем, как зенитные ракетные комплексы (ЗРК), необходимо объединение усилий организаций и предприятий различных министерств и ведомств. Это было учтено в августовском 1950 г. Постановлении Правительства о разработке первой зенитной ракетной системы «Беркут». В качестве головного разработчика выбрали КБ-1, имевшее опыт создания ракетного оружия. Руководили разработкой С.Л. Берия, П.Н. Куксенко и А.А. Расплетин. В состав «Беркута» входили системы обнаружения на базе РЛС А-100, РЛС наведения на цель Б-200 и ракеты В-300. Общее руководство программой было поручено заместителю Председателя Совета Министров Л.П. Берии. Вскоре был учрежден и рабочий орган для координации работ – Третье главное управление (ТГУ) при Совете Министров СССР.

В сентябре 1950 г. распоряжением Правительства разработка ракеты В-300 поручалась ОКБ-301 С.А.Лавочкина.

Зенитная управляемая ракета (ЗУР) В-300 предназначалась для уничтожения на максимальной дальности 30 км самолетов противника, летящих на высотах до 20–25 км и со скоростями до 1000 км/ч. Стартовая масса ракеты ограничивалась 1000 кг, однако в результате предварительных исследований выяснилось, что эта величина явно недостаточна. Для эффективного поражения воздушной цели при промахе 50–75 м требовался отсек боевого снаряжения массой 260 кг. Масса бортовой аппаратуры оценивалась в 170 кг. В итоге на другие элементы ракеты и топливо оставалось 570 кг. Такая ракета не могла достигнуть заданных дальностей и высот. Поэтому стартовая масса ЗУР, удовлетворявшая требованиям технического задания была заявлена ОКБ-301 в 3900 кг.

По указанию Л.П.Берии создали комиссию, в которую вошли сотрудники ОКБ-301, ЦАГИ и ОКБ А.Н. Туполева. Общими усилиями удалось найти некоторые резервы, и после тщательного рассмотрения к проектированию приняли два типа ЗУР. Первый – так называемая «автономная» одноступенчатая ракета, со стартовой массой свыше 3,4 тонн, с продолжительностью полета порядка 60 секунд. Второй – «составная» ракета, с пороховым стартовым ускорителем с продолжительностью полета до цели 45–50 секунд, массой маршевой ступени около 2,2 тонны, ускорителя – 1,2 т. В итоге выбрали «автономную» ракету со стартовой массой в окончательном виде 3,58 т и длиной – 11,425 м.

Ракету В-300 оснастили ЖРД, разрабатывавшимся коллективом А.М. Исаева. На В-300 применили систему подачи топлива с воздушным аккумулятором давления (ВАД). При выборе схемы ракеты остановились на аэродинамической схеме «утка», позволявшей существенно уменьшить изгибающие моменты на корпусе ракеты.

Работы велись со столь высокой интенсивностью, что, по словам С.А. Лавочкина, «так трудно ему не было и в военные годы». Конструкторов фактически перевели в казарменное положение. Проектирование В-300, получившей заводское обозначение «изделие 205», закончили в конце февраля 1951-го, и 1 марта эскизный проект представили в ТГУ, а в мае 1951 г. начались наземные испытания элементов ракеты.

В июне 1951 г. при заправке ВАД одной из ракет обнаружили повышение давления в баке горючего ракеты. Комиссия установила причину: наличие свища в трубе высокого давления из-за ее прожога при приварке; выявили и другие недостатки. В результате новым директором завода № 301 стал В.Н. Лисицын, а первым заместителем С.А. Лавочкина назначили декана самолетостроительного факультета МАИ П.Д. Грушина.

С 25 июля по 21 августа 1951 г. на полигоне в Капустином Яре провели первую серию летных испытаний «изделия 205». Три первые ракеты стартовали по вертикальной траектории, без маневров, и показали совпадение летных данных с расчетными, а также нормальный отрыв от пускового стола, сброс газовых рулей, удовлетворительную стабилизацию ракеты газовыми рулями и нормальную работу двигателя. В последующих пусках с вертикальным стартом и склонением в вертикальной плоскости на различных режимах полета начались неудачи. Из пяти пусков успешным оказался лишь один – пятый (считая от начала летных испытаний).

Тем не менее, первые успехи в испытаниях «изделия 205» стали основанием для принятия в августе 1951 г. Постановления Правительства о прекращении в НИИ-88 работ по немецким ЗУР.

С 25 августа по 15 сентября 1951 г. на стенде завода № 301 провели испытания ракет с измененными электросхемами борта и наземной кабельной сети, нестабильная работа которых была причиной четырех неудачных пусков. Это позволило с 19 сентября продолжить летные испытания и до 5 октября 1951 г. произвести 10 пусков.

В ходе испытаний, проходивших с 6 ноября по 16 декабря 1951 г., запустили 12 ракет, в том числе четыре, оснащенные аппаратурой радиоуправления, и две с радиовзрывателями. Все пуски прошли успешно. На этом первый этап летных испытаний, подтвердивших проектные летные данные «изделия 205», завершился. Тем не менее, конструкция ракеты нуждалась в проведении ряда доводок и улучшений.

В четвертой серии пусков 17 доработанных ракет определили маневренные характеристики ракеты на больших и малых высотах. Восемь ракет этой серии с аппаратурой радиоуправления в полете управлялись по радиокомандам с земли. Успех этой серии пусков позволил в конце апреля 1952 г. принять решение о подготовке ракет «205» к серийному производству на заводах № 82 и № 464.

В пятой серии из четырех ракет, оснащенных автопилотом, выполнили все заданные программы. Несмотря на то, что в одном из пусков ракета разрушилась, полученные данные позволили сделать вывод о хорошей устойчивости и управляемости ЗУР, а характеристики «изделия 205» близки к требуемым.

Целью шестой серии из 10 изделий с новым автопилотом стало определение маневренных характеристик ракеты «205» при пуске по сложным пространственным траекториям. В этой серии успешными оказались восемь пусков из десяти.

В седьмой серии пусков отрабатывались захват и автоматическое сопровождение ракеты «205» станцией Б-200. В этот раз в трех из пяти пусков полетные задания выполнили. В конце 1952 г. состоялась восьмая серия пусков для отработки устойчивости и управляемости ракеты в замкнутом контуре станции Б-200.

В двух последних сериях использовались ракеты, изготовленные на серийных заводах № 82 и № 464. В целом из 22 пусков двух последних серий ракеты полностью выполнили заданную программу в десяти.

В начале 1953 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров серийное производство зенитной ракеты «205» развернули на заводах № 41, № 82 и № 464. Всего до 1954 г. изготовили 2313 ракет.

«Изделие 205» дорабатывалось и после его запуска в серию. В 1952 г. для обеспечения надежного запуска ЖРД при низких температурах установили электрообогреватель пускового окислителя. Существенно доработали воздушные рули и элероны. Для снижения воздействия возмущающих моментов и обеспечения лучшей стабилизации В-300 ее оснастили элеронами большей площади, стопорившимися на начальном участке полета, между корпусом ракеты и воздушными рулями ввели центропланы.

В 1953 г. продолжили испытания ракеты «205» в замкнутом контуре управления станции Б-200.

В период с 26 апреля по 18 мая 1953 г., с целью определения эффективности поражения самолетов ракетой «205», выполнили пуски по самолетам-мишеням Ту-4. Всего по пяти самолетам-мишеням запустили 12 ЗУР. Сбили все Ту-4 – четыре разрушились в воздухе, один с тяжелыми повреждениями и упал в районе полигона. При этом в двух случаях мишени поражались одной ракетой, в двух случаях – двумя ракетами, а в одном – тремя.

В 1953 г. после смены руководства и ареста Л.П. Берии, а затем и его сына, в руководстве КБ-1 произошли значительные перестановки. Систему переименовали в С-25, для ее принятия образовали комиссию под руководством маршала артиллерии Н.Д. Яковлева, который потребовал повторения испытаний.

Осенью 1953 г. провели испытания для определения эффективности действия С-25 при стрельбе по самолетам-мишеням и проверки возможности одновременного пуска сразу нескольких ЗУР по нескольким самолетам-мишеням Ту-4. Из четырех самолетов-мишеней Ил-28 три сбили двумя ракетами каждый и один – одной ракетой. На зачетном этапе пуски двух ракет производились одновременно по двум самолетам-мишеням Ту-4, при этом интервал между достижением ракетами мишеней не превышал одной секунды. Из четырех Ту-4 один поразили первой ракетой, вторая подорвалась уже у горящей мишени, три остальных Ту-4 соответственно уничтожили одной, двумя и тремя ЗУР.

1954 год, ставший этапным для войск ПВО, заставил ускорить введение в строй С-25. Этому способствовал инцидент, произошедший 29 апреля, когда три американских разведывательных самолета RB-45 совершили продолжительные полеты в глубь территории СССР. Уже летом С-25 предъявили на государственные испытания, в ходе которых с 25 июня по 1 апреля 1955 г. произвели 69 пусков ЗУР, в том числе и по 20 целям одновременно. Акт о завершении государственных испытаний был подписан в двух вариантах. Главным их отличием было то, что в первом говорилось о принятии С-25 на вооружение, а во втором предлагалось сначала провести доработки по замечаниям комиссии и уже затем принять на вооружение.

Результатом рассмотрения этих вариантов в ЦК КПСС стало нейтральное решение– система принималась на вооружение с постановкой на опытную эксплуатацию. С такой формулировкой в мае 1955 г. С-25 приняли на вооружение войск ПВО. Вокруг Москвы была развернута Отдельная армия особого назначения, в которую вошло 56 зенитных ракетных полков со станциями Б-200 и позициями ракет В-300.

За создание первой советской серийной ЗУР С.А.Лавочкину в 1956 г. во второй раз присвоили звание Героя Социалистического Труда.


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru