Французский «охотник за танками»

Люциюс Суславичюс
Журнал «Танкомастер» 5 - 2003

В истории военного автомобилестроения 30-е годы XX века стали периодом поиска оптимальной формулы тяжелого армейского вездехода. Работы велись во всех промышленно развитых странах. Самые интересные результаты были получены в Советском Союзе, Германии и Франции. В прототипах, появившихся в то время, были применены технические решения, которые предвосхитили многие идеи конца столетия. По сложности конструкции эти машины во многом превосходят современные автомобили повышенной проходимости.

Если в первое десятилетие после окончания Первой Мировой войны удалось создать пригодные для крупносерийного выпуска образцы полугусеничных и трехосных (формула 6×4) автомобилей, то в последующие годы были в основном преодолены проблемы проектирования полноприводных машин (формулы 4×4 и 6×6). Прогресс в этой области связан с освоением производства шарниров равной угловой скорости и независимых подвесок новых типов. «Технологический всплеск», как тогда говорили, создал у многих конструкторов иллюзию неограниченных возможностей автомобильной промышленности. Они предлагали для воплощения в металле все более остроумные конструкции.

На этом поприще особенно усердствовали немцы и французы. Но в то время как германские предприятия выполняли государственные заказы, небольшие французские компании работали над перспективными армейскими вездеходами в инициативном порядке, на свой страх и риск. Одной из них была фирма «Лаффли» (Laffly), цеха которой располагались в парижском предместье Аснеррес. О скромных возможностях компании можно судить хотя бы по тому, что «Лаффли» не имела собственного производства двигателей и закупала их у фирм «Пежо» и «Гочкисс».

С 1935 г. в Аснерресе налаживалось производство большого семейства двух- и трехосных военных автомобилей, унифицированных по конструкции и агрегатам. Все типы машин имели характерный, присущий только изделиям «Лаффли», внешний вид. Колеса большого диаметра (шины 230×40) со значительным развалом. Открытый кузов. Капот двигателя – длинный, выдающийся далеко вперед. Для повышения проходимости – дополнительная пара маленьких колес, смонтированных по краям бампера. Такие же колеса были установлены на раме под кабиной водителя.

Все автомобили семейства снабжались одинаковыми четырехцилиндровыми двигателями типа «Гочкисс» («Модель 486», объем 2312 кв.см, 52 л.с.). Каждый «Лаффли» имел четырехскоростную коробку передач, двухскоростной демультипликатор, механический привод тормозов, индивидуальный привод каждого колеса отдельным карданным валом (!), независимую подвеску всех колес на цилиндрических пружинах. На трехосных моделях сзади устанавливались перевернутые продольные полуэллиптические рессоры.

С 1935 по 1938 год фирмы «Лаффли» и «Гочкисс» общими усилиями собрали 100 экземпляров двухосных и 411 трехосных вездеходов V15T (4×4) и S15T (6×6) для французской армии. Однако вскоре военные эксперты пришли к заключению, что у трехосного S15T слишком высокий и заметный силуэт. Поэтому перед самым началом Второй Мировой войны Сухопутные войска заказали у компании «Гочкисс» новую модификацию с более низким кузовом W15T для применения в качестве легкого артиллерийского тягача. Автомобиль имел базу 1845×1000 мм и габариты 4500×1850 мм (высота исходной модели достигала 2450 мм), весил 3 тонны.

Основным «клиентом» для тягача W15T стало 47-мм противотанковое орудие. Кузов машины компоновался соответствующим образом: водитель сидел справа, командир – слева, сзади размещались друг напротив друга четыре солдата – расчет орудия, справа и слева от сидений находились ящики для боекомплекта и снаряжения.

С началом войны заявку на артиллерийские тягачи «Лаффли» срочно увеличили до 1120 экземпляров. Фирма «Гочкисс», которая не справлялась с такой серией, передала часть заказа – 500 W15Т – компании «Ситроен». До окончания боевых действий во Франции автомобильный гигант смог выпустить около 100 машин в конфигурации «Тягач для 25-мм автоматической зенитной пушки».

Заводы «Гочкисс» успели построить 80 автомобилей. Но не все из них применялись в войсках по прямому назначению. Еще в октябре 1939 г. генеральный инспектор бронетанковых сил генерал Келлер поручил фирме «Лаффли» разработку самоходной артиллерийской установки с использованием 47-мм противотанкового орудия SA35 образца 1937 г.

26 февраля 1940 г. состоялось официальное представление прототипа заказчику. 13 марта машину приняли на вооружение. Самоходная установка на шасси W15T получила обозначение «Лаффли» 15ТСС. Код СС был аббревиатурой названия «Охотник за танками» (по-французски – Chasseur de chars).

На прототипе «Лаффли» 15ТСС была смонтирована (на месте кузова) открытая сверху бронированная рубка, в амбразуре которой размещалась артсистема. Ствол орудия нацеливался назад. Для принятия такой компоновки был свой резон – ведь батареи противотанковых пушек чаще всего не атакуют, а обороняются и отходят. В походном положении колесная самоходка весила более шести тонн.

Для ускорения выпуска «охотников за танками» первоначальный проект был кардинально переработан и упрощен. Пушка теперь стояла на поворотном лафете. Горизонтальный угол обстрела составлял 270 градусов. Бронирования практически не осталось – бронерубку заменили штатным для 47-мм орудия щитом с приклепанными слева и справа бронещитками, борта машины оставили совершенно открытыми. Ветровое стекло прикрыли листами брони с узкими горизонтальными смотровыми щелями. Над сиденьями установили крышу – стальной лист на сварном каркасе из Г-образного швеллера.

24 мая 1940 г. были сформированы первые 10 батарей противотанковых самоходных установок 15ТСС. Каждое подразделение состояло из пяти «охотников за танками», штабного вездехода V15R, тягача S25T и двух транспортных полугусеничных машин «Уник» TU1. Всего к 17 июня 1940 г. Сухопутные войска Франции располагали 14 батареями самоходок «Лаффли».

Боевой дебют «охотников за танками» состоялся в последних числах трагического для Франции мая 1940-го. Несколько батарей самоходок «Лаффли» были переброшены в район г. Аббевиль, чтобы закрыть брешь, образовавшуюся на фронте после успеха немцев в боях за город.

Большинство самоходных установок было потеряно в июньских боях. Последний раз экипажи машин 15ТСС принимали участие в сражении в середине месяца, пытаясь сдержать на рубеже реки Луары поток германских танков, рвущихся на юг Франции.

В исторической литературе и документах нет сведений о применении немцами трофейных французских самоходок «Лаффли». Видимо, в Вермахте не сочли ценными в боевом отношении эти в общем-то импровизированные установки.

Однако идеи французских конструкторов не пропали даром. Их подхватили англичане, создавшие в годы войны более мощных «охотников за танками» на автомобильном шасси. Британские противотанковые САУ «Deacon» и другие отлично зарекомендовали себя во время боевых действий в Северной Африке.


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru