1201Пока Москва поглощена Украиной и Крымом, массированным пиаром и организацией всенародной поддержки своим действиям там (речь не о том, что русские в России, в действительности, не поддерживают русских на Украине, а именно о действиях властных и провластных структур по консолидации ширнармасс вокруг официальной Москвы, обратной стороной имеющие тошнотворную ура-патриотическую истерию во всех контролируемых государством СМИ, бессмысленные и вредящие имиджу власти задержания полицией немногочисленных участников пацифистских митингов, и «закручивание гаек» в целом под эту пластинку), «западный форпост России» — Приднестровье, унылое топтание вокруг статуса которого продолжается уже более 20 лет, имеет все шансы, под шум митингов и деклараций, уплыть в западном же направлении.

На фоне событий на Украине власти Приднестровья затаились) на отсутствие какой-либо позиции официального Тирасполя по поводу происходящих у него под носом событий, хотя раньше ПМР регулярно обращалась за признанием к России и в прочие инстанции и ссылалась на высказанную на референдуме о независимости 2006 года волю народа при каждом удобном случае. Даже приднестровский официоз, который ранее переплюнул телеканал «Россия 24» в поддержке «законного президента» Виктора Януковича, после его свержения не издает ни звука. Это при том, что Карабах, Абхазия и Южная Осетия выразили однозначную поддержку и самоопределению Крыма, и действиям РФ на Украине, а их экспертное сообщество вспомнило при этом и косовский прецедент и прочие подобающие случаю обстоятельства.

Кроме того, в Приднестровье в последние дни широко отмечалось 200-летие со дня рождения «великого украинского поэта» Тараса Шевченко. Официальные приднестровские лица на этих мероприятиях замечены не были, но сами события подробно освещались приднестровским государственным информагентством «Новости Приднестровья». В то же время запланированный на 9 марта митинг общественной организации «Народное единство» в поддержку «самоорганизации пророссийских сил Крыма и Юго-востока Украины и решения России защитить своих соотечественников» был запрещен приднестровскими властями.

Не исключено, что подобная линия поведения Тирасполя — результат «рекомендаций» самих московских кураторов, _4f3260e1ab620ae77e4a4e62347f27dcкоторые, как известно, за «укрепление мер доверия» и «цивилизованный диалог», шума не любят, а «форс-мажор» на Украине и в Крыму и так является для них источником непрекращающейся мигрени. Тем более что и Москва в последние месяцы забыла о ПМР. Обнародованное 3 марта письмо депутата Госдумы от ЛДПР, приднестровца Романа Худякова к замглавы МИД РФ Григорию Карасину с просьбой «рассмотреть вопрос о признании Приднестровья независимым государством с возможностью последующего вхождения его в состав России» так и осталось без ответа. И «грозный» окрик Дмитрия Рогозина в адрес Киева, усилившего вслед за Кишиневом блокаду ПМР, сделанный им 7 марта в «Фэйсбуке», который оставил равнодушными даже его приднестровских и бессарабских «хомячков», раньше реагировавших на любой рогозинский чих. Этим реакция РФ и ограничилась. Оно и неудивительно. Реальную цену угрозам Рогозина, сделанным им накануне саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе, в регионе узнали после парафирования Кишиневом соглашения об ассоциации с ЕС на этом мероприятии, — «страшные кары», обещанные российским вице-премьером непослушной Бессарабии, до сих пор не реализованы.

При других обстоятельствах можно было бы оставить без внимания все эти нелицеприятные подробности — фарс под названием «приднестровское урегулирование» длится, как было отмечено выше, уже третье десятилетие, и позорных страниц в его истории накопилось предостаточно. Однако сегодняшние украинские события дают серьезные основания говорить о том, что дело на сей раз идет к развязке. И развязка эта — не в пользу России и Приднестровья.

Следует обратить внимание Тирасполя и в особенности Москвы на следующие моменты. Первое. «Официализировавшийся» в 2012 году переговорный формат «5+2» по урегулированию на Днестре, приверженность которому до сих пор неизменно подтверждали все его участники, более нелегитимен. И сделала его таковым именно Москва, не признающая де-факто установившуюся в Киеве новую власть. Соответственно, и все его решения, даже если формально работа в этом формате будет продолжена, включая обязательство Кишинева не применять административные санкции к приднестровцам, запротоколированное на последней встрече переговорщиков в Вене 28 февраля уже с участием представителей новой киевской власти, — ни к чему не обязывают. И хотя отношение Москвы к де-факто властям в Киеве довольно противоречиво, на что также уже обращало внимание ИА REGNUM, — украинские власти «нелегитимны» или «не вполне легитимны» или даже «частично легитимны», но при этом, по поручению президента РФ Владимира Путина, правительство Дмитрия Медведева и спикер Госдумы Сергей Нарышкин с ними «в контакте», — так или иначе, юридическая полноценность второго гаранта и посредника в урегулировании — Украины — поставлена под сомнение первым гарантом и посредником — РФ. А, следовательно, и сама деятельность формата «5+2» (следующий раунд переговоров запланирован на 10-11 апреля) под вопросом, равно как и правомерность присутствия украинских военных наблюдателей при миротворческой операции, осуществляемой под мандатом России.

Саму по себе ликвидацию давно мертвого формата, абсолютное большинство участников которого, включая Москву, выступает за решение конфликта в рамках «территориальной целостности Республики Молдова», а 5 из 7 сторон переговоров — в нарушение официально утвержденной повестки уже 2 года настаивают на обсуждении статуса Приднестровья, можно было бы только приветствовать. В том случае, если бы Москва действительно была готова решить вопрос с Приднестровьем без оглядки на западных «друзей». На сегодняшний же день очевидно, что это не так. И формат «5+2» просто преобразуется в «5 против 2», а, точнее, — в «7 минус 1», т.е. минус РФ.

Второе. Текущее положение дел вокруг ПМР таково: экономическая блокада усилена, транспортное сообщение с Россией прервано, миграционный контроль вокруг Приднестровья ужесточен, новая власть в Киеве обсуждает с Бухарестом «скорейшее решение приднестровской проблемы» с учетом «прямого интереса Румынии», Кишинев 10 марта отправил военный контингент для участия в операции НАТО в Косово, опыт которого бессарабский президент Николай Тимофти пообещал потом использовать для «укрепления мира» с Приднестровьем, а на приднестровско-украинской границе концентрируются лояльные Киеву войска. Нельзя исключать, что декларирующая свою готовность воевать с Россией за Крым действующая украинская власть, вторгнется и в ПМР. Используя при этом тот же предлог, что и Россия в Крыму — защиту своих граждан и соотечественников, обеспокоенность судьбой которых уже высказал новый и.о. главы МИД Украины Андрей Дешица в беседе со своим румынским коллегой Титусом Корлэцяном. Аналогичный предлог плюс «наведение конституционного порядка» и «восстановление территориальной целостности» может использовать и Кишинев.

Противостоять им, помимо приднестровских силовиков, будут ОГРВ в количестве 1500 человек и российские миротворцы в количестве 400 человек, контингент которых так и не был увеличен до предусмотренных соглашениями 2000 человек и не был усилен вертолетной эскадрильей, несмотря на обращения Тирасполя к Москве, звучавшие на протяжении нескольких лет. Черноморский флот России вмешаться в ситуацию непосредственно в ПМР не сможет, транзит российских войск через территорию Украины в нынешних условиях тоже представляется маловероятным — для этого России необходимо контролировать всю Новороссию, а «Русская весна», более-менее состоявшаяся в Крыму, в остальных регионах Юго-востока Украины, по сути, захлебнулась. И виновата в этом тоже Москва, годами пресекавшая на корню любые попытки создания русского движения не только в России, но и на постсоветском пространстве в целом.

Впрочем, военное вмешательство в нынешней ситуации может и вовсе не понадобиться. Учитывая «позицию» официального Тирасполя, невозможность оперативного вмешательства России, а также общий фон отношений Москвы с западными «партнерами», в т.ч. и крымско-украинский его контекст, вполне вероятно, что Кишинев и Киев при всемерной поддержке «международного сообщества» в лице США, ЕС, ОБСЕ и более мелких его представителей вроде Бухареста просто продиктуют властям ПМР условия капитуляции.

Что из всего сказанного следует? РФ готова обменять Приднестровье на Крым? Или же в Москве просто пока еще не думали о возможности подобного варианта развития событий? Олимпиада, Паралимпиада, ЧМ по футболу скоро. Да и, вообще, при таком всеобщем патриотическом подъеме разве до мелочей? Между тем, при всей циничности рассуждений о «равноценности» подобного рода обмена, в саму его возможность с трудом верится — т.е. в то, что Москва сдаст ПМР, но получит взамен Крым. Гораздо более вероятным представляется вариант, при котором РФ потеряет и то, и другое.

Возвращение Крыма хотя бы по приднестровскому варианту (т.е. не де-юре, но де-факто) лично у меня вызывает большие сомнения, несмотря на запланированный там референдум и присутствие «вежливых людей» в военной форме без знаков отличия. И дело не в его результатах. Какими они будут, если референдум состоится, — понятно заранее. Просто в том же Приднестровье прошло уже несколько референдумов, в Гагаузии в прошлом месяце тоже был референдум, да и в самом Крыму референдум уже проводили — первый в СССР, кстати, однако реализации волеизъявления граждан во всех упомянутых регионах не наблюдается. Исходя из довольно противоречивых заявлений российских официальных лиц, в частности их стремления вернуться к соглашению между Януковичем и оппозицией от 21 февраля, Крым и его самоопределение — пока лишь ставка в торге Москвы с западными «партнерами» относительно будущей конфигурации на Украине в целом. Впрочем, об этом позже и отдельно. А пока лишь одни вопросы — без ответов.

Сергей Колеров

regnum.ru