search
menu
person

NEWS AND UDATES


Организация подготовки специалистов по эксплуатации БЛА в Вооружённых силах США (2013)

Организация подготовки специалистов по эксплуатации БЛА в Вооружённых силах США

Полковник Б. Львов

В военно-воздушных силах США отбор кандидатов на должности операторов (лиц, непосредственно осуществляющих пилотирование) беспилотных летательных аппаратов (БЛА) проводится из военнослужащих трех категорий.

К первой категории относятся военнослужащие летного состава авиации ВВС (всех родов авиации), имеющие опыт летной работы, в том числе в боевых условиях. Как правило, в эту категорию входят военнослужащие, которые назначаются на должности операторов БЛА сроком на три-четыре года.

Второй источник комплектования операторов БЛА - выпускники академии ВВС и курсов вневойсковой подготовки офицеров при гражданских высших учебных заведениях.

К третьей категории относятся военнослужащие, которые ранее не были связаны с пилотированием летательных аппаратов (офицеры боевого управления, офицеры тыла и т. д.).

В связи с тем что уровни подготовки указанных категорий военнослужащих, планируемых к назначению на должности операторов БЛА, различные, то отличаются и программы их обучения (см. схему). При этом общая продолжительность обучения офицеров, не имевших летную подготовку, составляет десять месяцев.

Последовательность подготовки операторов БЛА в ВВС США

На первом этапе (два месяца) кандидаты, отобранные из числа военнослужащих, не имеющих летной специальности, проходят курс начальной летной подготовки (НЛП) на учебных самолетах командования обучения и подготовки кадров ВВС США. В ходе полетов они на практике знакомятся с вопросами, касающимися устойчивости и управляемости самолета, влияния метеорологических условий на выполнение полетного задания, отрабатывают технику пилотирования, самолетовождение, построение маневра захода и непосредственно посадку самолета.

По окончании курса НЛП летно-инструкторский состав принимает решение о целесообразности дальнейшего обучения того или иного кандидата. В случае принятия положительного решения военнослужащему, успешно сдавшему теоретический курс и освоившему технику пилотирования в необходимом объеме, выдается лицензия пилота установленного федеральным агентством гражданской авиации США образца.

Второй этап обучения (два месяца) предполагает тренажерную подготовку, в ходе которой обучаемые совершенствуют технику пилотирования самолетов на соответствующих средствах и знакомятся с условиями выполнения полетов днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях.

На третьем этапе (один месяц) кандидаты знакомятся с устройством БЛА и аппаратуры управления, изучают их ТТХ и эксплуатационные ограничения, порядок действий в особых случаях в полете, а также вопросы, касающиеся применения бортовых систем навигации, наблюдения, целеуказания, управления оружием и наведения огневых средств. Начиная с данного этапа обучение всех категорий военнослужащих проводится по единой программе. В течение этого периода обучения слушатели выполняют не менее семи полетов на тренажере БЛА.

Четвертый этап (два месяца) предусматривает изучение основных руководящих документов по применению беспилотной авиации, форм и способов ее задействования, основ организации полетов БЛА, функциональных обязанностей должностных лиц, занимающихся вопросами организации и применения БЛА, а также принципов взаимодействия с другими видами и родами войск.

На пятом этапе (три месяца) слушатели получают практические навыки применения беспилотных летательных аппаратов.

В военно-морских силах отбор кандидатов для обучения управлению беспилотными летательными аппаратами осуществляется как среди летного состава подразделений ВМС США (в основном для управления тактическими БЛА), так и среди военнослужащих, не имеющих летного образования (для управления тактическими мини-БЛА), после окончания ими курса наземной подготовки, организуемого в школах летчиков частной авиации. Отбор ведется преимущественно среди добровольцев.

Длительность курса обучения оператора управления полетом тактического разведывательного БЛА составляет 18 недель, операторов бортовою радиоэлектронного оборудования (БРЭО) - восемь и техников по обслуживанию летательного аппарата - шесть недель.

Перед началом практических тренировок операторы проходят специальный курс теоретической подготовки, в процессе которого изучают устройство БЛА и аппаратуры управления, их ТТХ и эксплуатационные ограничения, порядок действий в особых случаях в полете, а также основы аэродинамики и воздушной навигации. Кроме того, обучаемые получают навыки работы оператора БРЭО.

Командиры расчетов проходят подготовку в течение двух недель. За это время они знакомятся с общим устройством БЛА и принципами сю работы. Большая часть времени отводится на изучение основ руководства расчетом, планирования полетных заданий, а также на взаимодействие с вышестоящими органами управления. В ходе курса подготовки они должны не менее трех раз отработать на практике навыки руководства расчетом при подготовке к выполнению задания реальным БЛА, включая разработку плана полета, организацию подготовки аппарата к вылету (подготовка полетной палубы, развертывание/ свертывание катапультного устройства, развертывание сетки-улавливателя.

согласование вопросов полетов с командованием базы (корабля), руководство действиями подчиненных при возникновении аварийных ситуаций на борту (в том числе организация подъема БЛА из воды).

Операторы БРЭО обучаются непосредственно в ходе полетов БЛА, предварительно закончив курс по устройству и эксплуатации оборудования. Они, как и командиры расчетов, должны не менее трех раз отработать вопросы использования БРЭО в ходе практических полетов аппарата, включая подготовку оборудования к полету, нанесение обнаруженных в ходе полета объектов на свою карту и карту командира, решение навигационных задач управления полетом БЛА (с учетом параметров движения судна).

В сухопутных войсках, в отличие от других видов американских ВС, должность оператора БЛА не предполагает наличия у него обязательной летной подготовки. Штатная категория командира взвода БЛА RQ-7 "Шздоу-200", который имеет подготовку по одной из разведывательных специальностей, лейтенант. То же самое относится и к операторам аппаратов из числа сержантов. Заместитель командира взвода (категория уоррент-офицер) назначается на эту должность из числа сержантов, прошедших подготовку по специальности "оператор БЛА" и прослуживших в этой должности не менее четырех лет.

Подготовка операторов для эксплуатации БЛА RQ-5 "Хантер" и RQ-7 "Шэ-доу-200" в сухопутных войсках занимает в среднем 24 недели. Обучение организовано в одном из учебных центров СВ, где имеются тренажерные комплексы для отработки навыков управления БЛА и работы с бортовым радиоэлектронным оборудованием. Для практической отработки техники пилотирования центр располагает четырьмя разведывательными комплексами БЛА RQ-7 "Шэдоу-200", в состав каждого из которых входят две наземные станции управления и четыре таких аппарата.

Курс обучения оператора БЛА включает три этапа:
- наземная подготовка (10-15 недель);
- тренировки на тренажерах (четыре недели);
- отработка практических навыков управления БЛА и работы с БРЭО (пять-шесть недель).

В ходе первого этапа наземная подготовка - слушатели изучают ряд документов и теоретические дисциплины по основам применения беспилотной авиации, такие как:
- общие положения по организации применения беспилотных летательных систем;
- функциональные обязанности должностных лиц, назначаемых непосредственно для организации и проведения полетов;
- конструкция и эксплуатация комплексов БЛА различного типа; - основы воздушной навигации;
- основы обеспечения безопасности при организации и проведении полетов БЛА;
- тактика применения БЛА в различных условиях обстановки.

На втором этапе - обучение на тренажерах будущие операторы БЛА получат первоначальные навыки работы с оборудованием наземных комплексов управления полетами этих аппаратов, в технике управления БЛА, а также ведения воздушной разведки в различных условиях обстановки.

Тренировки проводятся под руководством сержанта взвода или специально назначенного оператора БЛА, которые также проходят дополнительный курс обучения для работы с тренажером. За время обучения 15-20 ч отводится на тренажёрную подготовку каждого слушателя.

В ходе третьего этапа военнослужащие отрабатывают практические навыки управления беспилотными летательными аппаратами и получения с их борта разведывательных данных.

Ежегодно в центре около 200 военнослужащих сухопутных войск проходят обучение по программе подготовки операторов БЛА RQ-7 "Шэдоу-200" и 40 -RQ-5 "Хантер".

Подготовка инженерно-технического персонала БЛА. В военно-воздушных силах отбор на переподготовку как инженерного состава, так и младшего технического персонала (авиационные техники, механики) производится из числа военнослужащих, имеющих профильное образование и практический опыт эксплуатации авиационной техники различного типа.

Программа переподготовки на конкретный тип беспилотного летательного аппарата рассчитана на четыре месяца. Занятия проводятся на базе учебно-тренировочного авиационного крыла командования обучения и подготовки кадров ВВС.

В течение первых двух недель инженерно-технический персонал слушает обзорные лекции по организации и основам боевою применения подразделений, эксплуатирующих беспилотную авиатехнику. В последующем происходит разделение на потоки в соответствии с изучаемыми типами, где слушателей знакомят с конструкцией конкретного летательного аппарата.

Далее, в течение трех месяцев, осуществляется профильная подготовка специалистов (самолет-двигатель, авиационное, радиоэлектронное оборудование и авиационное вооружение). В этот период детально изучаются системы, узлы и агрегаты, технический регламент, а также проводятся практические занятия на учебных тренажерных комплексах.

Заключительный этап переподготовки включает контроль теоретических знаний слушателей и проверочные практические занятия на авиационной технике.

В военно-морских силах длительность курса обучения техников и механиков БЛА шесть недель. Учебная программа сопоставима с курсом подготовки специалистов инженерно-технического состава военно-воздушных сил. Более короткий срок объясняется относительной простотой конструкции состоящих в настоящее время на вооружении ВМС БЛА по сравнению с беспилотными летательными аппаратами с большой дальностью и продолжительностью полета, эксплуатируемыми в ВВС.

В сухопутных войсках программа переподготовки и сроки ее реализации зависят от типа БЛА. Для обслуживания аппаратов RQ-5 "Хантер" и RQ-7 "Шэ-доу" технические специалисты проходят шестинедельный курс обучения (как в ВМС), а эксплуатанты MQ-1C "Грей Игл" - четырехмесячный курс, сопоставимый с программой подготовки инженерно-технического состава ВВС по эксплуатации аппарата MQ-1B "Предатор".

Техническое обслуживание, регламентные и ремонтные работы мини-БЛА возложены непосредственно на эксплуатирующие расчеты.

Следует отметить, что в вооруженных силах США существует практика задействования специалистов компаний - изготовителей аппаратов для их технического обслуживания и ремонта. Как правило, бригады гражданских авиационных инженеров и механиков привлекаются к проведению регламентных работ и восстановительных ремонтов на авиабазах постоянной дислокации. Тем не менее контрактные обязательства производителя предусматривают выезд и выполнение гарантийных работ на авиационной технике в том числе на аэродромах передового базирования вне пределов национальной территории.

Зарубежное военное обозрение. - 2013. - №7. - С. 54-58

 

Смотрите также
Категория: Подготовка | Добавил: pentagonus (23.03.2014) | Автор: Полковник Б. Львов
Просмотров: 7163 | Теги: БЛА, Подготовка, Б. Львов, оператор БЛА | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar