«Светляк» в ночном море

Михаил Сакович
Журнал «Обозрение армии и флота» №5 – 2009 г.

Исходя из опыта Великой Отечественной войны, на протяжении многих десятилетий считалось, что корабли и катера морской пограничной охраны, в мирное время пресекающие нарушения границы, обеспечивающие государственные интересы в экономической зоне, участвующие в спасательных операциях, в военное время будут осуществлять охрану водных районов военно-морских баз, а также решать задачи противолодочной обороны на всей акватории внутренних морей и прибрежной океанской зоны. Требования по эффективному выполнению боевых заданий определили усиление вооружения и технических средств кораблей погранохраны, что привело к существенному увеличению их водоизмещения и стоимости.

 

В связи с общностью задач военного времени большинство катеров морских частей Пограничных войск КГБ СССР (официально классифицировавшихся как «пограничные сторожевые корабли» – ПСКР) создавалось как модификации ракетных, торпедных и противолодочных кораблей и катеров Военно-Морского флота. Так катера проекта 199 создавались на базе торпедного катера пр.183, катера проекта 205П – на базе ракетного катера пр.205.

С начала 1970-х гг. в ЦМКБ «Алмаз» под руководством Е.И. Юхнина велось проектирование семейства унифицированных катеров – ракетного пр.1241Р «Молния» (позднее получившего обозначение пр.12411) и противолодочного пр.1241П (в дальнейшем – пр.12412). Последние передавались морским пограничникам как в основной модификации, так и в специально предназначенном варианте пр.12412П.

Корабль проекта 1242 «Молния-2» полным водоизмещением около 450 тонн оснащался довольно совершенной для своего времени гидроакустической станцией МГ-345 «Бронза» (с подкильной и опускаемой антеннами), четырьмя торпедными аппаратами калибра 400 мм для противолодочных торпед, двумя реактивными бомбометными установками РБУ-1200, артиллерийскими автоматами АК-176 (76,2-мм) и АК-630 (30-мм), радиолокационными станциями «Рейд» и «Вымпел». Все это вооружение и оборудование позволяло успешно решать задачи противолодочной, противовоздушной и противокатерной обороны в военное время, но ни в какой мере не способствовало поиску и задержанию нарушителей границы и браконьеров в мирные дни и ночи.

Как из-за ограниченных производственных возможностей судостроительной отрасли, так и из-за высокой стоимости корабли проекта 12412 не могли заменить в равном количестве строившиеся в 1960-1970-е годы катера пр.205П. При этом принятие закона о 200-мильной экономической зоне требовало существенного увеличения численности корабельного состава Морских частей пограничных войск.

Исходя из этого в начале 1980-х годов коллектив ЦМКБ «Алмаз» приступил к разработке специализированного пограничного сторожевого корабля пр.10410 «Светлячок» (западное обозначение – Svetlyak). Несмотря на то, что требования по решению задач военного времени с нового катера не снимались, допускалось некоторое снижение эффективности их решения по сравнению с катерами пр.12412. Прежде всего, было по возможности сокращено и упрощено радиотехническое и противолодочное вооружение. Радиолокационную станцию «Рейд» сменила «Вайгач-Наяда», гидролокацию ограничили опускной станцией «Уж». По сравнению с пр.12412 вдвое сократили число торпедных аппаратов, отказались от РБУ. Корабль оснащался средствами обнаружения подводных диверсантов и оружием для их поражения – гранатометом МРГ-1 или ДП-64 (см. подробнее >>>). Для противоздушной обороны предназначены тумбовая установка и 16 комплектов переносных зенитных ракетных комплексов «Игла».

В сочетании с уменьшением водоизмещения до 325 тонн переход от двухвальной к трехвальной схеме главной энергетической установки позволил не только обеспечить вполне достаточную скорость 32,33 узла при снижении почти вдвое мощности единичного дизеля (5400 л.с. у М-520 против 10000 л.с. у М-507), но и в большей мере соответствовал режимам эксплуатации пограничного корабля, в основном осуществляющего патрулирование на умеренных скоростях хода.

При сохранении состава и размещения артиллерии и обеспечивающей ее РЛС внешний облик корабля проекта 10410 оказался очень близок к пр.12412. Однако обводы корпуса катеров были существенно различны. Для пограничного корабля они были по оптимизированы результатам экспериментальных исследований ЦНИИ им. акад. А.Н Крылова исходя из многорежимности эксплуатации и обеспечения хорошей мореходности, в то время как при проектировании кораблей семейства пр.1241 важнейшей задачей считалось достижение максимально возможной скорости. Помимо прочего, размерения нового корабля (длина 49,5 м, ширина 9,2 м) были меньше, чем у его предшественника.

Пограничникам приходится значительно чаще, чем военным морякам, выходить в море, а, зачастую, – и на более длительный срок. Исходя из этого, все большее значение приобретали факторы обитаемости. Предусматривалась и возможность размещения незваных гостей – нарушителей границы или режима экономической зоны Относительный объем надстройки увеличился, что стало одним из заметных внешних различий проектов 10410 и 12412.

Технический проект, разработанный под руководством главного конструктора К.Ж. Аванесова был выпущен в 1984 году, а в 1988 г. головной корабль вступил в строй. Пограничники высоко оценили его. Стоимость катера не только по проектным сметам, но и в действительности оказалась существенно ниже, чем у пр.12412. Главным конструктором корабля с 1988 г. был В. П. Липиев, а в 1991 г. его сменил А.Л. Ивченко.

Строительство осуществлялось на трех заводах: в Ленинграде, Ярославле и Владивостоке. До 1991 года построили дюжину катеров, а к настоящему времени число сданных пограничникам кораблей превысило 25 единиц. Более десятка кораблей несут пограничную службу на Дальнем Востоке, по 4 на Севере, Балтике, Черном и Каспийском морях.

Тем не менее, объем строительства серии оказался намного меньше первоначально намеченного. В этих условиях для зарубежных заказчиков были предложены две модификации пр.10410.

Одна из них – пр.10411, представлявшая собой ракетный катер, вооруженный двумя счетверенными пусковыми установками ракет «Уран», не получила развития. Возможно это стало следствием того, что одновременно тем же ЦМКБ «Алмаз» потенциальным заказчикам был предложен ракетный катер пр.12418, несший вдвое больше ракет «Уран» и, в целом, более полно отвечавший требованиям к боевому кораблю.

Другой проект – 10412 – стал дальнейшим развитием процесса упрощения и удешевления, приведшего от проекта 12412 к пр.10410. Исходя из решения в основном задач патрульной службы в мирное время, заказчики отказались от предназначенной в основном для боя с вражескими катерами 76-мм установки АК-176М, заменив ее на 30-мм автомат. При этом обе шестиствольные установки приняты в более легком и простом исполнении – АК-306. В дополнение к артиллерийским установкам огневая мощь катера усилена двумя 14,5-мм пулеметами, расположенными побортно. Противолодочное вооружение и гидроакустическая станция не предусматриваются.

Применение дизелей в модификации М-520ТДУ с уменьшенной до 4770 л. с. агрегатной мощностью определило снижение максимальной скорости до 30 уз, при этом корабелам удалось увеличить максимальную дальность плаванья экономическим ходом с 1500 до 2200 миль.

В 2002 году два катера пр.10412 были построены для Вьетнама. Успехи создателей катеров семейства пр.10410 были отмечены Премией Правительства Российской Федерации за 2000 год.

 

 

Основные тактико-технические характеристики пограничного сторожевого корабля пр.10410

Проект (шифр)

10410 (Светлячок)

Западное обозначение

Svetlyak class

Годы постройки

1988-2010

Водоизмещение, т:

– стандартное

– полное

 

335

375

Размерения, м:

– длина

– ширина

– осадка

 

49,5

9,2

2,14

Тип главной энергетической установки

трехвальная,

дизельная

Мощность, л.с.

3 х 5400

Скорость, уз.:

– полного хода

– экономическая

 

32

12

Дальность плавания, миль (при скорости, уз.)

1500 (12)

Экипаж, чел. (в т.ч. офицеры)

28 (4)

Вооружение

76,2-мм АК-176 – 1х1

30-мм АК-630 – 1х6

(на некоторых 2х6 АК-306 вместо АК-176 и АК-630)

ПЗРК «Стрела-3»/«Игла-1» – 1х2 (16 ракет)

400-мм ТА – 2 х 1

Противодиверсионный гранатомт МРГ-1 – 2х7 (не на всех)

2 бомбосбрасывателя

 Радиоэлектронное вооружение

РЛС «Миус»

РЛС «Вайгач-У»

ОГАС «Уж» (не на всех)

ГАС МГ-747 (противодиверсионная)

РЭБ «Слябинг»

КВП ПК-16 – 2х16 (нач. с 1991 г.)

РЛС УАО «Вымпел»

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru