Наука и техника

Наука и техника / Транспорт / Авиация /

ВВС США, возможно, испытают в Афганистане ещё один дирижабль

04 апреля 2012 года, 15:25 | Текст: Александр Березин

Мы уже рассказывали о ситуации с дирижаблями-разведчиками, разрабатываемыми одновременно для армии и ВВС США. Ещё недавно, после фактической остановки программы Blue Devil Block 2, казалось, что всё ясно: более дешёвая и несколько более эффективная платформа Long Endurance Multi-Intelligence Vehicle (LEMV), созданная британской фирмой из Бедфорда для армии США, победила. Её конструкторы сделали главное, без чего успех на рынке правительственных оборонных заказов США невозможен: нашли себе правильного американского партнёра. Корпорация Northrop Grumman, с её мощнейшим лоббистским аппаратом давления, представляет весь проект чуть ли не как собственную разработку; в 2012 году должны были начаться войсковые испытания LEMV в Афганистане...

Blue Devil Block 2 оценивается в $188 млн. Время его патрулирования без дозаправки не превышает недели. (Фото MAV6.)
Blue Devil Block 2 оценивается в $188 млн. Время его патрулирования без дозаправки не превышает недели. (Фото MAV6.)

...Но теперь всё может измениться. Влиятельные сенаторы Тэд Кохран и Дэниэл Иноуи шлют руководству ВВС США письма, чтобы оживить интерес лётчиков к Blue Devil Block 2. Казалось бы, сенаторы и сенаторы, но наши герои — выдающиеся образцы пробивной способности даже по меркам американского депкорпуса. Кроме того что они возглавляют сенатский комитет по ассигнованиям, Кохран и Иноуи знамениты тем, что продавили строительство в штате Гавайи 25-километровой дороги стоимостью в $1,3 млрд, которая не ведёт ни в один населённый пункт. Почему? Просто она лоббировалась как рокадная на случай советского вторжения. На Гавайи, да. А вы думали, что 15 американских авианосцев против нуля советских — серьёзная защита?

И хотя начиналось это ещё при СССР, кончина последнего не остановила освоения денег налогоплательщиков: «дорогу в никуда» сдали через много лет после распада Союза. А ведь ещё они сыграли видную роль в судьбе АПЛ Seawolf, поддержке проекта Bogus lightning gun... Это настоящие профессионалы, не чета какому-нибудь Петрику: они могут пробить любой, даже самый бесполезный и дорогостоящий проект. Журнал Wired не зря публикует рассказы об их подвигах в рубрике «Крючкотворы, бандиты с кольцевой, политики».

«Бандитами с кольцевой» в США называют компании, «близкие к кругам» в Вашингтоне и получающие сверхбольшие и необоснованно дорогие заказы (в основном военные). Традиционно считается, что компании эти неразрывно связаны финансовыми интересами с соответствующими конгрессменами. Напомним, именно вышеупомянутая сладкая парочка в 2011 году поддержала инициативу по продолжению производства «Абрамсов», хотя американская армия и не нуждается сейчас в танках. По словам дельцов с Капитолийского холма, если бы танки не заказывались, то General Motors пришлось бы «сократить рабочие места». Так что, наверное, категорическое нежелание ВВС иметь разведывательные дирижабли не очень-то важно; армия тоже не знает, куда девать танки, но ведь заказала.

Британского происхождения гибридный дирижабль Long Endurance Multi-Intelligence Vehicle уже прошёл испытания в Штатах, теперь его ждёт Афганистан. Он почти вдвое дешевле Blue Devil Block 2 и летает без дозаправки втрое дольше. (Фото Hybrid Air Vehicles.)
Британского происхождения гибридный дирижабль Long Endurance Multi-Intelligence Vehicle уже прошёл испытания в Штатах, теперь его ждёт Афганистан. Он почти вдвое дешевле Blue Devil Block 2 и летает без дозаправки втрое дольше. (Фото Hybrid Air Vehicles.)

Ирония ситуации в том, что у американских военных уже есть собственный дирижабль LEMV британской разработки, и на войсковые испытания в Афганистане могут попасть обе машины.

Словом, в ближайшее время над истерзанной тридцатилетней войной страной могут воспарить два новых дирижабля, неуязвимых на своих 6 000 м для ПЗРК и ДШК (другого у афганцев нет). Будем надеяться, что это поможет подстегнуть не только военных, но и коммерческих потребителей по всему миру: потенциальные возможности дирижаблей чрезвычайно широки, а их применение в ВПК может послужить катализатором возрождения этого замечательного вида транспорта.

Подготовлено по материалам Wired.

blog comments powered by Disqus

Последние новости по теме "Авиация":