ЗиС-30
Боевая масса – 4
т . Экипаж – 4—5 человек. Длина корпуса – 3450 мм. Ширина корпуса
– 1860 мм. Высота – 2230 мм. Тип брони – 7—10 мм. Калибр и марка
пушки – 57-мм ЗиС-2. Пулемёты – 1 × 7,62-мм ДТ. Тип двигателя –
4-цилиндровый карбюраторный. Мощность двигателя, л. с. – 50.
Скорость по шоссе– 40 км/ч. Запас хода по шоссе– 250 км. Тираж – 101 шт.
Подробнее →
СГ-122(А)
Боевая масса – 23,6 т. Экипаж – 5 чел. Вооружение – одна
122-мм гаубица М-30. Толщина брони: лоб корпуса и рубки – 45
мм, борт и корма – 25 мм. Двигатель – Maybach HL 108TR, карбюраторный, мощностью 250 л.с. Скорость макс. –
40 км/ч.
Запас хода по шоссе – 140 км. Тираж – 27 шт. Подробнее →
Су-122
Боевая масса – 30,9 т. Экипаж – 5 чел. Вооружение – одна
122-мм гаубица М-30. Толщина брони: лоб, борт корпуса и рубки – 45
мм. Двигатель – В-2-34, 500 л. с. Скорость макс. – 55 км/ч.
Запас хода по шоссе – 300 км.
Подробнее →
Су-76И
Боевая масса – 22,5 т. Экипаж
– 4 чел. Вооружение – одна
76-мм пушка С-1. Толщина брони: лоб корпуса и рубки – 35 мм, борт и корма – 25 мм. Двигатель – Maybach HL120TRM 12-цилиндровый, 300 л.с. Скорость макс. – 50 км/ч.
Запас хода по шоссе – 140 км. Тираж – 201 шт.
Подробнее →
Су-85Боевая масса – 30 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение – одна 85-мм
пушка. Толщина брони: лоб и борт корпуса – 45 мм. Двигатель – В-2-34, 500 л. с. Макс, скорость
– 55 км/ч. Запас хода по шоссе
– 300 км.
Подробнее →
Су-76М
Боевая масса – 10,5 т. Экипаж – 4 чел.
Вооружение – одна 76-мм пушка ЗиС-3. Толщина брони: лоб корпуса – 35
мм, борт – 15 мм, рубка – 25 мм. Двигатель – два ГАЗ-70 по 70 л.
с. Скорость макс. – 45 км/ч. Запас хода по шоссе – 270 км.
Подробнее →
СУ-100
Боевая масса – 31,6 т . Экипаж – 4 человека. Длина с пушкой
вперёд – 9450 мм. Ширина корпуса – 3000 мм. Высота – 2245 мм.
Клиренс – 400 мм. Толщина брони:
лоб корпуса – 75 мм.
борт и корма – 45
мм. Корма корпуса (низ), мм/град. – 45
/ 45°. Вооружение: 100-мм пушка Д-10С обр. 1944 года. Тип двигателя –
V-образный 12-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения.
Мощность двигателя – 520 л. с. Скорость по шоссе, км/ч – 50. Запас хода по
шоссе – 310 км. Подробнее →
Су-152
Экипаж – 5 человек. Боевая масса – 45.5 т. Длина корпуса – 6,77 м.
Длина с пушкой – 8,95 м. Ширина – 3,25 м.
Высота – 2,45 м.
Вооружение: одна 152-мм гаубица
МЛ-20,
один 12,7-мм зенитный пулемёт ДШК. Бронирование –
60–75 мм. Двигатель – В-2К мощностью 600 л. с. Скорость по
шоссе – 43 км/час. Дальность хода по шоссе – 330 км.
Подробнее →
ИСУ-152
Экипаж – 5 человек. Боевая масса – 47 т. Длина корпуса – 6,77 м.
Длина с пушкой – 9,05 м. Ширина – 3,07 м.
Высота – 2,48 м.
Вооружение: одна 152-мм гаубица
МЛ-20,
один 12,7-мм зенитный пулемёт ДШК. Бронирование – 60–75 мм.
Двигатель – В-2-ИС мощностью 520 л. с.. Скорость по шоссе – 37
км/час. Дальность хода по шоссе – 220 км.
Подробнее →
ИСУ-122
Экипаж – 5 человек. Боевая масса – 46 т. Длина корпуса – 6,77 м.
Длина с пушкой – 9,85 м. Ширина – 3,07 м. Высота – 2,48 м.
Вооружение: одна 122-мм пушка
А-19,
один 12,7-мм зенитный пулемёт ДШК. Бронирование – 60–75 мм.
Двигатель – В-2-ИС мощностью 520 л. с.. Скорость по шоссе – 37
км/час. Дальность хода по шоссе – 220 км.
Подробнее →
Идея самоходного артиллерийского орудия родилась еще в период первой мировой войны. Первыми её воплотили
в металле русские рабочие Путиловского завода, создавшие
по проекту начальника Офицерской стрелковой школы генерала
Филатова пушечный броневик
Гарфорд–Путилов. В советские же довоенные времена была проведена большая работа по созданию опытных конструкций САУ
различных классов. Так, например, ещё в 1923 году
советские инженеры Трофимов и Каратеев создали батальонное самоходное орудие Арсеналец-45.Самоходка была очень
мала. В передней ее части стоял десятисильный тракторный
двигатель, а сзади – 45-мм
пушка системы Соколова. Жилплощади для экипажа не хватало, и потому водитель шел следом
за установкой. Скорость
такой самоходки не превышала
5 км/ч. Запас топлива установки составлял 10 литров
и считался достаточным, поскольку к месту боевого применения батальонный артсамоход доставлялся в кузове грузового автомобиля.
В 30-е же годы было создано множество
мелкосерийных некоторые из них,
такие как
СУ-5, приняли участие в битве за Москву осенью и зимой 1941 года. Однако полемика по поводу целесообразности создания самоходной артиллерии, которая развернулась в 1930-е годы, к началу войны так и не завершилась. У этого вида артиллерии были и сторонники, результатом деятельности которых стали разработки и выпуск малыми сериями отечественных самоходных артиллерийских установок разных классов, и противники, особенно среди танкистов, которые считали самоходные орудия из-за их невращающейся броневой рубке и относительно слабого бронирования лишь ухудшенными танками. И только опыт военных действии, а также анализ применения самоходных орудий противником показали целесообразность использования САУ в широких масштабах. Главным доводом в пользу самоходной артиллерии послужили поиски методов борьбы с массированным применением танков немецко-фашистскими войсками.
В первый период войны борьба с танками противника легла в основном на артиллерию, так как имевшихся в наших войсках танков
Т-34
и
КВ-1
было недостаточно для противоборства с танковыми клиньями Вермахта. Основным способом ведения огня по танкам всегда была стрельба прямой наводкой, когда орудие и танк друг Друга, и этой ситуации орудийный расчет оказывался практически ничем не защищенным от огня бронированного противника. И нередко, прежде чем танк подходил на дистанцию эффективного выстрела противотанковой пушки, ее расчет оказывался выведенным из строя даже не прямыми попаданиями, а осколками и взрывной волной. Кроме того, скоротечность боя, вызванная высокой маневренностью танков, требовала быстро развернуть пушки, нередко в обратную сторону, быстро сменить позицию, и часто такая быстрота была не под силу поредевшему расчету. В этих условиях уменьшить потери и увеличить эффективность артиллерийского огня могли только броня и мотор. Роль САУ не ограничивалась только лишь борьбой с танками. Другая важная сфера применения самоходной артиллерии – непосредственное сопровождение пехоты в наступлении. Обычно легкая артиллерия сопровождает пехоту для того, чтобы в нужный момент поддержать атакующих стрельбой прямой наводкой, подавить огневые точки противника. Расчеты на руках катят свои пушки в цепях наступающей пехоты, несут на себе снаряды, и все это под огнем противника, для которого орудие представляет собой заманчивую цель. И здесь замена обычных пушек бронированными самоходными оказывает неоценимую помощь. Опыт показал, что самоходные орудия нужны, так как ни один другой вид артиллерии не дал такого эффекта в непрерывном сопровождении атак пехоты и танков и во взаимодействии с ними в ближнем бою. При всем сходстве требования к самоходному орудию отличаются от требований, предъявляемых к танку. Прежде всего, при равном весе машин орудие САУ должно быть более мощным и дальнобойным, чтобы поразить танк еще на подходе, когда сама САУ остаётся вне досягаемости его выстрелов. Мощную пушку разместить во вращающейся башне наподобие танковой не удавалось, так как в период войны САУ выпускали на базе корпусов и ходовой части серийных танков. Поэтому пушку установили в неподвижную броневую рубку. При наводке ствол орудия клонился по горизонтали лишь в пределах 20°. Большие углы требовали поворота всей машины. Только много лет спустя после второй мировой войны стали выпускать самоходные орудия с вращающейся башней и специально сконструированными броневыми корпусами и ходовой частью.
В начале войны было выпущено 101 самоходка
ЗиС-30. Эта конструкция представляла собой пушку ЗИС-30 калибра 57 мм, установленную на шасси частично бронированного артиллерийского тягача «Комсомолец». Удачный опыт их применения привёл в итоге к тому, что в 1942 году вышло постановление ГКО о развёртывании массового выпуска самоходных артиллерийских установок. Сразу же после постановления началась энергичная работа по развертыванию массового выпуска САУ. Накопленный опыт их проектирования позволил предельно сократить сроки освоения новой техники. В конце 1942 – начале 1943 года впервые партии САУ были изготовлены и отправлены на фронт.
Су-152на базе танка KB-1с была сконструирована и
пдготовлена к испытаниям уже к концу января 1943 года. Некоторые танковые заводы полностью или частично перешли на производство самоходных орудий. В 1943 году был прекращен выпуск легких танков, так как этот тип танка в изменившихся условиях войны не мог вести успешных боевых действий. Однако на базе легкого танка
Т-70было начато производство СУ-76, предназначенной и основном для сопровождения пехоты, с дивизионной пушкой калибром 76 мм. Чтобы сохранить приемлемой массу машины, в модификации СУ-76М пришлось отказаться от полного бронирования – боевое отделение сверху не было закрыто броней, что делало установку сравнительно уязвимой. СУ-76 принадлежит своеобразный рекорд: из всех самоходных орудий второй мировой войны она была выпущена в наибольшем количестве – 12012
машин. Строились самоходки и на базе трофейных шасси. Так, 1200 самоходок
Су-76Ибыли изготовлены на шасси трофейного немецкого танка
Pz.III,
а на базе немецкого
StugIII была создана самоходка
СГ-122(А).