Советские САУ второй мировой

 

ЗиС-30 Боевая масса – 4 т . Экипаж – 4—5 человек. Длина корпуса – 3450 мм. Ширина корпуса – 1860 мм. Высота – 2230 мм. Тип брони – 7—10 мм. Калибр и марка пушки – 57-мм ЗиС-2. Пулемёты – 1 × 7,62-мм ДТ. Тип двигателя – 4-цилиндровый карбюраторный. Мощность двигателя, л. с. – 50. Скорость по шоссе– 40 км/ч. Запас хода по шоссе– 250 км. Тираж – 101 шт. Подробнее →

СГ-122(А) Боевая масса – 23,6 т. Экипаж – 5 чел. Вооружение – одна 122-мм гаубица М-30. Толщина брони: лоб  корпуса и рубки – 45 мм, борт  и корма – 25 мм. Двигатель – Maybach HL 108TR, карбюраторный, мощностью 250 л.с. Скорость макс. – 40 км/ч. Запас хода по шоссе – 140 км. Тираж – 27 шт.  Подробнее →

Су-122 Боевая масса – 30,9 т. Экипаж – 5 чел. Вооружение – одна 122-мм гаубица М-30. Толщина брони: лоб, борт корпуса и рубки – 45 мм. Двигатель – В-2-34, 500 л. с. Скорость макс. – 55 км/ч. Запас хода по шоссе – 300 км. Подробнее →

Су-76И Боевая масса – 22,5 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение – одна 76-мм пушка С-1. Толщина брони: лоб  корпуса и рубки – 35 мм, борт и корма – 25 мм. Двигатель – Maybach HL120TRM 12-цилиндровый, 300 л.с. Скорость макс. – 50 км/ч. Запас хода по шоссе – 140 км. Тираж – 201 шт. Подробнее →

Су-85 Боевая масса – 30 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение – одна 85-мм пушка. Толщина брони: лоб и борт корпуса – 45 мм. Двигатель – В-2-34, 500 л. с. Макс, скорость – 55 км/ч. Запас хода по шоссе – 300 км. Подробнее →

Су-76М Боевая масса – 10,5 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение – одна 76-мм пушка ЗиС-3. Толщина брони: лоб корпуса – 35 мм, борт – 15 мм, рубка – 25 мм. Двигатель – два ГАЗ-70 по 70 л. с. Скорость макс. – 45 км/ч. Запас хода по шоссе – 270 км. Подробнее →

СУ-100 Боевая масса – 31,6 т . Экипаж – 4 человека. Длина с пушкой вперёд – 9450 мм. Ширина корпуса – 3000 мм. Высота – 2245 мм. Клиренс – 400 мм. Толщина брони: лоб корпуса  – 75 мм.  борт  и корма  – 45 мм. Корма корпуса (низ), мм/град. – 45 / 45°.  Вооружение: 100-мм пушка Д-10С обр. 1944 года. Тип двигателя – V-образный 12-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения. Мощность двигателя – 520 л. с. Скорость по шоссе, км/ч – 50.  Запас хода по шоссе – 310 км.  Подробнее →

Су-152  Экипаж – 5 человек. Боевая масса – 45.5 т. Длина корпуса – 6,77 м. Длина с пушкой – 8,95 м. Ширина – 3,25 м. Высота – 2,45 м. Вооружение: одна 152-мм гаубица МЛ-20, один 12,7-мм зенитный пулемёт ДШК. Бронирование – 60–75 мм. Двигатель –  В-2К мощностью 600 л. с. Скорость по шоссе –  43 км/час. Дальность хода по шоссе – 330 км. Подробнее →

ИСУ-152 Экипаж – 5 человек. Боевая масса – 47 т. Длина корпуса – 6,77 м. Длина с пушкой – 9,05 м. Ширина – 3,07 м. Высота – 2,48 м. Вооружение: одна 152-мм гаубица МЛ-20, один 12,7-мм зенитный пулемёт ДШК. Бронирование – 60–75 мм. Двигатель –  В-2-ИС мощностью 520 л. с.. Скорость по шоссе –  37 км/час.  Дальность хода по шоссе – 220 км. Подробнее →

ИСУ-122 Экипаж – 5 человек. Боевая масса – 46 т. Длина корпуса – 6,77 м. Длина с пушкой – 9,85 м. Ширина – 3,07 м. Высота – 2,48 м. Вооружение: одна 122-мм пушка А-19, один 12,7-мм зенитный пулемёт ДШК. Бронирование – 60–75 мм. Двигатель –  В-2-ИС мощностью 520 л. с.. Скорость по шоссе –  37 км/час. Дальность хода по шоссе – 220 км. Подробнее →

Идея самоходного артиллерийского орудия родилась еще в период первой мировой войны. Первыми её воплотили в металле русские рабочие Путиловского завода, создавшие  по проекту начальника Офицерской стрелковой школы генерала Филатова пушечный броневик Гарфорд–Путилов .
В советские же довоенные времена была проведена большая работа по созданию опытных конструкций САУ различных классов. Так, например, ещё в 1923 году советские инженеры  Трофимов и Каратеев создали батальонное самоходное орудие Арсеналец-45. Самоходка была очень мала. В передней ее части стоял десятисильный тракторный двигатель, а сзади – 45-мм пушка системы Соколова. Жилплощади для экипажа не хватало, и потому водитель шел следом за установкой. Скорость такой самоходки не превышала 5 км/ч.  Запас топлива установки составлял 10 литров и считался достаточным, поскольку к месту боевого применения батальонный артсамоход доставлялся в кузове грузового автомобиля.

В 30-е же годы было создано множество мелкосерийных некоторые из них, такие как СУ-5 , приняли участие в битве за Москву осенью и зимой 1941 года.
Однако полемика по поводу целесообразности создания самоходной артиллерии, которая развернулась в 1930-е годы, к началу войны так и не завершилась. У этого вида артиллерии были и сторонники, результатом деятельности которых стали разработки и выпуск малыми сериями отечественных самоходных артиллерийских установок разных классов, и противники, особенно среди танкистов, которые считали самоходные орудия из-за их невращающейся броневой рубке и относительно слабого бронирования лишь ухудшенными танками.
И только опыт военных действии, а также анализ применения самоходных орудий противником показали целесообразность использования САУ в широких масштабах. Главным доводом в пользу самоходной артиллерии послужили поиски методов борьбы с массированным применением танков немецко-фашистскими войсками.
В первый период войны борьба с танками противника легла в основном на артиллерию, так как имевшихся в наших войсках танков Т-34 и КВ-1 было недостаточно для противоборства с танковыми клиньями Вермахта. Основным способом ведения огня по танкам всегда была стрельба прямой наводкой, когда орудие и танк друг Друга, и этой ситуации орудийный расчет оказывался практически ничем не защищенным от огня бронированного противника. И нередко, прежде чем танк подходил на дистанцию эффективного выстрела противотанковой пушки, ее расчет оказывался выведенным из строя даже не прямыми попаданиями, а осколками и взрывной волной. Кроме того, скоротечность боя, вызванная высокой маневренностью танков, требовала быстро развернуть пушки, нередко в обратную сторону, быстро сменить позицию, и часто такая быстрота была не под силу поредевшему расчету. В этих условиях уменьшить потери и увеличить эффективность артиллерийского огня могли только броня и мотор.
Роль САУ не ограничивалась только лишь борьбой с танками. Другая важная сфера применения самоходной артиллерии – непосредственное сопровождение пехоты в наступлении. Обычно легкая артиллерия сопровождает пехоту для того, чтобы в нужный момент поддержать атакующих стрельбой прямой наводкой, подавить огневые точки противника. Расчеты на руках катят свои пушки в цепях наступающей пехоты, несут на себе снаряды, и все это под огнем противника, для которого орудие представляет собой заманчивую цель. И здесь замена обычных пушек бронированными самоходными оказывает неоценимую помощь.
Опыт показал, что самоходные орудия нужны, так как ни один другой вид артиллерии не дал такого эффекта в непрерывном сопровождении атак пехоты и танков и во взаимодействии с ними в ближнем бою.
При всем сходстве требования к самоходному орудию отличаются от требований, предъявляемых к танку. Прежде всего, при равном весе машин орудие САУ должно быть более мощным и дальнобойным, чтобы поразить танк еще на подходе, когда сама САУ остаётся вне досягаемости его выстрелов. Мощную пушку разместить во вращающейся башне наподобие танковой не удавалось, так как в период войны САУ выпускали на базе корпусов и ходовой части серийных танков. Поэтому пушку установили в неподвижную броневую рубку. При наводке ствол орудия клонился по горизонтали лишь в пределах 20°. Большие углы требовали поворота всей машины. Только много лет спустя после второй мировой войны стали выпускать самоходные орудия с вращающейся башней и специально сконструированными броневыми корпусами и ходовой частью.

В начале войны было выпущено 101 самоходка ЗиС-30 . Эта конструкция представляла собой пушку ЗИС-30 калибра 57 мм, установленную на шасси частично бронированного артиллерийского тягача «Комсомолец». Удачный опыт их применения привёл в итоге к тому, что в 1942 году вышло постановление ГКО о развёртывании массового выпуска самоходных артиллерийских установок.
Сразу же после постановления началась энергичная работа по развертыванию массового выпуска САУ. Накопленный опыт их проектирования позволил предельно сократить сроки освоения новой техники. В конце 1942 – начале 1943 года впервые партии САУ были изготовлены и отправлены на фронт. Су-152   на базе танка KB-1с была сконструирована и пдготовлена к испытаниям уже к концу января 1943 года. Некоторые танковые заводы полностью или частично перешли на производство самоходных орудий.
В 1943 году был прекращен выпуск легких танков, так как этот тип танка в изменившихся условиях войны не мог вести успешных боевых действий. Однако на базе легкого танка Т-70 было начато производство СУ-76, предназначенной и основном для сопровождения пехоты, с дивизионной пушкой калибром 76 мм. Чтобы сохранить приемлемой массу машины, в модификации СУ-76М пришлось отказаться от полного бронирования – боевое отделение сверху не было закрыто броней, что делало установку сравнительно уязвимой. СУ-76 принадлежит своеобразный рекорд: из всех самоходных орудий второй мировой войны она была выпущена в наибольшем количестве – 12012 машин.
Строились самоходки и на базе трофейных шасси. Так, 1200 самоходок Су-76И были изготовлены на шасси трофейного немецкого танка Pz.III Pz.III, а на базе немецкого StugIII была создана самоходка СГ-122(А) .

Add to your Facebook

 

 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

Продвижение сайтов в поисковых системах с гарантией результата





Бронирование фотостудий