«Яхонт» выходит в море

Журнал «Техника и вооружение. Вчера, сегодня, завтра...» №11 / 2004 г.

На протяжении без малого трех десятилетий ответственный пост Главнокомандующего советским ВМФ занимал С. Г. Горшков, который высоко оценил роль крылатых ракет в системе вооружения вверенного ему вида Вооруженных Сил, охарактеризовав их как «национальное оружие отечественного флота».

В последние десятилетия появилось немало публикаций, ставящих под сомнение целесообразность реализованного пути развития советского флота. В них вполне справедливо отдается должное «его величеству авианосцу» как многоцелевому средству вооруженной борьбы, в отличие от строившихся в СССР узкоспециализированных носителей ракетного оружия. Однако можно только порадоваться тому, что наша страна не была втянута в разорительную гонку строительства авианосцев. При несравненно менее развитом судостроении у СССР не было никаких перспектив догнать США, а несколько «плавучих аэродромов» ни в коей мере не могли стать противовесом многократно превосходящим авианосным силам американцев. Напротив, созданная СССР мощная группировка носителей крылатых ракет вызывала глубокую озабоченность руководства флота США, побуждая его к весьма затратному непрерывному совершенствованию средств вооруженной борьбы на море. Не будь у советского флота крылатых ракет, американцы могли бы сосредоточиться на решении задачи «флот против берега», сведя задачу «флот против флота» только к противолодочной борьбе.

 

В первую очередь определение С.Г. Горшкова относится к противокорабельным ракетам оперативно-тактического назначения, предназначенным для решения важнейшей задачи – борьбы с авианосцами. Возглавляемым В.Н. Челомеем, а с 1984 г. – Г.А. Ефремовым конструкторским коллективом расположенной в подмосковном г. Реутове организации, ныне именуемой ФГУП «НПО машиностроения», было разработано несколько поколений оперативно-тактических ракет (П-35, П-6, «Базальт», «Вулкан», «Гранит») с максимальной дальностью, постепенно наращиваемой от 250 до 500 км и более. Обладающие сверхзвуковой скоростью, возможностью полета как на больших, так и на малых высотах, в последних своих образцах оснащенные бортовыми системами управления с элементами искусственного интеллекта и способные стартовать из-под воды, при залповом применении эти ракеты представляли собой серьезную угрозу авианосным ударным соединениям, прикрытым мощной, эшелонированной системой противолодочной, противокорабельной и противовоздушной обороны, включавшей истребительную авиацию и самолеты радиолокационного дозора. Однако все эти замечательные свойства достигались ценой исполнения ракет в больших габаритах и массах. В результате для размещения одной крылатой оперативно-тактической ракеты требовалась пусковая установка, по габаритам близкая к шахте стратегического подводного ракетоносца для баллистической ракеты межконтинентальной дальности. Наиболее совершенные носители крылатых ракет – подводные лодки проекта 949 (949-А) и надводные корабли проекта 1144 (11442) – при боекомплекте, достаточном для поражения авианосца с требуемой вероятностью, по водоизмещению превысили самые крупные артиллерийские корабли советской постройки. Строительство таких носителей крылатых ракет ограничивалось как возможностями верфей, так и высокой стоимостью, а внушительные размеры не способствовали скрытности – основе выживаемости в современных условиях.

Не намного лучше были и массогабаритные характеристики тактических ракет П-15, «Термит», «Москит», «Малахит», предназначенных для катеров и малых ракетных кораблей, но применявшихся также и как ударное оружие эсминцев и больших противолодочных кораблей. Они обеспечивали поражение на дальностях до 80–120 км надводных кораблей и судов противника в условиях противодействия корабельных ракетных и артиллерийских средств ПВО. Это оружие предназначалось для использования в прибрежной зоне, на закрытых морских театрах. В условиях «большой войны» можно было рассчитывать на эффективное применение тактических ракет против трансатлантических конвоев для решения задачи изоляции европейского театра военных действий, срыва перевозок военной техники и войск из США. Однако из-за небольшой дальности успешное использование тактических ракет против авианосцев было маловероятно. Самолеты и вертолеты, базирующиеся на авианосце, а также корабли охранения сделали бы все возможное для того, чтобы не дать нашим надводным кораблям-носителям тактических ракет возможность выйти на дистанцию применения этого оружия. По мере развития сил и средств противолодочной обороны США снижались и шансы успешного применения оружия подводными лодками, вооруженными подобными ракетами со стартом из-под воды – «Аметист» и «Малахит».

Таким образом, наметилась необходимость создания относительно малогабаритного противокорабельного оружия, по уровню летно-тактических характеристик приближающегося к наиболее совершенным оперативно-тактическим ракетам и в то же время допускающего размещение на относительно небольших носителях.

Уменьшению массогабаритных показателей способствовало ограничение ряда боевых показателей. Масса боевой части была принята на уровне 200 кг, вполне достаточном для поражения наиболее массовых целей – катеров и малых боевых кораблей. При применении оружия для поражения более крупных объектов предусматривается залповое использование ракет, что способствует и успешному прорыву противовоздушной обороны, как правило, у такого противника довольно мощной. Максимальную дальность ограничили величиной 300 км. При благоприятных условиях цель на таком удалении могла быть обнаружена и собственными пассивными средствами разведки носителя – надводного корабля или подводной лодки. Номинальное значение максимальной дальности достигалось при полете по комбинированной траектории с маршевым участком на высоте 14 км при скорости, соответствующей М = 2,5, и последующим бреющим полетом в 10–15 м от водной поверхности при поддержании высокой скорости – 600 м/с на последних 40 км сближения с целью в зоне действия ее основных средств ПВО. Возможно и применение ракеты с полетом на высоте 10–15 м на всей протяженности траектории от завершения стартово-разгонного участка, но при этом максимальная дальность не превышает 120 км.

Новая ракета (получившая шифр «Оникс»), задумывалась как универсальная по носителям, обеспечивающая возможность старта как с надводного корабля, так и из-под воды, а также с борта самолета. Исходя из обеспечения возможности ее внедрения на модернизируемые ранее созданные корабли и подводные лодки предусматривалось размещение ее как в вертикальных, так в наклонных пусковых установках. Последними оснащались малые ракетные корабли проектов 1234 и 12341, а также атомные подводные лодки проектов 670 и 670-М. Разнообразные условия размещения предъявляли противоречивые требования к стартовой ступени. Так как при движении под водой из-за большого сопротивления плотной среды ракете не следовало излишне разгоняться во избежание непродуктивного расхода энергии и чрезмерных внешних нагрузок на конструкцию, так что тягу стартового двигателя на этом участке функционирования желательно ограничить умеренной величиной. Напротив, при старте с наклонной пусковой установки надводного корабля требовалась высокая тяговооруженность. Иначе на начальном участке движения ракете грозило падение в воду, в особенности в случае повышенных возмущений при старте в условиях качки и свежего морского ветра. В конечном итоге было найдено компромиссное техническое решение. При просмотре хроникальных кадров бросается в глаза то, что ракета непривычно медленно сходит с направляющих наклонной пусковой установки и не спеша обгоняет опытовый корабль по проходящей вблизи волн траектории, а не резво уносится ввысь, как ранее созданные крылатые ракеты.

Новой для ФГУП «НПО машиностроения» стала и общая компоновочная схема с симметричным Х-образным расположением аэродинамических поверхностей. Все ракеты, ранее созданные этой фирмой, были выполнены по самолетной схеме с размещением крыла в только одной, горизонтальной плоскости. В сочетании с применением традиционного для ФГУП «НПО машиностроения» и послестартового раскрытия складываемых аэродинамических поверхностей новая компоновка позволила обеспечить минимальные габариты изделия в транспортном положении, а также повысить маневренные возможности ракеты. Уменьшение габаритов головки самонаведения позволило разместить ее в центральном теле лобового воздухозаборника маршевого прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Для обеспечения высокой вероятности захвата цели предусматривалось применении комбинированной активно-пассивной головки самонаведения. Также в центральном теле воздухозаборника расположена основная аппаратура системы управления и боевая часть. В состав бортовой аппаратуры входят инерциальная система управления, бортовой цифровой вычислительный комплекс, радиовысотомер. Баки топлива маршевого двигателя и рулевые приводы размещены в кольцевой части конструкции прямоточного двигателя. При эксплуатации и на подводном участке траектории передняя часть ракеты с воздухозаборником прикрывается сбрасываемым в полете обтекателем.

Бортовая инерциальная система управления обеспечивает автономный полет ракеты на большей части протяженности ее траектории. Головка самонаведения после обнаружения цели на дальности 70 км прекращает излучение, а ракета снижается до высоты 10–15 м. Головка самонаведения вновь включает активный режим всего за несколько секунд до поражения цели, которых уже явно недостаточно для того, чтобы оказать противодействие. Головка самонаведения обеспечивает также применение ракеты по стационарным наземным целям, обладающим радиоконтрастностью по отношению к фону не мене 15 дБ.

В результате проработки нескольких вариантов конструкции удалось выполнить ракету стартовой массой 3 т в длине 8,2 м. За счет применения складывающихся аэродинамических поверхностей ракета может размещаться в транспортно-пусковом стакане диаметром 0,72 м при длине 8,9 м, масса которого с ракетой составляет 3,9 т.

Для размещения транспортно-пусковых стаканов на перспективных надводных кораблях служат пусковые установки на шесть ракет вертикального старта высотой 9,5 м при поперечных габаритах 2×3 м, состоящие из корпуса, крышки, системы горизонтальной и вертикальной амортизации, устройства заштыривания, а также размещенного сбоку корпуса электроразъема связи корабельной и с бортовой аппаратуры. Пусковая установка с наклонным, под углом 15° к горизонту расположением шести ракет имеет высоту 3,5 м при длине 10 м и ширине 3,5 м и состоит из опорной фермы, ложементного устройства задней опорной конструкции и механизма перемещения электроразъема связи бортовой и корабельной аппаратуры, расположенного у заднего торца транспортно-пускового стакана.

На перспективных подводных лодках ракеты могут размещаться по три в вертикальных контейнерах внутренним диаметром 2 м при высоте 10 м, фактически являющихся шахтными пусковыми установками. Крепление транспортно-пусковых стаканов осуществляется посредством расположенной вверху контейнера амортизированной платформы, трех ярусов элементов системы амортизации, устройства заштыривания. Электроразъем связи бортовой и корабельной аппаратуры размещен у нижнего торца транспортно-пускового стакана. В пусковой установке также расположена система герметизации полости контейнера.

Наряду с корабельными пусковыми установками проработано применение новых ракет в составе подвижных береговых комплексов «Бастион» с размещением до трех ракет на самоходной пусковой установке. В отличие от прежних лет в последних экспозициях ФГУП «НПО машиностроения» представляет самоходную пусковую установка, скомпонованную не по схеме, реализованной в зенитном ракетном комплексе С-300ПС (но на пятиосном шасси), а по типу комплекса «Искандер» (на четырехосном МЗКТ-7930), с размещением трех транспортно-пусковых стаканов в закрываемом кузове. Скорость пусковой установки достигает 80 км/ч, масса составляет 45 т, боевой расчет – 3 человека: командир-оператор боевого управления, оператор связи, водитель-электромеханик. Время развертывания комплекса – до 5 мин, пуск ракет залпа может осуществляться с интервалом 2,5 с.

В состав стартового дивизиона подвижного берегового ракетного комплекса помимо четырех самоходных пусковых установок входит подвижный командный пункт на шасси КаМАЗ-4301 с боевым расчетом из 4-х человек – двух операторов боевого управления (один из которых – командир дивизиона), оператора связи и водителя-электромеханика. В состав комплекса входят два стартовых дивизиона, командно-штабная машина на шасси КаМАЗ-4301 с боевым расчетом 5 человек. Для увеличения автономности стартового дивизиона с 5 до 30 суток ему может придаваться машина обеспечения боевого дежурства на шасси МЗКТ-43101.

Помимо боевых подразделений в состав подвижного берегового комплекса входит технический дивизион, осуществляющий регламентные проверки, подготовку вновь поступивших ракет, их доставку и установку на самоходные ПУ. Технический дивизион состоит из отделения регламентных работ, обслуживающего ракеты и аппаратуру комплекса, и отделения технического обслуживания, занимающегося подвижными средствами комплекса. Дополнительно техническому дивизиону могут придаваться транспортно-заряжающие машины с боевым расчетом.

С учетом большой дальности действия ракетного комплекса для решения задачи целеуказания могут привлекаться приданные комплексу вертолеты, обеспечивающие передачу информации на командный пункт.

ФГУП «НПО машиностроения» представило также предложения по созданию для зарубежных заказчиков системы космических средств «Прагматичный космос» способной решать задачи разведки и первичного целеуказания. Космические аппараты предусматривается оснащать радиолокационными и оптико-электронными средствами наблюдения с передачей информации в реальном масштабе времени.

Опыт боевых действий конца XX – начала XXI века показал низкую эффективность надводных кораблей в борьбе с более сильным противником. Имеются и примеры относительно успешной борьбы с иракскими подвижными ракетными комплексами в ходе вооруженного конфликта в начале 1991 г. По оценкам ФГУП «НПО машиностроения», в подобной военно-политической ситуации высокой боевой устойчивостью будут обладать стационарные береговые ракетные комплексы «Бастион» с шахтными пусковыми установками, заглубленными под слоем грунта, что исключит возможность определения их местонахождения с использованием «национальных технических средств» (т.е. космической разведки) с точностью, достаточной для обеспечения гарантированного прямого попадания современных образцов высокоточного неядерного оружия. При подрыве боеприпаса вблизи шахтной пусковой установки работоспособность ракеты и наземного оборудования сохраняется за счет высокой прочности строительного сооружения и применения системы амортизации для крепления транспортно-пускового стакана и других важнейших элементов. Нижняя половина транспортно-пускового стакана с ракетой фиксируется внутри так называемого пускового модуля массой 20 т, опирающегося на опорный стол с элементами вертикальной амортизации. Элементы горизонтальной амортизации расположены в два яруса по высоте строительного сооружения. Стационарный защищенный командный пункт, по уровню фортификационной стойкости близок к пусковым установкам.

По завершении продолжающейся 2 мин предстартовой подготовки пусковой модуль посредством задействования входящих в его состав телескопических устройств в течение 15–18 с поднимается вместе с транспортно-пусковым стаканом и защитной крышкой, выдавливая слой грунта. По выходе на поверхность включением установленных на защитной крышке твердотопливных двигателей она уводится в сторону, после чего ракета стартует.

Помимо защищенных объектов в составе стационарного комплекса предусматриваются вертолетный комплекс целеуказания, подвижный командный пункт, комплекс средств технического обеспечения.

Наряду с корабельным и береговым вариантами комплекса проработана и авиационная модификация. Внешними отличиями являются более оптимальная с точки зрения аэродинамики форма обтекателя, призванная снизить сопротивление подвески самолета, а также отсутствие стартово-разгонной ступени, что снижает массу ракеты до 2,6 т. Применительно к авиационному комплексу на МАКС-2003 впервые было указано на возможность использования его и против наземных целей, в том числе и нерадиоконтрастных, при включении в состав бортовой аппаратуры средств спутниковой навигации.

Новая ракета относится к тем, увы, немногочисленным образцам нового оружия, которые, будучи задуманы еще до распада СССР, несмотря на все финансово-экономические препятствия, были доведены до воплощения в металле, проведения летных испытаний и успешного завершения разработки. Ракета испытывалась с наземных и морских пусковых установок, включая погружаемый стенд с вертикальным и наклонным стартом. При летной отработке проводились также вертикальные пуски с экспериментальной подвижной пусковой установки.

Головная подводная лодка проекта 670-М K-452 (заводской №901), ранее вступившая в строй в конце 1974 г., прошла на судоремонтном заводе №10 в г. Полярный с 1986 по 1992 г. средний ремонт с переоборудованием по пр.06704 с заменой ракетного комплекса «Малахит» на новый с пусковыми установками СМ-315. До 1996 г. она выходила в море по планам боевой подготовки и для проведения испытаний комплекса, но в мае 1998 г. была исключена из состава флота. По данным того же справочника, на декабрь 2001 г. на флоте не осталось ни одной подводной лодки проектов 670 и 670-М.

Наиболее полный объем испытаний комплекса был проведен на малом ракетном корабле «Накат», построенном на ленинградском Приморском заводе в 1987 г. по проекту 12347 (модернизация проекта 12341). В конце 2002 г. новый ракетный комплекс поступил на вооружение, а модернизированный корабль был принят в состав ВМФ.

За последние десятилетия экспортная модификация комплекса «Яхонт» неоднократно предлагалась для поставок зарубежным заказчикам.

Плодотворной оказалась идея создания на базе ракеты «Яхонт» модификации, разрабатываемой и выпускаемой совместным российско-индийским предприятием. При создании ракеты «Бра-Мос» (BRAHMOS – Brahmaputra-Москва) индийские специалисты, реализуя новейшие достижения мировой электроники, занялись бортовой аппаратурой. При этом учитывалось то, что разработка «Яхонта» началась много лет назад, а уровень элементной базы нашей аппаратуры 1980-х гг. оставлял желать лучшего. Судя по всему, для индийской стороны важно не столько повышение боевых свойств ракеты, сколько формирование собственных кадров ракетчиков – задача, решаемая не за годы, а за десятилетия.

После первого пуска ракеты «Бра-Мос» с наземной вертикальной пусковой установки 2 июня 2001 г. ее отработка продолжилась с опытового корабля «Раджпут» – одного из построенных в Николаеве эсминцев пр.61-МЭ, на котором спаренная наклонная пусковая установка размещена взамен штатной передней правой установки ракеты типа П-15М. Идет подготовка к 4-му пуску «БраМос», развертывается серийный выпуск ракет на основе межгосударственной кооперации с учетом долевого участия стран в распределении конечной продукции.

Индусами также изготовлена и самоходная пусковая установка берегового комплекса с тремя открыто расположенными транспортно-пусковыми стаканами на 6-осном шасси автомобиля «Татра».

В целом создание коллективами ФГУП «НПО машиностроения» и ряда смежных организаций под руководством Генерального конструктора Г.А. Ефремова новой противокорабельной ракеты и успешный ход совместной российско-индийской разработки ракеты «БраМос» относятся к, увы, нечастым достижениям отечественного ВПК в части создания по-настоящему нового оружия, а не модернизации ранее созданной техники.

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru