Танк «Ариете» — таран для новых центурионов

Сергей Суворов, кандидат военных наук, полковник запаса
Журнал «Обозрение армии и флота» №5, 2009

 

Италия имела опыт создания и строительства бронетанковой техники в предвоенные годы и в ходе Второй Мировой войны. После поражения в ней этой стране было запрещено производить тяжелое вооружение. После вступления в блок НАТО и став его активной участницей буквально с первых дней его создания, бронесилы Италии оснащались танками американского производства. Первоначально итальянские танкисты осваивали танки М47 «Паттон», затем и более серьезные машины – М60А1. Однако эту машину освоили не только танкисты, но и итальянские промышленники – 200 таких танков из 300 имевшихся на вооружении было построено итальянской компанией «ОТО Мелара» по лицензии. Кроме танков, по лицензии выпускались и американские БТР М113.

Дальше – больше. Несколько сменив приоритеты, в начале 1970-х Италия начинает приобретать бронетанковую технику в ФРГ. В соответствии с заключенным с этой страной договором для нужд итальянской армии приобреталось 920 танков «Леопард-1». Из них только 200 поставлялись непосредственно из ФРГ, остальные машины изготавливались в Италии по лицензии.

Таким образом, итальянские инженеры приобрели большой опыт современного послевоенного танкостроения, а коль уж если все закрыли глаза на то, что танки вновь стала производить Германия, то почему бы не возродить такое производство и в Италии?

Так, во второй половине 1970-х годов, то есть в то время когда практически завершалось строительство лицензионных «Леопардов», в Италии были организованы работы по созданию собственных образцов бронетанкового вооружения для нужд итальянской армии и экспорта. Надо заметить, что на работу конструкторов с Аппенинского полуострова конструкторские изыски немецкого «хищника» оказали большое влияние. Так, созданным консорциумом из компаний «ОТО Мелара» и «Фиат» был разработан танк OF-40 (О и F – начальные буквы компаний «ОТО Мелара» и «Фиат», 40 – примерная масса танка). Внешне и не только, танк сильно напоминает «Леопард-1А4». OF-40 выпускался небольшими партиями с 1980 года для экспорта в страны Африки, Ближнего и Среднего Востока. Около 40 таких танков было поставлено в Дубайскую армию ОАЭ (формирование, не входившее в состав ВС ОАЭ), в которой и находились до расформирования этой армии в 1998 году, и впоследствии были выведены из боевого состава в резерв. В настоящее время планируется использовать эти танки для переделки в тяжелые БМП.

В первой половине 1970-х годов специалистами компании «ОТО Мелара» на базе американского БТР М113А1 была разработана БМП VCC-1 «Камиллино». Немного позднее был создан усовершенствованный вариант этой БМП – VCC-2. В общей сложности к 1982 году в сухопутных войсках Италии насчитывалось 1350 единиц таких БМП.

В начале 1980-х годов фирма «ОТО Мелара» приступила к разработке гусеничного бронетранспортера С-13, специально предназначенного для экспорта. Так, шаг за шагом возрождалась итальянская бронетанковая промышленность. В настоящее время она производит практически весь спектр бронетанковой техники от легких колесных боевых машин до основных боевых танков.

 

Основной боевой танк «Ариете»

 

В 1982 году итальянскими сухопутными войсками были разработаны общие требования для нового основного боевого танка (ОБТ), который планировалось разрабатывать и строить в Италии. К 1984 году требования к новому танку были согласованы с промышленностью и были начаты конструкторские разработки ключевых подсистем, таких как силовая установка и комплекс вооружения.

В том же самом году компании «Otobreda» и IVECO сформировали консорциум, со штаб-квартирой в Риме, который занимается оснащением итальянских сухопутных войск новым поколением гусеничных и колесных бронированных машин. Первый опытный образец танка «Ариете» (Ariete – таран) был завершен в 1986 году, а к 1988 г., были готовы уже шесть опытных образцов, которые были переданы для всесторонних испытаний в итальянскую армию, а также испытывались и на заводах изготовителях. В общей сложности все шесть опытных танков отстреляли более 3000 выстрелов из 120-мм пушки и подверглись самым серьезным проверкам в течение 450 дней. После их успешного завершения итальянская армия разместила заказ компании «Otobreda» на производство 200 танков «Ариете».

Первые машины заказа были поставлены довольно поздно, только в 1995 году, а заключительные машины данного заказа были переданы итальянской армии в 2002 г.

Полная стоимость производства 200 танков «Ариете» для итальянской армии составила около 970 миллионов USD, включая полный комплект боеприпасов, запасных частей и материально-технического обеспечения. Кроме компаний IVECO и «Otobreda» в программе «Ариете» участвовало почти 248 компаний-поставщиков.

Что касается новой модификации танка «Ариете» С-2 – то он уже в процессе разработки. Танк будет иметь более мощный 1500-сильный дизельный двигатель с турбонагнетателем, гидропневматическую подвеску, автоматическую систему заряжания для 120-мм гладкоствольной пушки, более совершенную систему управления огнем (СУО) и увеличенную защиту для повышения боевой живучести машины.

Относительно производства «Ариете» С-2 пока не имеется каких-либо конкретных планов.

 

Компоновка

 

Корпус и башня танка «Ариете» цельносварные с дополнительным слоем усовершенствованной брони на фронтальных деталях танка – на лобовых деталях корпуса, башни и на ее боковых стенках.

Точный уровень защиты засекречен, но по оценкам специалистов, она предусматривает, по крайней мере, защиту от 105-мм бронебойных подкалиберных снарядов и от кумулятивных боеголовок большинства легких противотанковых гранатометов.

Компоновка выполнена подобно большинству других современных танков, с отделением управления впереди, башней в центре и моторно-трансмиссионным отделением в кормовой части. Крышка люка водителя при открывании приподнимается вверх и поворачивается вправо. В ней установлены три дневных перископических прибора наблюдения, центральный из которых может быть заменен пассивным перископическим прибором ночного вождения MES VG/DIL 100. Сиденье водителя регулируется по высоте при помощи гидропривода. Управление машиной осуществляется при помощи штурвала. Слева от водителя размещаются двадцать семь 120-мм выстрелов, а сразу за его сиденьем в днище корпуса расположен аварийный люк. Боевое отделение оснащено противопожарной системой и системой предотвращения взрыва.

Башня находится в центре корпуса. Командир танка расположен в ней справа, наводчик впереди и чуть ниже него, заряжающий расположен слева. Боковые и задние стенки башни выполнены вертикально, но лобовая ее часть имеет большой укол наклона для обеспечения лучшей защиты. Командир имеет люк с открывающейся назад крышкой и восемь дневных перископических приборов для кругового наблюдения.

Заряжающий имеет собственный люк с открывающейся назад крышкой и два перископических дневных прибора наблюдения, установленных в крыше башни, обеспечивающих ему наблюдение вперед и влево от башни. Впереди его люка расположен датчик системы предупреждения о лазерном облучении (производится компанией Marconi Defence Systems Division), информация с которого отображается на табло, расположенном у командира танка.

Имеются вышибные панели в крыше башни для исключения прорыва взрывной волны в боевое отделение при детонации боекомплекта, кроме того, в левой стенке башни имеется люк для пополнения боеприпасов и выброса стреляных гильз. На задней части ниши башни установлена большая корзина для личного и другого имущества.

 

Огневая мощь

 

Система управления огнем (СУО) TURMS (Tank Universal Modular System – танковая универсальная модульная система) и другие приборы наблюдения поставляются компанией «Officine Galileo». Точно такая же СУО установлена и на 105-мм колесном (с колесной формулой 8×8) истребителе танков «Кентавр» (Centauro), которые в количестве 400 машин были поставлены итальянской армии.

Основными компонентами СУО являются: панорамный комбинированный (дневной/ночной с электронно-оптическим усилителем) прицел командира со стабилизированной линией визирования; основной перископический прицел наводчика со стабилизированной в двух плоскостях линией визирования и со встроенным лазерным дальномером; баллистический вычислитель; комплект датчиков условий стрельбы; система контроля кривизны ствола и пульты управления командира, наводчика и заряжающего. Командирский прицел имеет переменное увеличение 2,5 и 10 крат. Установленная на крыше башни головка командирского прицела обеспечивает круговое (на 360°) наблюдение по горизонту и обеспечивает обзор по вертикали в пределах от -10 до +60°. При ведении наблюдения голова командира остается неподвижной, в то время как вращается только головка прицела. Кроме того, на рабочем месте командира имеется монитор, на который выдается изображение от тепловизионного прицела наводчика.

Основной прицел наводчика объединяет оптический визирный канал, канал лазерного дальномера и тепловизионный канал. Линии визирования всех каналов проецируются на единое стабилизированное головное зеркало, расположенное на крыше башни в бронированном корпусе. Входное окно прицела защищено бронированными створками, которые открываются влево и вправо. Дневной канал прицела имеет 5-кратное увеличение, тепловизионный канал имеет широкое и узкое поле зрения.

Баллистический вычислитель производит вычисление данных для стрельбы и обеспечивает управление оптическим прицелом, лазерным дальномером, сервомоторами, а также датчиками, встроенным оборудованием проверки и обучения. Он также позволяет переключать СУО из нормального (автоматического) режима работы в дублирующие режимы в случае частичного отказа некоторых элементов системы. Основными датчиками системы TURMS являются метеорологический, высоты над уровнем моря и износа канала ствола. Метеорологический датчик установлен на крыше башни.

Танк «Ариете» может вести эффективный огонь с места и с ходу по неподвижным и движущимся целям. Обычно командир танка, обнаружив цель, передает ее для ведения огня наводчику, в то время как сам занимается поиском новых целей.

Наводчик также имеет и дублирующий телескопический прицел «Officine Galileo» C-102 с 8-кратным увеличением и тремя выбираемым вручную прицельными шкалами.

Основное оружие – 120-мм гладкоствольная пушка, выпускаемая компанией «Otobreda», имеет длину ствола 44 калибра. Она оснащена системой контроля кривизны ствола, теплоизоляционным кожухом и эжектором для продувки ствола. Противооткатные устройства включают в себя тормоза отката и накатник, установленные на люльке пушки. Клин затвора вертикального типа открывается после отката пушки. Унитарные выстрелы к пушке имеют частично сгорающую гильзу, поддон которой после выстрела и открывания затвора экстрактируется в специальный ящик в боевом отделении.

Зарядная камора пушки идентична по размерам каморе 120-мм гладкоствольной пушки, установленной в танках «Леопард-2» и М1А1/М1А2 «Абрамс», так что их боеприпасы взаимозаменяемы. Итальянская компания SIMMEL DIFESA является главным подрядчиком для производства 120-мм выстрелов с бронебойными подкалиберными (APFSDS) и кумулятивными (HEAT) снарядами. Боекомплект к пушке составляет 42 выстрела, из них 15 выстрелов укладываются в боеукладку, расположенную в нише башни и оснащенную бронированной перегородкой, и 27 в корпусе машины рядом с водителем.

Неподвижная маска пушки имеет вертикальные щели для вспомогательного телескопического прицела наводчика, 120-мм пушки и 7,62-мм спаренного пулемета слева от нее. Стрельба из спаренного пулемета ведется при помощи электроспуска с места наводчика или при помощи дублирующего механического спуска. Другой 7,62-мм пулемет установлен на крыше башни для самообороны или стрельбы по воздушным целям. Пулемет установлен на турели с пружинными балансирами и может монтироваться на люке командира или заряжающего и имеет углы наведения 360° по горизонтали и от -9 до +65° по вертикали.

Приводы башни и пушки электрогидравлические с ручным дублированием. В настоящее время для танка «Ариетте» предлагаются электрические системы управления и стабилизации. Командир и наводчик имеют пульты управления с дублированным управлением, подобные пультам танка «Леопард-2».

Блоки из четырех 80-мм электрически управляемых, стреляющих вперед дымовых гранатометов установлены на обеих сторонах башни. Пусковые установки дымовых гранат могут приводиться в действие и автоматически системой предупреждения о лазерном облучении.

 

Силовая установка и трансмиссия

 

Силовой блок, включающий в себя двигатель, трансмиссию и обеспечивающие работу двигателя системы, поставляется готовым к установке в танк концерном «Otobreda» IVECO и может быть заменен менее чем за час. Дизельный двигатель IVECO V-12 МТСА 12 цилиндровый, четырехтактный, жидкостного охлаждения, с турбонаддувом и охлаждением поступающего в систему питания воздуха развивает мощность 1300 л.с. и обеспечивает удельную мощность 24 л.с./т. Турбонаддув обеспечивается двумя турбонагнетателями – по одному на каждый блок цилиндров, устроенных сзади двигателя. Поступающий в них воздух охлаждается водо-воздушным теплообменником (интеркулером). Забор воздуха осуществляется в верхней части моторно-трансмиссионного отделения, выхлоп выведен на обе стороны корпуса, точно так же, как это сделано на танках «Леопард-2».

Двигатель соединен с немецкой автоматической трансмиссией Renk LSG 3000 (изготавливаемой в Италии компанией IVECO по лицензии) которая обеспечивает четыре передачи вперед и две заднего хода, три фиксированных радиуса поворота и разворот вокруг своей оси. Выбор направления движения (вперед или назад) осуществляется при помощи механического переключателя. В аварийных случаях имеется возможность принудительного включения второй передней или второй задней передачи. Трансмиссия имеет вспомогательный замедлитель (ретардер), поглощающий приблизительно 75 процентов от полной энергии торможения, работающий совместно с механическими тормозами. Основной и аварийный тормоз с гидроприводом работают совместно с вспомогательным замедлителем автоматической трансмиссии и механическими тормозными дисками на бортовых редукторах. Стояночный тормоз механического типа и действует на оба тормозных диска.

Два основных топливных бака, выполненных из стеклопластика, расположены с обеих сторон боевого отделения в задней его части и могут отключаться от системы питания с места механика-водителя. Вспомогательный бак, заполняемый от основного топливного трубопровода, обеспечивает бесперебойную подачу топлива к двигателю при движении машины на склонах, при ее кренах, а также, при частично пустых баках. Топливо к насосам высокого давления подается принудительно при помощи электрического насоса.

 

Подвеска и ходовая часть

 

Подвеска танка торсионная, независимая, с каждого борта имеет по семь сдвоенных обрезиненных опорных катков, направляющее колесо в передней части корпуса, ведущее колесо сзади и по четырех поддерживающих ролика. На каждом узле подвески имеется гидравлический ограничитель хода катка, а первый, второй, третий, шестой и седьмой узлы подвески оборудованы гидроамортизаторами. Гусеничная лента «Тип 840» была разработана немецкой компанией Diehl и для танка «Ариете» изготавливается по ее лицензии в Италии. Траки с резино-металлическим параллельным шарниром и индивидуальными асфальтоходными башмаками, соединяются между собой скобами на концах и гребнем по центру трака, подобно соединению траков гусеничных лент танков Т-64 и Т-80.

Верхняя часть ходовой части прикрыта экранами, которые могут быть быстро подняты вверх, обеспечивая доступ к ней для обслуживания.

 

Электрооборудование и другие системы

 

Бортовая сеть имеет напряжение 24В. Источниками питания служат восемь 12В аккумуляторных батарей, емкостью по 100 А/ч. При подсоединении они обеспечивают постоянное напряжение сети 24В с суммарной емкостью до 400 Ач. Для удобства доступа устанавливаются по четыре штуки с каждой стороны корпуса к ним над пятым и шестым катками.

Система защиты от ОМП SP-180, поставляемая компанией «Sekur», может работать в обычном и в защитном режимах. В обычных условиях система обеспечивает принудительную вентиляцию воздуха, засасывая его снаружи через фильтр. В защитном режиме, воздух от циклонный фильтра поступает в блок специальных фильтров-поглотителей. Выход воздуха находится сзади в левой стороне башни.

Необходимо отметить, что при проектировании танка «Ариете» итальянские конструкторы максимально использовали опыт, полученный ими при лицензионном производстве танков «Леопард». Многие компоновочные и технические решения позаимствованы у немецких конструкторов, что можно заметить даже при беглом знакомстве с танком.

 

 

ОБТ «Ariete» C2 на выставке вооружений Eurosatory 02 в Париже

Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru