АКАДЕМИЯ ВОЕННЫХ НАУК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Cтруктура АВН

Фотогалерея

Актуально

Новости

Архив новостей

Вестник АВН № 1 за 2024 год

Вестник АВН № 1 за 2024 год

      Поступил в типографию первый номер журнала "Вестник АВН" за 2024 год. В скором...

«Дальний Восток и Арктика: устойчивое развитие»

«Дальний Восток и Арктика: устойчивое развитие»

5 и 6 марта в Москве в здании Торгово-промышленной палаты Российской Федерации прошла IХ...

Состоялось рсширенное заседание членов Президиума

Состоялось рсширенное заседание членов Президиума

22-27 декабря для решения насущных вопросов деятельности Академии было проведено заседание...

Памяти первого руководителя Рязанского отделения АВН

Памяти первого руководителя Рязанского отделения АВН

  Юнармейскому отряду школы N51 г. Рязани присвоено имя Героя Советского Союза Альберта...

Памяти воинов-интернационалистов

Памяти воинов-интернационалистов

Памяти всех воинов-интернационалистов, прошедших дорогами Афганистана, был посвящен «Урок...

Собрание отделения

Собрание отделения "Оборонного строительства"

8 февраля, в канун Дня российской науки, в московском здании Военной академии РВСН имени Петра...

Полковнику Л.В. МАРДАХАЕВУ 80 лет

Полковнику Л.В. МАРДАХАЕВУ 80 лет

Заслуженному работнику высшей школы Российской Федерациидоктору педагогических наук,...

О совещании членов президиума академии

О совещании членов президиума академии

25 января состоялось совещание членов Президиума Академии, на котором обсуждались актуальные...

Лауреат премии имени М.А. Гареева

Лауреат премии имени М.А. Гареева

  Действительный член  Академии военных наук генерал-лейтенант Лата Василий Филиппович за...

В альма-матер крылатой пехоты

В альма-матер крылатой пехоты

По сообщению руководителя Рязанского регионального отделения К.К.Костина, 16 января Председатель...

  • Вестник АВН № 1 за 2024 год

    Вестник АВН № 1 за 2024 год

  • «Дальний Восток и Арктика: устойчивое развитие»

    «Дальний Восток и Арктика: устойчивое развитие»

  • Состоялось рсширенное заседание членов Президиума

    Состоялось рсширенное заседание членов Президиума

  • Памяти первого руководителя Рязанского отделения АВН

    Памяти первого руководителя Рязанского отделения АВН

  • Памяти воинов-интернационалистов

    Памяти воинов-интернационалистов

  • Собрание отделения

    Собрание отделения "Оборонного строительства"

  • Полковнику Л.В. МАРДАХАЕВУ 80 лет

    Полковнику Л.В. МАРДАХАЕВУ 80 лет

  • О совещании членов президиума академии

    О совещании членов президиума академии

  • Лауреат премии имени М.А. Гареева

    Лауреат премии имени М.А. Гареева

  • В альма-матер крылатой пехоты

    В альма-матер крылатой пехоты

 

Развитие технической основы системы ВКО страны должно исходить из задач стоящих перед данной системой.

При этом на ВКО РФ возложены такие важнейшие задачи как:

– участие в обеспечении стратегического ядерного сдерживании;

– охрана государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве и контроль порядка его использования;

– борьба с СВКН противника в ходе военных конфликтов локального (регионального) масштаба.

В настоящее время выполняется комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах создания технической основы для строительства воздушно-космической обороны страны всего более 100 НИОКР, основные из которых представлены на слайде.

Результаты исследований показывают, что для эффективного строительства ВКО страны необходимо решение ряда военно-технических проблем по созданию основных подсистем ВКО.

В соответствии с Концепцией ВКО система ВКО после 2015 года должна состоять из четырех подсистем:

– системы разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении;

– системы поражения и подавления сил, средств воздушно-космического нападения;

– системы управления ВКО;

– системы всестороннего обеспечения.

Как показали проведенные исследования (НИР «Резьборез», «Сирена») ее создание требует решения ряда военно-технических проблем, основной из которых является проблема обнаружения «разоружающих» и «обезглавливающего» ударов СКР, а в перспективе ударов ГЗЛА в интересах обеспечения стратегического ядерного сдерживания.

Особенно остро эта проблема проявляется на Северном стратегическом воздушно-космическом направлении, которое в настоящее время практически открыто для полета СВКН (Канадское и Аляскинское ВН).

Суть проблемы заключается в ограниченных возможностях существующих систем и средств разведки, их неспособности самостоятельно решить данную задачу с требуемыми вероятностно-временными характеристиками.

Решение данной проблемы возможно за счет эшелонирования СРПВКН, включения в ее состав элементов космического, воздушного, наземного и морского базирования, функционирующими на различных физических принципах.

Такое построение СРПВКН позволит обеспечить выполнение требований по времени выдачи и достоверности информации предупреждения. Состав средств разведки по эшелонам должен определяться с учетом характера возможных действий СВКН противника, особенностей климатических и геофизических особенностей на конкретном воздушно-космическом направлении.

Возможный вариант эшелонированного построения СРПВКН позволяет при минимальных затратах обеспечить выполнение требований, предъявляемых к системе. Данный вариант предполагает наличие стратегического (средства РР и РТР), оперативного (средства ЗГО) и тактического эшелонов (средства РТВ и АК).

Предложенное построение СРПВКН обеспечивает требуемые показатели качества и будет характерно для всех стратегических ВКН, кроме Северного, где как показали результаты предварительных исследований, необходимо развертывание космической системы разведки и предупреждения.

Помимо создания средств разведки и их эшелонирования, необходимо решить проблему автоматического сбора и обработки разведывательной информации об ударах СКР и выработки сигналов предупреждения.

Для ее решения предлагается осуществлять непосредственную выдачу информации с полосы предупреждения об обнаруженных СКР непосредственно на КП В ВКО (в Центр оперативной разведки). Для ее обработки командный пункт должен быть оснащен соответствующим аппаратно-программным комплексом, обеспечивающим обработку информации от всех средств и систем разведки.

Подсистема поражения и подавления СВКН должна быть способна осуществлять непосредственное силовое (огневое, функциональное, помеховое) воздействие на средства воздушно-космического нападения противника с целью их поражения, вывода из строя либо нейтрализации.

К основным проблемам развития системы вооружения ВКО в части СПП относятся:

– отсутствие единого информационного пространства, обеспечивающего взаимодействие разнородных сил и средств СПП;

– отсутствие мобильного резерва средств ПВО-ПРО;

– невозможность отражения разоружающего удара КР по объектам СЯС;

– недостаточная эффективность средств обеспечения устойчивости группировок ЗРВ и защиты объектов в условиях массированного применения ВТО и БЛА;

– невозможность эффективного решения задач охраны госграницы без организации взаимодействия авиационных комплексов и ЗРС в зонах совместного применения.

В основе решения основных проблем развития системы вооружения ВКО в части системы поражения и подавления СВКН лежит построение эшелонированной СПП, обеспечивающей воздействие на СВКН на максимальной протяженности маршрута полета в воздушно-космическом пространстве, устойчивой к противодействию высокоточным оружием и средствами РЭБ.

Система должна включать средства космического, воздушного и наземного (морского) базирования.

Хотелось бы отдельно остановиться на острых проблемах такой составляющей системы поражения и подавления как средства РЭБ.

Основными проблемами развития системы вооружения ВКО в части РЭБ являются:

– отсутствие в ВС РФ средств радиоэлектронного подавления бортовых РЭС существующих и перспективных крылатых ракет – основных средств нанесения «разоружающего» и «обезглавливающего» ударов противника;

– существующие средства РТР частей РЭБ видов ВС РФ не выдают информацию о целях на вышестоящие КП Войск ВКО (ПВО);

– в составе Войск ВКО нет своих сил и средств РЭБ, осуществляющих радиоэлектронное подавление РЭС СВКН за исключением комплекса РЭП спутниковой радиосвязи;

– низкая оснащенность современной техникой частей РЭБ видов ВС РФ, способных решать задачи в интересах ВКО;

– отсутствие интеграции техники РЭБ и средств ВКО (ПВО).

Система управления воздушно-космической обороны Российской Федерации является системообразующим элементом системы ВКО и представляет собой совокупность развернутых на земле, на море, в воздушном и околоземном космическом пространстве объединенных функциональными связями органов и пунктов управления, средств автоматизации и систем связи, обеспечивающих единое оперативное (боевое) управление войсками, силами и средствами, решающими задачи ВКО.

К основным проблемным вопросам создания системы управления ВКО, затрудняющим решение задач ВКО, следует отнести:

– низкую оперативность доведения до войск (сил) команд и сигналов боевого управления, разведывательной информации о воздушно-космической обстановке, недостаточные возможности существующих средств автоматизации по формированию информации предупреждения;

– недостаточные возможности существующей системы управления по сбору и обработке информации от средств разведки различной ведомственной принадлежности, недостаточные возможности системы связи ВКО по обеспечению устойчивого обмена данными реального масштаба времени;

– низкий уровень живучести и устойчивости системы управления, слабую информационно-техническую совместимость средств автоматизации разновидовых (разнородных) сил, решающих задачи ВКО РФ, моральное устаревание специального математического обеспечения средств автоматизации, не обеспечивающего решение задач управления при борьбе с перспективными СВКН, отсутствие средств автоматизации решения задач планирования операций (боевых действий) и управления повседневной деятельностью войск.

Для решения данных проблем необходимо выполнить ряд технических мероприятий представленных на слайде.

Реализация вышеизложенных путей решений основных проблем вооруженного противоборства в воздушной и космической сфере, а также переход на перспективную структуру войск (сил), решающих задачи ВКО РФ позволит к 2025 г. обеспечить эффективное решение основных задач воздушно-космической обороны.

По нашему мнению построение системы ВКО необходимо осуществлять поэтапно:

1. На этапе до 2020 года необходимо завершить ведущиеся НИОКР по созданию ВВСТ ВКО и в интересах скорейшего решения основных задач ВКО осуществить:

– создание Головного направления (опытного участка) системы ВКО и создание локальных полос предупреждения об ударах КР;

– наращивание возможностей по решению задач в локальных (региональных) войнах, охраны Госграницы РФ в воздушном пространстве и контроля порядка использования воздушного пространства за счет поставок перспективного ВВТ и привлечения дополнительных радиолокационных позиций двойного назначения (РЛП ДН).

2. На этапе после 2020 года необходимо:

– завершить создание системы ВКО в целом на основе технических решений, полученных в ОКР «Селекция», разработки недостающего вооружения и серийных поставок ВВСТ ВКО;

– осуществить развертывание космической системы, обеспечивающей предупреждение об ударах КР и ГЗКР по объектам ВЗУ и СЯС и обеспечить решение задач охраны Госграницы РФ в воздушном пространстве.

Таким образом, построение технической основы системы ВКО на данный момент осуществляется системно исходя из поставленных задач.

Развитие технической основы ВКО РФ неразрывно связано с организационной структурой войск (сил), решающих задачи ВКО.

В 4 ЦНИИ проведен анализ по критерию "эффективность-стоимость" двух рассматриваемых вариантов дальнейшего организационного строительства ВКО: первый – дальнейшее развитие ВКО на основе существующих Войск ВКО; второй – создание нового вида ВС РФ – Воздушно-космических сил, поглощающих Войска ВКО с разделением оперативных и административных функций между главкомом ВКС и командующими войсками военных округов.

Анализ оценок ожидаемой эффективности двух вариантов построения ВКО для обеспечения решения задач стратегического ядерного сдерживания показал, что при передаче Войск ВКО в состав ВКС эффективное решение данной задачи становится практически невозможным.

По данному варианту силы и средства СРПВКН, решающие эту задачу, будут разделены между ВКС и военными округами, что не позволяет создать единую систему гарантированного вскрытия факта "обезглавливающего" и "разоружающего" ударов и доведения информации о них до Верховного Главного Командования.

При решении задачи пресечения нарушений Государственной границы в воздушном пространстве Российской Федерации по первому варианту суммарные возможности сил и средств ВКО на 20%, а в 400-километровой приграничной полосе на 30% выше, чем по второму варианту. Это вызвано появлением дополнительного звена управления дежурными по ПВО силами и средствами – КП сад и соответственно задержкой в 2 раза доведения команд и сигналов боевого управления.

Анализ результатов математического моделирования и оценки эффективности боевых действий группировок ВКО и ударной авиации применительно к региональной войне на Юго-Западном стратегическом направлении показывает преимущество на 32% первого варианта над вторым. Эффективность боевых действий группировок ударной авиации для обоих вариантов практически неизменна.

В данных условиях предпочтительность первого варианта структуры обусловлена:

– меньшим количеством уровней принятия решения, обеспечивающим в два раза меньшее время доведения команд и сигналов боевого управления;

– единством управления информационными, зенитными ракетными и истребительно-авиационными комплексами, чем достигается оптимальное целераспределение и безопасное применение истребителей в зонах огня ЗРВ.

Таким образом, необходимо констатировать, что разрабатываемая техническая основа ВКО РФ согласована с существующей нормативной правовой базой в области ВКО и мероприятиями по строительству ВКО на основе дальнейшего развития Войск ВКО.

Вариант перспективного строительства воздушно-космической обороны Российской Федерации на основе Войск ВКО обеспечивает эффективность решения задач ВКО до 25% выше варианта, предусматривающего создание ВКС, и не требует дополнительной численности личного состава, пересмотра принятых решений и проводимого комплекса НИОКР по созданию системы ВКО.

Пересмотр принятых решений и создание Воздушно-космических сил существенно снизит эффективность воздушно-космической обороны Российской Федерации и не позволит обеспечить решение задач по вскрытию факта "обезглавливающего" и "разоружающего" ударов всеми типами СВКН, что существенно отразится на обороноспособности Российской Федерации.

Начальник НИЦ 4 ЦНИИ Минобороны России 

Ягольников С.В.

 

Авторизация

Если вы хотите стать зарегистрированным пользователем, обратитесь к администратору на почту adm@avnrf.ru.

Научный форум

Нет сообщений для показа

Видеоматериалы АВН

Кто на сайте

Сейчас 145 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наши партнеры