Опытный дальний штурмовик XA2J-1 Super Savage (США)

С появлением атомного оружия в США срочно потребовался его носитель. Атомные бомбы первого поколения были не слишком мощны, но тяжелы, это точно. Поэтому в ВВС и появился стратегический бомбардировщик B-36, способный доставлять любой боезапас на дальние расстояния. Авианосцев, способных нести самолеты с большим весом, в ту пору еще не строили. В начале 1950-х гг. в США приступили к строительству тяжелых авианосцев типа «Форрестол». Вот тогда и был объявлен конкурс на создание для них палубного бомбардировщика, который бы мог доставить ядерную бомбу весом 4500 кг на дальность до 3200 км. Свои проекты представили три фирмы «North American», «Дуглас» и «Конвер». Вскоре фирма «Конвер» отказалась от дальнейшей разработки, а первые две фирмы построили опытные образцы будущих палубных бомбардировщиков.


Построенный фирмой «Дуглас» палубный бомбардировщик A3D «Скайуорриор» совершил первый полет 28 октября 1952 г., чуть ли не на год позже самолета фирмы «North American». Но судьба этого самолета оказалась счастливой, его летные данные были выше, чем у его собрата. Их строили большой серией во многих модификациях, и они прослужили не один десяток лет на вооружении ВМС и ВВС страны. Быстрее построенный опытный палубный бомбардировщик XA2J-1 фирмы «North American» оказался не у дел. Быстрота его создания кроется в том, что он был усовершенствованной конструкцией поршневого бомбардировщика AJ-2 «Savage», построенного той же фирмой. Его разработка началась сразу после окончания Второй мировой войны. Контракт на три прототипа XAJ-1 был заключен с фирмой «North American» в конце июня 1946 г. Их создание началось почти сразу после этого. Опытный образец XAJ-1 впервые поднялся в воздух 3 июля 1948 г. Первоначально самолет имел экипаж из трех человек и мог нести до 4536 кг полезной нагрузки.

Бомбардировщик Savage имел новую компоновку силовой установки. Она состояла из двух звездообразных поршневых двигателей фирмы «Пратт-Уитни» и дополнительного, расположенного в хвостовой части турбореактивного двигателя J33 фирмы «Allison». В роли стратегического бомбардировщика, для которой он был предназначен, самолет использовался мало и в середине 1950-х гг. был заменен A3D фирмы «Дуглас». Несколько AJ-2 были переоборудованы в самолеты-заправщики, на которых вместо турбореактивного двигателя устанавливалось оборудование дозаправки в полете. Первые серийные AJ-2 стали поступать в войска в сентябре 1949 г. Всего было построено 140 мащин различной модификации. Прослужили они до середины 1960-х годов.

Новый опытный реактивный бомбардировщик XA2J-1 фирмы «North American» был построен в конце 1951 г. и совершил свой первый полет 4 января 1952 г. Самолет по сравнению со своим поршневым предшественником имел два турбовинтовых двигателя. Новый самолет строился на базе AJ-2, который претерпел значительные изменения. Больше всего изменениям подверглась носовая и хвостовая части фюзеляжа, а также хвостовое оперение. Интересно была выполнена его силовая установка, состоявшая из двух турбовинтовьгх двигателей Т40-А-6 фирмы «Аллисон». Она была образована двумя независимыми турбовинтовыми двигателями Т-38 с удлиненными валами, через редуктор приводящими в действие соосные трехлопастные винты. При взлете или ведении боевых действий включались оба двигателя Т-38, а на крейсерском режиме любой из этих двигателей мог быть отключен, и таким образом экономилось горючее. Двигатель имел совершенную по тем временам электронную систему управления и был оборудован гидравлическим тормозом винтов, исключающим авторотацию от ветра при стоянке на палубе авианосца.

На семейство двигателей типа Т40 возлагались большие надежды. Их предполагалось установить на несколько новых типов машин: на штурмовик A2D «Скайшарк», на самолеты вертикального взлета и посадки XFY-1 «Пого» и XFV-1 «Салмон» и на летающую лодку XP5Y-1. Основной проблемой, с которой столкнулись разработчики двигателя, являлась вибрация. Поэтому, предвидя возможные задержки в поставках ТВД, предусматривался резервный вариант того же самолета, но с комбинированными двигателями R3350 «Турбо Циклон 18». Во время летных испытаний XA2J-1 показал неплохие летные данные: максимальную дальность полета — 2720 км, практический потолок — 11 000 м и максимальную скорость — 655 км/ч. При нагрузке в 4500 кг дальность полета резко снижалась. Всего построили два опытных образца. После отказа от серийного производства первый из них отправили в музей, а второй использовался фирмой как летающая лаборатория для испытаний двигателей различных типов.

Технические характеристики XA2J-1 Super Savage
Экипаж, чел  3
Размах крыла, м 22.14
Длина самолета,м  21.40
Высота самолета,м  7.38
Площадь крыла,м2  77.76
Масса, кг
- пустого самолета  16036
- нормальная взлетная  21265
- максимальная взлетная  27746
Топливо, л  9961
Тип двигателя  2 ТВД Allison T-40-A-6
Мощность, л..с  2 х 5035
Максимальная скорость, км/ч  725
Крейсерская скорость, км/ч  640
Практическая дальность, км  3500
Практический потолок, м  11400
Вооружение:  две 20-мм пушки
боевая нагрузка — до 4762 кг
тактическое ядерное оружие, бомбы, НУР

Опытный дальний штурмовик XA2J-1 Super Savage (США)
голосов: 1, средний рейтинг: 5.00



Поделиться:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Top