Забытый гигант

Большой десантный корабль «Иван Рогов» проекта 1174
Владимир Щербаков
Журнал «Обозрение армии и флота» №5, 2009

 

Как-то раз, в воспоминаниях одного из советских офицеров, служивших военным советником в Анголе, прочитал следующую захватывающую дух историю, более похожую не на военную быль, а на сценарий добротного боевика. Однажды бойцы УНИТА захватили этого офицера в плен и переправили затем в ЮАР, где поместили в тюрьму Кейптауна и содержали в тяжелых антисанитарных условиях, всячески издеваясь на допросах. Вдруг, в одно прекрасное утро все изменилось, как в сказке: пленника перевели в другую камеру – более просторную и чисто прибранную, постелили свежее белье и стали кормить всяческими разносолами. О допросах же вообще даже и не вспоминали. Так продолжалось несколько дней, а затем все вернулось на круги своя – его отправили в ту же грязную темницу и стали опять подвергать пыткам. Позже оказалось, что в «дни радости» на рейде находился советский БДК типа «Иван Рогов» с парой кораблей сопровождения! Вот юаровцы-то и наложили «не по-детски» в штаны – а вдруг русские за своим офицером приехали? А ведь было от чего – советские БДК проекта 1174 были самыми крупными кораблями своего класса в ВМФ СССР и одними из лучших на то время в мире. Да и сейчас знакомство с этими уникальными кораблями оставляет чувство восхищения советским военно-промышленным комплексом.

 

РОЖДЕНИЕ «ЕДИНОРОГА»

 

Большой десантный корабль океанской зоны проекта 1174 (тип «Иван Рогов») предназначен для транспортировки морем и высадки как на оборудованное, так и необорудованное побережье с малым уклоном дна сил десанта с боевой техникой. Разработка и постройка этого достаточно сложного и нового для отечественного кораблестроения того времени десантного корабля сопровождались выполнением всесторонних проектных и военно-экономических исследований, в которых, наряду с проектантом – Невским проектно-конструкторским бюро, – принимали участие ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова и 1-й ЦНИИ МО РФ, а также другие многочисленные научно-исследовательские и конструкторские организации, предприятия отечественного военно-промышленного комплекса.

Необходимость в создании такого корабля, как «Иван Рогов» была продиктована складывающейся в 1960-х гг. военно-политической обстановкой, а также ростом военной мощи Советского Союза и амбициозными планами военно-морского строительства, главной задачей которых было создание и вывод на просторы Мирового океана советского ракетно-ядерного флота, способного осуществлять любые операции, в том числе проводить в удаленных районах планеты крупномасштабные морские десантные операции. Именно для этого флот приступил к формированию многочисленной и хорошо вооруженной морской пехоты, а кораблестроительная промышленность Советского Союза получила задания на разработку десантных кораблей новых типов.

Первой, естественно, была закрыта проблема с обеспечением возможности проведения морских десантных операций в «прямой видимости» Москвы – для этого создавались десантные корабли и катера на воздушной подушке, средние десантные корабли и, наконец, большие десантные корабли проекта 1171 (шифр «Тапир», тип «Крымский комсомолец»), получивший на Западе обозначение «Аллигатор» – бытует мнение, что за характерную конструкцию носовой части, которая в открытом положении (для высадки десанта) действительно очень напоминает раскрытую пасть этого зубастого хищника. Эти корабли уже могли обеспечивать проведение морских десантных операций не только вблизи Советского Союза, но и в более удаленных районах Мирового океана.

Проектирование кораблей данного типа началось еще в конце 1950-х гг. и велось коллективом специалистов Центрального конструкторского бюро №50 под руководством главного конструктора И. И. Кузьмина (ВМФ СССР представлял А.Н. Белинский. В 1966 г. ЦКБ-50 было переименовано в Западное проектно-конструкторское бюро, а заканчивало проектирование «Тапира» уже Невское ПКБ. Окончательный вариант технического проекта был утвержден 14 февраля 1962 г., в период до 1975 г. советский ВМФ получил 14 кораблей данного типа (на западе их делят на четыре модификации). Пятнадцатый был заложен на стапеле калининградского судостроительного завода «Янтарь», но затем «наверху» приняли решение прекратить его постройку, и задел корпусных конструкций разобрали на металл.

Погрузка машин могла осуществляться как своим ходом через носовую или кормовую аппарели, так и при помощи грузовых кранов через специальные люки в верхней палубе. В носу корабля располагалась огромная двустворчатая дверь, за которой находилась специальная аппарель, ведущая на танковую палубу и позволявшая производить высадку любой бронетехники десанта на берег при уклоне последнего не более 3 град. Конечно, такие условия не всегда могли присутствовать на побережье противника, а потому корабль мог высаживать технику и на плав – но только легкую, для выгрузки танков все равно пришлось бы подходить к берегу.

Новый корабль по тем временам был довольно внушительным средством транспортировки и десантирования морских пехотинцев со всем их вооружением и необходимыми запасами продовольствия и боеприпасов. Фактически один БДК типа «Крымский комсомолец» мог брать на борт полный батальон морской пехоты со всеми штатными техникой и имуществом и при нормальном запасе дизельного топлива для своей главной энергетической установки перебрасывать все это «добро» на расстояние не менее двух тысяч миль. Если же в балластные цистерны заливалось дополнительное количество топлива (вместо традиционной балластной воды), то дальность плавания «аллигаторов» возрастала более чем вдвое! При этом автономность по запасам топлива и провизии (без пополнения оных с судов снабжения или в портах) у первых кораблей серии составляла 10 суток, а у последних – уже 20 суток.

Однако нерешенной все же оставалась одна проблема – как эффективно обеспечить проецирование силы и проведение морских десантных операций в удаленных районах Мирового океана, где нет своих баз и союзников. Конечно, с этой задачей могли справиться и БДК проекта 1171, но они все же выполнили бы ее с не достаточно высокой эффективностью. Тогда то и было принято решение строить десантные корабли нового типа – БДК океанской зоны. Причем, позднее советская конструкторская мысль пошла дальше – был разработан проект океанского десантного корабля под шифром 11780, который по внешнему виду был очень похож на американские универсальные десантные корабли, имеющие внутреннюю доковую камеру для десантных катеров на воздушной подушке и обеспечивающие базирование вертолетной группы. Правда проект так и не был реализован.

Тем временем, в сентябре 1964 г. Невскому ПКБ было выдано тактико-техническое задание на проектирование большого десантного корабля проекта 1174 (шифр «Единорог»). Главным конструктором проекта назначили П.П. Милованова, а главным наблюдающим от ВМФ – капитана 2-го ранга А.В. Бехтерева. Эскизный проект БДК был утвержден в октябре 1965 г., а скорректированный технический – в мае 1968 г. Сказочный «Единорог» начал приобретать вполне реальную форму.

 

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

 

В конечном итоге коллективом специалистов Невского ПКБ во взаимодействии с представителями заинтересованных организаций и предприятий, был разработан не имевший аналогов в отечественной практике кораблестроения десантный корабль оригинальной конструкции, способный производить высадку войсковых подразделений как непосредственно на берег, так и не подходя к нему: плавающую технику – на плав, неплавающую – с помощью десантно-высадочных плавсредств, а личный состав десанта с носимым оружием – на вертолетах. Здесь следует также отметить, что такая концепция, реализованная в отношении большого десантного корабля океанской зоны, была новой и для мирового кораблестроения, ведь западные флоты применяли тогда и продолжают применять для аналогичных целей десантные корабли, высаживающие технику только на плав, а личный состав – десантными катерами или вертолетами. Ни один из зарубежных универсальных десантных кораблей или вертолетоносцев не может подходить близко к необорудованному побережью и не в состоянии высаживать силы десанта на упор. Впрочем, это – результат совершенно иного подхода наших бывших противников по «холодной войне» к проведению морских десантных операций и использованию соединений морской пехоты. Но вернемся к герою нашего повествования.

БДК проекта 1174 – многопалубный корабль с полубаком и развитой кормовой надстройкой. Водоизмещение стандартное, без десанта, боевой техники и плавсредств – 8260 тонн, а при взятых на борт десанте, боевой технике и плавсредствах в доковой камере – 11580 т, водоизмещение полное при загруженном десанте и плавсредствах в доковой камере составляет 14060 т. Главные размерения корабля: длина – 157 м, ширина – 23,8 м, осадка средняя – 6,7м.

Специалистами Невского ПКБ и ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова в опытовом бассейне последнего была тщательным образом отработана форма обводов корпуса нового корабля, отличительной особенностью которой стало наличие конструктивного дифферента на корму, носового бульба и заостренных в носовой части ватерлиний, что в своей совокупности обеспечило БДК проекта 1174 достижение высокой для десантного корабля с носовым высадочным устройством скорости полного хода – до 21 узла – при одновременном обеспечении хороших высадочных характеристик и практически неограниченной мореходности.

Конструктивно в носовой части БДК проекта 1174 расположен танковый трюм (длина 54 м, ширина 12 м, высота около 5 м), а в кормовой – заполняемая водой доковая камера (длина 75 м, ширина 12,8 м, высота 8,2 м). Стапель-палуба находится на один твиндек ниже танковой палубы. Для погрузки техники с пирса при швартовке кормой, а также для приема в док-камеру плавсредств и выгрузки их из нее в транце имеется лацпорт с откидным герметическим закрытием, которое в опущенном положении служит сходней для прохода техники. Для перемещения техники по кораблю конструкторы предусмотрели на нем три специальные сходни, оборудованные гидравлическими приводами. Первая такая сходня находится между доковой камерой и танковым трюмом (в поднятом положении она служит переборкой, разделяющей эти помещения), а две другие сходни расположены между верхней и танковой палубами.

Носовое высадочное устройство включает носовые ворота и выдвижную сходню длиной около 32 метров, которая в походном положении находится под верхней палубой и выдвигается с помощью гидравлического привода.

 

ГЛАВНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

 

Главная энергетическая установка (ГЭУ) большого десантного корабля проекта 1174 – газотурбинная двухвальная, включает два газотурбинных агрегата типа М8К с газотурбинными двигателями серии Д059 номинальной мощностью по 18000 л.с. (производитель – николаевское ПО «Зоря», сегодня – НПКГ «Зоря-Машпроект»). Агрегаты отличались повышенной экономичностью, улучшенными акустическими характеристиками и увеличенным до не менее чем 10000 часов ресурсом. Каждый из этих агрегатов работает на свой гребной винт фиксированного шага. Организационно ГЭУ размещена поэшелонно в двух бортовых отсеках, а вспомогательные механизмы – расположены между ними под стапель-палубой. Источниками электроэнергии на корабле служат шесть дизель-генераторов мощностью до 500 кВт.

ГЭУ и нормальный запас топлива на борту обеспечивали кораблю дальность плавания скоростью хода 18 узлов около 4000 миль, а при максимальном запасе топлива – почти в 1,8 раза больше. Экономическая скорость хода составляла 14 узлов, в этом случае дальность плавания при нормальном запасе топлива достигала 7500 миль.

Автономность корабля по запасам провизии составляла 15-30 суток – в зависимости от численности взятого на борт десанта, при 500 и 250 десантниках соответственно (базовый экипаж – около 250 человек, в том числе 37 офицеров). Корабль оснащался также системой приема жидких и твердых грузов в море.

 

РАКЕТНО-АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ И АВИАГРУППА

 

Отличительной особенностью БДК проекта 1174 было наличие достаточно мощного ракетно-артиллерийского вооружения, которое могло использоваться не только как средство самообороны корабля, но и для оказания огневой поддержки высаживаемому с корабля морскому десанту.

Ракетное вооружение корабля включало зенитный ракетный комплекс «Оса-М» или «Оса-МА» в составе одной двухбалочной пусковой установки, боекомплект – 20 зенитных управляемых ракет 4К33, а также комплект переносных зенитных ракетных комплексов «Стрела-2М» или «Стрела-3». Стрельба из ПЗРК могла выполняться либо традиционно – стрелком со своего плеча, либо же – с расположенных на корабле турельных счетверенных пусковых установок. Дополнительно для поражения площадных береговых целей на кораблях типа «Иван Рогов» по правому борту перед надстройкой была установлена одна пусковая установка реактивной системы залпового огня МС-73 «Град-М» калибра 122 мм с 40 направляющими (боезапас – 320 ракет, дальность стрельбы – около 20 км).

Артиллерийское вооружение больших десантных кораблей проекта 1174 включало:

одну спаренную артиллерийскую установку АК-726 калибра 76,2 мм, сопряженную с радиолокационной системой управления стрельбой МР-105. Боекомплект АУ – 1000 выстрелов со снарядами с контактными и бесконтактными взрывателями, дальность стрельбы – до 16 км, скорострельность – до 100 выстр./мин. Стрельба из артустановки могла вестись расчетом в автоматическом режиме, в полуавтоматическом режиме с применением оптического прицела «Призма» или же в полностью ручном режиме под управлением оператора

четыре 30-мм шестиствольные автоматические скорострельные артиллерийские установки АК-630М, расположенные попарно побортно и сопряженные с двумя радиолокационными системами управления стрельбой МР-123 «Вымпел» – по одной на каждый борт – в составе РЛС, телевизира и визирной колонки. Суммарный боезапас всех артустановок АК-630М мог достигать 16 тысяч выстрелов.

Авиагруппа кораблей типа «Иван Рогов» могла включать до четырех вертолетов типа Ка-27 или Ка-29, которые могли размещаться в крытом ангаре и подавались на верхнюю палубу непосредственно перед взлетом. Ангар для вертолетов размещен в надстройке между двумя взлетно-посадочными площадками.

 

РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ

 

Корабль оборудован трехкоординатной РЛС общего обнаружения типа МР-310А (на последнем корабле серии – РЛС «Фрегат-МА»), двумя навигационными РЛС и развитыми средствами радиосвязи, в том числе – комплекс радиосвязи с 17 каналами. Предусмотрены также пассивные системы радиоэлектронной борьбы и средства обнаружения – опускаемая малогабаритная ГАС МГ-7, а также для уничтожения подводных диверсантов противодиверсионный гранатомет МРГ.

 

ВЫСАДКА ДЕСАНТА

 

Большой десантный корабль проекта 1174 может перевозить и высаживать десант до мотострелкового батальона – 440 морских пехотинцев и 79 единиц техники (бронетранспортеры, боевые машины пехоты, танки, автомобили и т.п.), или танковое подразделение с 46-50 основными боевыми танками (в зависимости от их размеров и боевой массы). Высадка десанта с обычной, неплавающей техникой может осуществляться на упор, то есть непосредственно на необорудованное побережье при условии минимального уклона дна 2-3 градуса – в зависимости от общей массы принятого на корабль полезного груза, а также при глубине брода на ноке сходни не более 1,2 м.

В танковый трюм, на верхнюю палубу и в доковую камеру при условии отсутствия в ней плавсредств «Единорог» может принимать до 50 основных боевых танков либо до 80 боевых бронированных машин типа БТР или БМП, либо до 120 единиц различных автомашин или другой подвижной техники в любых сочетаниях. Личный состав десанта размещается в нескольких кубриках и четырехместных офицерских каютах.

Для выгрузки неплавающей техники без подхода к берегу используются десантно-высадочные средства, размещаемые в доковой камере самого корабля: на каждый корабль проекта 1174, согласно расчетным данным, в доковую камеру может быть принято до шести типовых водоизмещающих десантных катеров проектов 1785 («Т-4») или 1176 («Ондатра»), либо три десантных катера на воздушной подушке проекта 1206 («Кальмар»), или столько же десантных катеров на воздушной каверне проекта 11770 («Серна»). Любой из указанных здесь типов десантно-высадочных средств обладает способностью транспортировать один основной боевой танк или другую броне- и автомобильную технику. Кроме того, высадка личного состава морского десанта, особенно идущих в передовом отряде десантно-штурмовых групп и групп инженерной разведки, может осуществляться при помощи базирующихся на борту корабля вертолетов.

Согласно проекту, на корабле типа «Иван Рогов» возможно базирование четырех транспортно-боевых вертолетов Ка-29, способных принимать по 16 десантников каждый (ангар для вертолетов размещен в надстройке между двумя взлетно-посадочными площадками). Кроме всего прочего, данный вертолет способен оказывать огневую поддержку десанту. Возможно размещение и вертолетов других типов – поисково-спасательных или противолодочных Ка-27, а также вертолетов РЛДН Ка-31.

Процесс завода двигателей и выпуска ДКАВП типа «Кальмар», созданных в принципе специально под БДК проекта 1174, был достаточно «хлопотным» по причине того, что при работающих главных двигателях катера просто не «попадали» в габариты доковой камеры «Ивана Рогова» и его «систер-шипов», поэтому приходилось заводить «кальмары» не своим ходом, а в водоизмещающем положении – катер позиционировали непосредственно перед док-камерой, заводили на него два стальных троса, которые выбирались при помощи двух шпилей (шпили установлены на площадке в носовой части доковой камеры). Для выводки катера тросы дополнительно проводились через блоки в кормовой части доковой камеры и только после выхода катера на чистую воду производился запуск двигателей. При необходимости, по воспоминаниям проходивших на данных БДК службу офицеров и матросов, питание на стартеры двигателей ДКАВП подавалось от резервного выпрямителя ВАКЭП 140-70 ПВ главных двигателей БДК.

 

СТРОИТЕЛЬСТВО И БОЕВАЯ СЛУЖБА

 

Для серийной постройки БДК проекта 1174 был определен Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (ССЗ № 820, г. Калининград, Балтийское море), головной корабль серии – «Иван Рогов» (заводской №101) – был заложен на стапеле в сентябре 1973 г., сдан заказчику – ВМФ СССР – в июне 1978 г. и был включен в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ).

Корабль получил имя в честь Ивана Васильевича Рогова (1899-1949 гг.), советского военачальника, генерал-полковника береговой службы (1944 г.). И.В. Рогов окончил Казанскую губернскую школу общественных наук, с 1919 г. по партийной мобилизации ушел в Красную Армию, принимал участие в боях Гражданской войны. С 1921 г. – на партийно-политической работе в различных подразделениях и частях, а в 1937-1938 гг. находился на должности военкома стрелковой дивизии, проходил службу в Генеральном штабе РККА, состоял членом Военного совета Белорусского ОБО. С марта 1939 г. – начальник Политического управления ВМФ (с 1940 г. – Главного управления политпропаганды ВМФ), одновременно – заместитель Наркома ВМФ СССР. В годы Великой Отечественной войны – также одновременно член Военного совета ЧФ (декабрь 1943 г. – февраль 1944 г.). После окончания войны, в 1946-1949 гг. – член Военного совета Прибалтийского ВО.

Вошедший в боевой состав КТОФ большой десантный корабль «Иван Рогов» с 27 февраля по 3 июля 1979 г. совместно с тяжелым авианесущим крейсером «Минск» совершил переход вокруг Европы и Африки во Владивосток. Во время перехода были совершены деловые заходы в Луанду (Ангола), Мапуту (Мозамбик), Порт-Луи (Маврикий) и Аден (НДРЙ). В 1996 г. исключен из боевого состава ВМФ РФ и передан для разделки на металл, в 1997-1998 гг. на территории Дальзавода он был полностью утилизирован (корабль был порезан в доке, а корпус «дорезывали» уже на плаву).

Второй корабль проекта 1174 – «Александр Николаев» (заводской №102) – был заложен на стапеле калининградского судостроительного завода в марте 1976 г. и вошел в боевой состав ВМФ СССР в конце 1982 г. Корабль также был направлен на Дальний Восток.

Свое имя он получил в честь Александра Андреевича Николаева (1905-1949 гг.), вице-адмирала (1945 г.), заместителя начальника Главного политуправления ВС СССР. А.А. Николаев поступил в РКК в 1927 г., через два года окончил школу подводного плавания, а в 1938 г. – Военно-политическую академию имени В. И. Ленина. С 1938 г. – военком Главного штаба ВМФ, с 1940 г. и в период Великой Отечественной войны – член Военного совета Северного флота. После войны – член Военного совета ряда флотов, а с 1947 г. – заместитель начальника Главного политуправления Вооруженных Сил СССР.

БДК «Александр Николаев» в период с 17 октября 1983 по 27 февраля 1984 г. вместе с тяжелым авианесущим крейсером «Новороссийск» совершил переход вокруг Европы, Африки и Азии во Владивосток. По ходу следования были произведены заходы в Луанду (Ангола), Викторию (остров Сокотра), Мапуту (Мозамбик) и Мадрас (Индия). В 1997 г. корабль выведен в резерв и в настоящее время находится в отстое, стоит рядом с находящимся в таком же запущенном состоянии атомным БРЗК «Урал».

Третий корабль проекта 1174, «Митрофан Москаленко» (заводской №103), был заложен на стапеле «Янтаря» в мае 1984 г. и вступил в строй в конце 1989 г. Военно-Морской Флаг СССР поднят 23 сентября 1990 г., корабль вошел в боевой состав Краснознаменного Северного флота ВМФ СССР. В отличие от своих предшественников, на нем был установлен ряд новых образцов боевых и радиотехнических средств.

БДК «Митрофан Москаленко» получил свое имя в честь Митрофана Ивановича Москаленко (1896-1966 гг.) – советского военачальника, генерал-полковника береговой службы (1945 г.). М.И. Москаленко поступил в РККА в 1918 г., во время Гражданской войны был секретарем партийных организаций строительных частей, военкомом военно-полевого строительства и инженером дистанции. С 1924 г. – помощник военкома района (сектора) береговой обороны Черноморского флота, военком Днепровской военной флотилии, помощник командующего Амурской военной флотилией, 1-й зам. начальника ВМА. Окончил Военно-морскую академию в 1935 г. В 1939-1945 гг. – начальник Управления тыла ВМФ, в 1946 г. – начальник Управления тыла ВМС СССР, в 1947-1949 гг. – заместитель Главнокомандующего ВМС СССР по тылу. В 1953-1956 гг. занимал должность начальника тыла ВМС (ВМФ), ушел в запас в 1956 г.

После ухода с завода БДК «Митрофан Москаленко» в 1990 г. совершил переход вокруг Скандинавского полуострова в Североморск, и в марте 1991 г. был включен в качестве флагманского корабля в состав 37-й отдельной дивизии морских десантных сил КСФ. В 1991-1992 гг. корабль совершил пять межфлотских переходов с Балтики на Север, выполняя задачи по перевозке военного имущества и техники Дважды Краснознаменного Балтийского флота, высвободившихся в результате сокращения Балтийского флота и вывода его подразделений из новых стран Прибалтики. В 1994 г. вошел в состав Атлантической эскадры надводных кораблей. За блестящее участие в морском параде, посвященном 50-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-45 гг. корабль был награжден Дипломом Президента РФ. С июня 2001 г. входил в состав Кольской флотилии разнородных сил, но в 2002 г. выведен в резерв (последний командир корабля – капитан 1 ранга Пищак С.А.).

В начале сентября 2008 г. большие десантные корабли проекта 1174 «Александр Николаев», находившийся на тот момент в поселке Фокино Приморского края, и «Митрофан Москаленко», находившийся в городе Североморск Мурманской области, были выставлены на аукционе по продажи высвобождаемого имущества Министерства обороны России. Информация об этом была официально размещена в соответствующем разделе официального сайта МО РФ. Позже информация о данном аукционе на сайте МО РФ уже была убрана, но о результатах аукциона никакой информации не публиковалось.


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru