Польские «десантники» для советской морской пехоты

Большие десантные корабли проектов 775 и 775М
Владимир Щербаков
Журнал «Обозрение армии и флота» №5, 2009

 

Ко второй половине 1960-х гг. находившиеся в боевом составе ВМФ СССР средние десантные корабли (СДК) польской постройки проектов 770, 771 и 773 уже перестали полностью удовлетворять требованиям, предъявляемым военно-морским командованием к морским десантным силам, и не могли с достаточной степенью эффективности обеспечивать проведение советским флотом морских десантных операций – в том возросшем объеме, который уже требовался. Фактически, СДК указанных типов уже не могли обеспечивать транспортировку морем и высадку на необорудованное или оборудованное побережье роты морской пехоты в полном составе с личным оружием и средствами усиления, что требовалось, согласно тогдашней концепции проведения морских десантных операций ВМФ СССР. На повестке дня самым серьезнейшим образом встал вопрос о необходимости создания среднего десантного корабля нового типа, можно даже сказать нового для поколения того времени.

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПОСТРОЙКУ ПОРУЧАЮТ СОЮЗНИКАМ

 

Учитывая возникший дисбаланс в корабельном составе морских десантных сил советского Военно-Морского флота, по указанию Главнокомандующего ВМФ СССР адмирала Сергея Горшкова в 1968 г. промышленности было выдано тактико-техническое задание на проектирование нового среднего десантного корабля, которому присвоили номер проекта 775.

Из-за чрезвычайно высокой загруженности отечественных конструкторских бюро, в том числе занятых БДК проекта 1174 (см. подробнее >>>) и десантными катерами и кораблями на воздушной подушке, а также по причине настоятельной необходимости упрочения военно-технического и экономического сотрудничества со странами – членами Организации варшавского договора (напомним, что с нашими союзниками по соцлагерю тогда существовала программа разделения отдельных программ с целью более равномерного промышленного и экономического развития всех стран), было принято принципиальное решение поручить выполнение проектных работ по СДК проекта 775 польским специалистам. Главным конструктором проекта был назначен польский инженер-кораблестроитель О.Высоцкий, главным наблюдающим от ВМФ СССР определен капитан 1 ранга Б.М. Моложожников (его впоследствии сменил гражданский специалист М.И.Рыбников), а старшим представителем заказчика в ПНР стал Л. В. Луговин.

Однако уже в процессе проектирования корабля командование ВМФ СССР приняло решение отказаться от самой концепции среднего десантного корабля – для транспортировки более тяжелой техники, появившейся на вооружении морской пехоты и для большего количества личного состава (до усиленного полубатальона морской пехоты включительно) требовались корабли большего водоизмещения. В результате было решено переклассифицировать десантные корабли проекта 775 из средних в большие десантные корабли второго ранга, с одновременным существенным увеличением водоизмещения.

Для серийной постройки БДК проекта 775 был выбран судостроительный завод «Stocznia Polnocna» (в переводе на русский «Северная верфь»; директор – инженер Б. Стандура), расположенный в городе Гданьск. Головной корабль, БДК-47 (строительный №1), был завершен постройкой в 1974 году. Первая серия строилась по проекту 775 и включала 12 кораблей, последний из которых был сдан заказчику в 1978 г. Следующим шагом была постройка второй серии кораблей – по несколько модифицированному проекту 775М (775.2), к которой относятся 16 кораблей – последний был сдан уже после распада Советского Союза, в 1992 году. На этих последних БДК были установлены новые РЛС обнаружения воздушных и надводных целей, а начиная с третьего корабля серии – еще и другое артиллерийское вооружение, в составе одной 76-мм автоматической артустановки АК-176 и двух 30-мм шестиствольных автоматических артустановок АК-630 вместо ставившихся на корабли до того двух 57-мм артустановок АК-725 (ЗИФ-72), располагавшихся по одной в корме и в носовой частях корабля. Корабли вошли в боевой состав только ВМФ Советского Союза, однако впоследствии – в 1979 г. – один из БДК, входивший в состав группировки ВМФ СССР в Индийском океане (Индийской эскадры), был передан Йемену.

В системе классификации США/НАТО новые советские десантные корабли получили обозначение Ropucha («жаба»): Ropucha I class – для проекта 775 и Ropucha II class – для проекта 775М. В соответствии с планами военно-морского строительства, ВМФ СССР на смену большим десантным кораблям проекта 775/775М должен был получить новые БДК – проекта 778 (иногда также обозначается как «третья серия проекта 775»), разработка и серийная постройка которого были также поручены «польским товарищам». Главное отличие данных кораблей то, что они изначально были приспособлены для транспортировки новых советских основных боевых танков Т-80. Головной корабль нового типа, получивший имя «Контр-адмирал Грен», был заложен на стапеле польской судоверфи, но после распада Советского Союза наши «друзья» быстро избавились от наследия «советского режима»: в 1992-1993 гг. корабль был разрезан на металл. Кстати, в некоторых источниках также утверждается, что на судоверфи в Гданьске было заложено два корабля.

 

АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

 

Большие десантные корабли проекта 775/775М являются последним представителем советской эпохи кораблей данного класса и предназначены для транспортирования морем и высадки на необорудованное или оборудованное побережье с небольшим уклоном дна сил морского десанта (при оказании высаживающемуся десанту огневой поддержки), а также могут использоваться для воинских перевозок, обеспечения кораблей и частей флота в пунктах рассредоточенного базирования. Высадка сил морского десанта производится через носовое устройство со сходней (на плав или на упор). Кроме того, корабль может использоваться для постановок минных заграждений, для доставки гуманитарной помощи и эвакуации населения из опасных районов.

Как правило, корабли проекта 775/775М действуют в составе корабельной десантной группы или в составе отряда миротворческих сил, но также могут с высокой эффективностью выполнять поставленные перед ними задачи самостоятельно, без кораблей прикрытия.

БДК проекта 775/775М – это многопалубный плоскодонный десантный корабль океанской зоны, с полубаком и развитой кормовой надстройкой. По типу конструкции данный корабль соответствует коммерческим грузовым судам, выполненным по системе «Ro-Ro», то есть имеет грузовую – в данном случае танковую – палубу, проходящую по всей длине корабля, благодаря чему обеспечивается погрузка и выгрузка техники и грузов как с кормы, так и со стороны носовой части. Это обеспечивает данным десантным кораблям возможность осуществлять прием с оборудованного – порт, база, временный пункт базирования – или необорудованного берега гусеничной, колесной и любой иной, подходящей по габаритам, военно-транспортной техники и личного состава десанта, а также позволяет выполнять прием из воды и спуск на воду плавающей техники через открытое носовое или кормовое устройство.

Как уже отмечалось, грузовая (танковая) палуба и, соответственно, грузовой (танковый) трюм с размерами: длина 95 м, ширина носовой части 6,5 м (первые 55 м длины палубы), ширина кормовой части 4,5 м, высота по диаметральной плоскости 4,0 м и площадью около 540-600 кв.м проходит по всей длине корпуса корабля и ограничивается в носовой и кормовой частях аппарелями, облегчающими погрузку/разгрузку и обеспечивающими высадку плавающей техники десанта на плав при волнении моря до 4 баллов и силе ветра до 5 баллов. Носовое высадочное устройство включает носовые ворота и опускаемую аппарель, которая в походном положении находится под створками ворот и опускается с помощью гидравлического привода. В кормовой части корабля находится опускаемая аппарель, а в носовой – несколько сдвижных люков, позволяющих грузить технику в танковый трюм при помощи портовых кранов (они также используются и для вентиляции танкового трюма в том случае, если техника стоит с работающими двигателями).

Техника и грузы – масса последних составляет до 480 тонн – размещаются в танковом трюме, а личный состав подразделений морского десанта – в нескольких кубриках десанта (с трехярусным расположением мест отдыха) и четырехместных офицерских каютах (командный состав).

 

ГЛАВНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

 

Главная энергетическая установка (ГЭУ) кораблей проекта 775/775М – дизельная, включает в свой состав два 16-цилиндровых дизельных двигателя «Zgoda-Sulzer Type 16ZVB 40/48» мощностью примерно по 10500 л.с., каждый из которых работает на свой гребной винт фиксированного шага. Организационно ГЭУ размещена на корабле эшелонно, в двух бортовых отсеках. Часть кораблей оборудована двумя вспомогательными винторулевыми колонками,

В качестве источников электроэнергии используются три дизель-генератора «Cegielski-Sulzer 6A25» суммарной мощностью по 640 кВт каждый.

Силовая установка обеспечивает кораблю экономическую скорость до 12 узлов, при которой с учетом нормального запаса топлива на борту БДК проекта 775/775М может выполнять плавание на расстояние до 6000 миль (автономность корабля по запасам провизии достигает 30 суток – при экипаже 87 человек и десанте до 190 человек). Максимальная скорость, которую могут развить корабли проекта 775/775М – 17,5-17,8 узлов.

 

РАКЕТНО-АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ

 

Артиллерийское вооружение кораблей проекта 775/775М различается в зависимости от серии и включает либо (на первых 15 кораблях) две спаренные 57-мм артустановки АК-725 (ЗИФ-72), установленные по одной в корме и в носовой части корабля, либо же (на всех остальных) – одну носовую 76-мм артустановку АК-176 и две кормовые, расположенные побортно, 30-мм шестиствольные автоматические артустановки АК-630.

Артустановки АК-725 сопрягались с артиллерийской радиолокационной системой управления стрельбой МР-103 «Барс» (в случае выхода ее из строя имелась возможность вести огонь, управляя артустановкой с выносного пульта управления с кольцевым прицелом), имели табличную баллистическую дальность стрельбы 8420 м и боезапас 1100 выстрелов на каждую из двух артустановок. Артиллерийский комплекс АК-176-МР-123/176 является автоматической системой и включает в свой состав одноствольную установку А-221 закрытого типа с дистанционным и местным управлением и корабельную радиолокационную систему управления стрельбой МР-123/176 «Вымпел-А». Наведение артустановки возможно:

• дистанционно-автоматически – при помощи электроследящего привода ЭСП-221 по данным от станции МР-123/176;

• полуавтоматически – с местного поста при помощи ЭСП-221;

• вручную – по визирам-дублерам ВД-221, установленным в самой башне артустановки.

Автоматические 30-мм артустановки АК-630/630М размещены в кормовой части корабля, по одной установке на борт. Боезапас – по 6000 выстрелов на каждую установку.

Ракетное вооружение кораблей данного семейства представлено двумя системами: комплектами ПЗРК типа «Стрела» или «Игла» (на корабле установлены четыре турельные установки на четыре ПЗРК каждая – суммарный боезапас 32 ЗУР), а также двумя выдвижными пусковыми установками МС-73 – каждая с 40 направляющими – из состава корабельного реактивного комплекса залпового огня А-215 «Град-М», предназначенного для стрельбы 122-мм неуправляемыми ракетами на дальность до 20 км. Боекомплект одной установки «Град-М» до 180 ракет, которые уложены в барабанные магазины и подаются наверх в пусковые установки двумя пакетами по 20 штук в каждом. Данные комплексы залпового огня устанавливались только на шести кораблях проекта 775 и всех кораблях проекта 775М.

Кроме того, корабли данного типа могут брать на борт мины в количестве до 92 штук взамен техники в танковый трюм. Постановка мин осуществляется с открытой аппарели вручную, с использованием только лебедок.

 

РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ

 

В качестве радиолокационных средств обнаружения воздушных и надводных целей – РЛС общего обнаружения – на кораблях проекта 775 была установлена станция МР-302 «Рубка», а на кораблях проекта 775М – более новая РЛС МР-352 «Позитив». Последняя закрывается радиопрозрачным обтекателем. Навигационные РЛС представлены двумя станциями «Дон-2» или двумя МР-212/201 «Вайгач-У». Для управления стрельбой артиллерийскими комплексами на кораблях стояли либо артиллерийская радиолокационная система управления стрельбой МР-103 «Барс» (для 57-мм артустановки АК-725), либо корабельная радиолокационная система управления стрельбой МР-123/176 «Вымпел-А» (для 76-мм артустановки АК-176 и 30-мм автоматов АК-630).

 

ВЫСАДКА ДЕСАНТА

 

Большие десантные корабли проекта 775/775М, согласно спецификации, рассчитаны на использование в одном из следующих вариантов загрузки: либо 150 человек десанта и 10 основных боевых танков типа Т-55 с экипажами 40 человек; либо 12 плавающих танков ПТ-76 с экипажами 36 человек; либо подразделение в составе трех основных боевых танков типа Т-55 с экипажами 12 человек, трех 120-мм минометов с расчетами, трех боевых машин с экипажами (командно-штабные машины), четырех автомобилей ЗиЛ-130, четырех автомобилей ГАЗ-66 и одного легкового внедорожника ГАЗ-69 с водителями по штату. На корабле предусмотрено место для размещения до 190 человек десанта. Корабль способен перевезти груз весом 650 т на расстояние 4700 миль.

Высадка сил десанта осуществляется при помощи носового десантного устройства, в состав которого входят носовые ворота и аппарель. При этом высадка сил десанта с неплавающей техникой может осуществляться непосредственно на оборудованное или необорудованное побережье с минимальным уклоном дна 2-3 град. – в зависимости от общей массы принятых на корабль грузов, при глубине брода на ноке сходни не более 1,2 м. Кроме того, корабли проекта 775/775М обладают одной интересной особенностью, которую можно с успехом реализовать при высадке сил морского десанта или же при погрузке/выгрузке перевозимых морем различных грузов: благодаря наличию носовой аппарели и кормовых ворот, расположенных примерно на одном уровне, возможно соединение нескольких кораблей для создания «плавучего моста».

В свое время, будучи курсантом ВВМУ им. М.В.Фрунзе, автору данного материала пришлось побывать в качестве «десантника» на борту одного из десантных кораблей данного семейства – на «Константине Ольшанском». Нашу группу «студентов», как обычно называют курсантов военно-морских училищ на флоте, разместили в одном из многоместных кубриков, предназначенных как раз для личного состава десанта. Должен признать, что находиться в таком помещении – а рассчитано оно на взвод морской пехоты – в течение длительного времени, хотя бы даже тех 30 суток, что указаны в тактико-технических элементах корабля как его автономность по запасам провизии, вещь «не для слабонервных». Кубрик – очень тесный, высота подволока – примерно 1,9-2,0 м, а места для отдыха десантников (для простых смертных – койки) расположены в три яруса на минимально допустимом расстоянии друг от друга. Фактически места там хватало ровно на то, чтобы лечь на нее. Если над тобой спал достаточно «грузный» коллега, то пружинная сетка прогибалась едва ли до тебя самого. А уж подъем по тревоге представлял собой весьма забавное зрелище – не было ни разу, чтобы по тревоге кто-то из верхних товарищей не свалился на голову или иные части тела тем, кто спал на нижнем или втором снизу ярусе. В общем, после такого еще раз убеждаешься – в морской пехоте служат настоящие мужчины!


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru