Cеверный флот в Великой Отечественной войне: на приморском направлении

Из книги: Доценко В.Д., Гетманец Г.М. «Флот в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», 2005 г.

 

 29 июня 1941 г. из района Петсамо начал наступление 19-й немецкий горнострелковый корпус. За несколько дней он продвинулся на 30 км, но затем, измотанный ожесточенной обороной советских войск, выдохся и утратил скорость продвижения. Части советской 14-й дивизии, усиленные моряками Северного флота, с упорными боями отходили вдоль побережья Баренцева моря на Мурманск. Через 10 дней оказались отрезанными с суши полуострова Рыбачий и Средний. Снабжение и оборона этих территорий осуществлялись полностью Северным флотом, который с первых дней войны поддерживал приморский фланг сухопутных войск. 30 июня 1941 г. эскадренные миноносцы «Куйбышев» и «Урицкий» в охранении 2 малых охотников за подводными лодками вышли в Мотовский залив и в течение 3 часов 15 минут вели огонь по немецким войскам в районе перешейка полуострова Средний, сорвав очередную атаку противника.

Заметим, что с самого начала войны успех сухопутных войск на северном фланге советско-германского фронта полностью зависел от поддержки их силами Северного флота. Наиболее эффективными формами содействия сухопутным войскам как в обороне, так и в наступлении являлись высадка морских десантов, их авиационная и артиллерийская поддержка. Своими десантными действиями североморцы держали противника в постоянном напряжении, отвлекая с фронта его значительные силы, а обстрелами корабельной и береговой артиллерии и ударами авиации нанесли большой урон в технике и живой силе.

Значение советских десантов признавали зарубежные военные историки. Непосредственный участник боев в Заполярье, бывший квартирмейстер горно-егерского корпуса майор Гесс писал: «Благодаря высадкам десантов долгое время инициатива удерживалась в руках советских войск. Перешеек полуострова Средний и побережье между Большой Западной Липой и рекой Титовкой часто отвлекали с фронта, быть может, как раз те силы, которых не хватало для преодоления мертвой точки в каком-нибудь из трех наступлений на Лицу». При стратегической обороне в 1941–1942 гг. Северный флот высадил 4 тактических десанта, цель которых заключалась в создании условий, способствовавших закреплению сухопутных войск на оборонительных рубежах и срыву наступления противника на мурманском направлении. Первый морской десант североморцы высадили 6 июля 1941 г. на восточный берег губы Западная Лица. Необходимость его высадки обусловливалась критической обстановкой, сложившейся на сухопутном фронте. Имея значительное превосходство в силах, немецко-фашистские войска стремились любой ценой прорвать линию фронта и захватить Мурманск. Из-за быстро меняющейся обстановки времени на подготовку десанта практически не было, боевые документы не разрабатывались, все приказы отдавались в распорядительном порядке, то есть устно. Сложность заключалась и в том, что флот не имел десантных кораблей специальной постройки и частей морской пехоты. Однако решение командующего Северным флотом изменить обстановку путем высадки морского десанта численностью 529 человек было своевременным. Десант действовал успешно: он оказал существенную помощь войскам 14-й армии в сдерживании натиска противника.

Столь же оперативно и в не менее сложной обстановке были подготовлены два следующих десанта, высаженных 7 и 14 июля 1941 г. в район западного берега губы Западная Лица. Первый десант численностью всего 500 человек также оказал содействие войскам в сдерживании противника, а второй десант, где насчитывалось 1600 человек, помог 14-й армии закрепиться на оборонительных рубежах. 16 июля десант усилили, высадив со сторожевого корабля 715 бойцов. Анализируя деятельность флота в начальный период войны, вице-адмирал А. Г. Головко в газете «Известия» от 26 декабря 1941 г. писал: «Высадка тактических десантов на левом фланге наступающего германского корпуса внесла растерянность и панику в ряды противника. Дитл вынужден был приостановить наступление». Совместными действиями армии и флота к концу сентября 1941 г. продвижение немцев был приостановлено, линяя фронта стала проходить по реке Большой Западной Лице и практически не изменялась до 1944 г. Противник потерял убитыми более 2000 человек.

Роковым для Северного флота стало воскресенье 20 июля 1941 г. В Екатерининской гавани в считанные минуты немецкие летчики потопили новейший эскадренный миноносец «Стремительный» – головной в серии эсминцев советской постройки. Строили его на Балтийском заводе в Ленинграде. В 1939 г. он вошел в боевой состав Балтийского флота, а летом 1940 г., пройдя по Беломорско-Балтийскому каналу, прибыл в Полярный и был включен в состав Северного флота. Утром эсминец пополнил запасы и, находясь в немедленной готовности к выходу в море, ожидал команды на конвоирование судов, шедших из Кольского залива в Архангельск. В течение дня в Полярном несколько раз объявляли воздушную тревогу. В полдень на высоте около 8000 метров над главной базой пролетел немецкий самолет-разведчик. По отработанному плану действий авиации противника следовало ожидать появления ударной авиации. Но готовность сил и средств противовоздушной обороны повышена не была, а корабль оставался на прежнем месте. В 17 часов 20 минут на борт эсминца прибыли артисты ансамбля песни и пляски Северного флота. Личный состав собирался для встречи с артистами. Командира корабля капитана 3 ранга А. Д. Виноградова вызвали в штаб флота для уточнения задачи на выход. Так стечением обстоятельств были созданы все условия для успешной атаки немецкой авиации. В 17 часов 30 минут 11 самолетов Ju-88, выйдя со стороны солнца из-за горы Вестник, нанесли по кораблю внезапный удар. Самолеты пикировали тройками с высоты 2000 метров. Дойдя до высоты 600 метров, они сбрасывали бомбы 250–500-кг калибра. Первый самолет успеха не добился. Его бомбы взорвались в 100–200 метрах от корабля. Зато бомбы второго самолета поразили корабль в районе 109-го шпангоута и, пробив верхнюю палубу, разорвались в кормовой части корпуса. 500-кг бомба третьего самолета попала в первое котельное отделение. Эсминец разломался пополам. В течение 2–3 минут шкафут и ют затонули. Носовая часть продержалась на плаву 20 минут. Зенитные расчеты главной базы успели сделать по нескольку выстрелов из пушек и произвести несколько очередей из пулеметов. Но ни один из самолетов сбить не удалось: они так же внезапно исчезли за горой Вестник, как и появились. Атака продолжалась менее 5 минут.

Все это происходило на глазах у командующего флотом А. Г. Головко, всего штаба и жителей Полярного. Так, на 29-й день войны затонул один из лучших кораблей флота и погибли 110 человек личного состава.

Новое крупное наступление армии «Норвегия» под кодовым наименованием «Ловля лосося» планировалось на весну 1942 г. Главный удар немцы решили нанести на мурманском направлении. Но советское командование смогло упредить противника и сорвать его планы. По замыслу советского командования войска 14-й армии во взаимодействии с десантом должны были одновременно с фронта и тыла окружить и уничтожить западнолицкую группировку противника, и, развивая успех, разгромить его и выйти на границу с Норвегией. Руководство силами флота в этой операции осуществлял вице-адмирал А. Г. Головко, высадкой десанта – командир охраны водного района капитан 1 ранга В. И. Платонов, а десантными частями командовал командир 12-й отдельной морской бригады полковник В. В. Рассохин.

Десант высадился в ночь на 28 апреля 1942 г. без потерь в районе мыса Пикшуев. Не встретив серьезного противодействия, десантники в первый день продвинулись на 11 км. Однако наступление 14-й армии не увенчалось успехом. Десант оказался в изоляции. Закончились продукты. Резко ухудшилась погода. Из-за ударивших морозов и пурги появились обмороженные. Потери на 10 мая составили около половины личного состава. Не помогло и подкрепление. 13 мая десант сняли. Из высаженных 7165 человек убитых, раненых и обмороженных оказалось около 70 процентов. Но, несмотря на то что конечная цель операции достигнута не была, противник, понеся большие потери в боях с десантом, перешел к обороне. Этот десант способствовал срыву весеннего наступления противника.

Именно в тот период линия фронта окончательно стабилизировалась, а инициатива перешла к советскому командованию. 11 сентября 1942 г. на мыс Пикшуев высадился один из наиболее успешных диверсионных десантов. Десантники уничтожили 4 опорных пункта противника, до 200 фашистов и захватили значительную часть трофеев.

Особенностью морских десантов первого периода войны была высадка, основанная на принципе внезапности. Поэтому маскировке уделялось первостепенное внимание. Подготовку десантов проводили под предлогом десантных учений, к разработке документов привлекали ограниченный круг лиц, сосредоточение и посадку войск на транспортные средства проводили в нескольких пунктах, активно вели борьбу с разведкой противника. В интересах скрытности огневую подготовку мест высадки не вели, переход десанта морем происходил в темное время суток. В период полярного дня десантно-транспортные средства осуществляли переход методом «перетекания». Недостатками таких десантов являлось несоответствие между выделенными десантными силами и поставленными перед ними задачами. Это часто ставило высаженные войска в затруднительное положение. Обеспечивающие самолеты наносили бомбоштурмовые удары не по заявкам десантных войск, а по заранее выявленным целям и, как правило, в глубине обороны противника. Летчики не всегда знали, где проходит полоса переднего края.

Корабельная и береговая артиллерия вела огонь по самостоятельно избранным целям, причем большую часть стрельб выполняла по площади, то есть без корректировки. Такое огневое обеспечение ощутимой поддержки десанту не оказывало, хотя в нем десантники особо нуждались, так как высаживались они только с легким оружием. Следует учесть, что причинами этих недостатков были не ошибки командования во взглядах на десантные действия, а спешка в планировании и подготовке сил, вызванная динамичным изменением обстановки на сухопутном фронте, а подчас и отсутствием необходимых сил для организации всестороннего обеспечения. Сказывались также и недостатки предвоенной оперативной и боевой подготовки флота. Однако, несмотря на то что десанты первого периода войны не всегда достигали своей конечной цели, они все же помогли сухопутным войскам сначала задержать, а затем и остановить наступление немцев, обеспечив таким образом устойчивость стратегического фланга советско-германского фронта.

Весь 1943 г. на сухопутном фронте велась позиционная война. Боевая деятельность флота по содействию сухопутным войскам сводилась к активной борьбе на морских сообщениях противника и защите своих коммуникаций. Более интенсивно действовали силы Северного оборонительного района. Тогда высаживали только разведывательно-диверсионные десанты, целью которых являлось отвлечение части сил противника на организацию противодесантной обороны побережья и добывание сведений о противнике. Диверсионные десанты высаживали вечером, их действия заканчивались к рассвету. В результате таких действий сковывались значительные группировки сил противника и снижались его наступательные возможности.

В кампанию 1944 г. на северном фланге советско-германского фронта была проведена единственная за всю войну стратегическая Петсамо-Киркенесская операция, в которой немалую роль сыграли силы Северного флота. Карельскому фронту противостояла 20-я горная армия противника, состоявшая из 3 корпусов общей численностью около 109 000 человек. На мурманском направлении четвертый год действовал 19-й горный корпус «Норвегия», где насчитывалось около 50 000 человек.

Авиационная группировка противника состояла из 136 самолетов. 14-я армия Карельского фронта в своем составе имела около 100 000 человек, а войска Северного оборонительного района – 147 050. Хотя авиационная группировка и состояла из 750 самолетов, экипажами было укомплектовано только 506 машин. Таким образом, к началу операции советские войска имели значительное превосходство в силах и средствах.

Первоначально планировалось наступать на трех самостоятельных операционных направлениях – печенгско-киркенесском (14-я армия), Кандалакшском (19-я армия) и кестеньгском (26-я армия). Но вскоре на двух последних направлениях противник начал отводить свои войска. Войска 19-й и 26-й армий, преследуя противника, 11 октября вышли на границу с Финляндией. Главным направлением в операции стало приморское – печенгско-киркенесское. На время этой операции, получившей кодовое название «Вест», Северный флот подчинялся не фронту, а главнокомандующему Военно-Морским Флотом Н. Г. Кузнецову. Теперь в задачи флота входили действия на двух направлениях – морском и приморском. Общее руководство силами на обоих направлениях осуществлял командующий флотом адмирал А.Г.Головко. Начальником походного штаба был контр-адмирал Н. Б. Павлович.

В плане операции «Вест» предусматривались высадка 63-й бригады морской пехоты (2837 человек) в губу Малая Волоковая, прорыв обороны на перешейке полуострова Средний и совместными действиями 12-й и 63-й бригад морской пехоты следовало очистить побережье Баренцева моря от противника, обеспечить воинские морские перевозки и провести операцию по нарушению коммуникаций противника. Операция началась утром 7 октября с наступления войск 14-й армии. В ночь с 9 на 10 октября десант высадился в губу Малая Волоковая, а после мощной артиллерийской подготовки в наступление перешли войска Северного оборонительного района. Артиллерийская подготовка продолжалась 1,5 часа. 209 орудий выпустили по противнику около 50 000 снарядов.

Высадка десанта в губу Малая Волоковая проводилась в форме десантной операции. Ее подготовка, в отличие от подготовки десантов первого периода войны, когда ограничивались несколькими сутками, а иногда и того меньше, длилась более месяца и отличалась большой продуманностью и целеустремленностью. В плане операции предусматривалось мощное огневое обеспечение десанта. Для этого выделялись 236 самолетов и 170 орудий. Корабельная и береговая артиллерия в период перехода десанта морем вела контрбатарейную борьбу и поддерживала десант мощным огнем по данным корректировочных постов, находившихся в боевых порядках десанта. Авиация флота, действуя по наведению офицеров связи, входивших в состав наступавшего десанта, наносила ощутимые удары по противнику. Одновременно в Мотовском заливе был высажен демонстративный десант (44 человека), что позволило создать видимость высадки на широком фронте и затруднить разведке противника выявление главного направления советских войск. Дерзко и смело действовал сводный разведывательный отряд Северного флота (195 человек), который высадился одновременно с основными силами. Бойцы разведотряда уничтожили батарею противника на мысе Крестовый, чем значительно облегчили высадку десанта в порт Лиинахамари. За проявленное мужество все разведчики отряда были награждены орденами и медалями, а капитану И. П. Барченко-Емельянову, лейтенанту В. Н. Леонову, разведчикам С. М. Агафонову и А. П. Пшеничных присвоили звание Героя Советского Союза. Смелой по замыслу и выполнению явилась высадка десанта в ночь с 12 на 13 октября в порт Лиинахамари. Успех этого десанта был достигнут благодаря тактической внезапности, обусловленной стремительностью ночного прорыва катеров в Печенгский залив и четкой организацией взаимодействия между войсками фронта, кораблями, береговой артиллерией и авиацией. За успешную высадку десанта непосредственно на причалы порта, занятого противником, группа катерников удостоилась звания Героя Советского Союза, а командир отряда торпедных катеров капитан-лейтенант А. О. Шебалин этого звания удостоился повторно.

Воинские перевозки в период подготовки и ведения операции включали в себя переправу через Кольский залив сил и средств, прибывавших для 14-й армии, а также доставку воинских грузов для частей приморского фланга и Северного оборонительного района. Всего с 6 сентября по 17 октября 1944 г. через залив было перевезено 5719 человек, 96 танков, 19 самоходных орудий, 3 бронемашины, 153 орудия, 137 тракторов, 197 автомашин и др. В ходе операции флот обеспечил перевозку морем 15 860 человек и более 15 000 тонн грузов.

Одновременно флот провел операцию по нарушению коммуникаций противника. 13 подводных лодок совершили 16 боевых походов. Постоянно в море находились 4~5 подводных лодок, действовавших методом нависающей завесы. Всего до окончания операции подводники выполнили 19 торпедных атак.

Выпустив 49 торпед, по донесениям командиров было отмечено 24 попадания в цель. Однако достоверно были потоплены только транспорт, сторожевой корабль и 2 охотника за подводными лодками. Остальные цели, по всей видимости, были только повреждены.

Морская авиация в этой операции действовала методом массированных ударов по конвоям, одиночным транспортам и по портам в составе однородных и разнородных тактических групп. Всего она совершила более 6000 боевых вылетов, из которых почти 3000 – для нарушения морских сообщений противника. Ей удалось потопить 3 транспорта, танкер, дрифтербот, 5 сторожевых кораблей, 2 тральщика, 3 быстроходные десантные баржи, катер, спасательное судно, плавмастерскую и плавучую базу катеров-тральщиков. 24 октября летчиками Северного флота был потоплен танкер «Пелагос», тоннаж которого превышал 12 000 брт. Это было самое крупное судно, уничтоженное в Заполярье. Торпедные катера потопили 2 тральщика.

Оценивая действия Северного флота в Петсамо-Киркенесской операции, можно сказать, что именно в этот период сформировалась такая категория военно-морского искусства, как операция флота. В рамках стратегического наступления на приморском направлении по единым замыслу и плану Северный флот проводил самостоятельные операции и боевые действия, которые способствовали достижению крупной оперативно-стратегической цели.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 декабря 1944 г. была учреждена медаль «За оборону Советского Заполярья», которой награждены все североморцы – участники Великой Отечественной войны. 9 мая 1945 г. в День Победы на всех кораблях Северного флота состоялся торжественный подъем Военно-морского флага. 7 мая 1965 г. в ознаменование 20-летия Победы в Великой Отечественной войне Северный флот был награжден орденом Красного Знамени.

 

Наиболее крупные морские десанты Северного флота

Место высадки

Численность
войск, чел.

Численность кораблей и судов

Район мыса Пикшуев

(Мотовский залив),

28.04–14.05.1942 г.

6235

Отряд высадки: 4 СКР, 5 ТЩ, 12 МО, 16 СКА, 14 КаТЩ.

Отряд прикрытия: 2 ЭМ, 2 СКР

Губа Малая Волоковая

(залив Варангер-фиорд),

09.10–10.10.1944 г.

2837

Три десантных отряда: 10 БО и 8 МО, 15 ТКА.

Демонстративный отряд: 2 ЭМ, 2 ТКА, 2 МО, 2 КаТЩ

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru