Международный договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (2014)

Капитан 1 ранга А. Борисов

Контроль над вооружениями является традиционной сферой деятельности ведущих государств мира и остается одной из наиболее острых тем в международных отношениях с точки зрения отстаивания национальных интересов сторон. Несмотря на значительные изменения, произошедшие после времен "холодной войны", созданная система договоров и соглашений в этой области продолжает играть важную роль в снижении международной напряженности и укреплении стратегической стабильности на глобальном и региональном уровне.

Инфразвуковая станция IS49 (Тристан-да-Кунья, Великобритания)
Карта охвата земной поверхности станциями МСМ
Количество проведенных ядерных взрывов в период с 1945 по 1996 год

Ключевой проблемой в сфере обеспечения международной безопасности является поддержание эффективного контроля над ядерным оружием (ЯО). В ходе ее решения международным сообществом выработан режим нераспространения ЯО, представляющий собой систему международно-правовых норм и внутренних законодательных актов, направленных на предотвращение доступа к технологиям и материалам, используемым для создания и производства ядерного оружия, недопущение расширения круга стран им обладающих, исключение возможности возникновения вооруженных конфликтов и воспрепятствование его использования в террористических целях.

Основными инструментами данного режима являются соглашения в области уменьшения ядерной опасности, ограничения и запрещения ядерных испытаний, ограничения и сокращения ракетно-ядерных вооружений, договоры о зонах, свободных от ЯО, а также различные инициативы по борьбе с распространением этого вида ОМП, актами ядерного терроризма и другие.

Одним из таких инструментов призван служить Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), в соответствии с которым каждое государство-участник обязуется "не производить любой испытательный или любой другой ядерный взрыв, а также запрещать и предотвращать любой такой ядерный взрыв в любом месте, находящейся под его юрисдикцией или контролем".

Договор был открыт для подписания 24 сентября 1996 года в Нью-Йорке. Депозитарием является генеральный секретарь ООН. По состоянию на январь текущего года документ подписали 183 государства, а 161, включая такие ядерные державы, как Россия, Великобритания и Франция, его ратифицировали. В сентябре 2013 года к нему присоединились также Гвинея-Бисау и Ирак. Вместе с тем до настоящего времени Договор в силу не вступил, поскольку восемь из 44 стран, обладающих энергетическими и (или) исследовательскими ядерными реакторами, чья ратификация является необходимым условием практического запуска указанного соглашения, по различным, главным образом военно-политическим, причинам этого не сделали. При этом Индия, Пакистан и КНДР документ не подписали, а США, Китай, Израиль, Иран и Египет подписали, но не ратифицировали.

Для достижения цели Договора, реализации положений документа, включая установление международного контроля за его соблюдением, а также для обеспечения возможности консультаций и сотрудничества между государствами-участниками создана Организация по ДВЗЯИ (ОДВЗЯИ) со штаб-квартирой в г. Вена (Австрия).

Одним из этапов реализации документа является Конференция государств-участников, которая ежегодно собирается на очередные сессии. По принятому на ней решению, а также по запросу любого государства-участника, поддержанного большинством членов Договора, могут проводиться и специальные сессии Конференции.

До вступления его в силу обеспечение технической, научно-методической и организационной готовности к реализации возложено на Подготовительную комиссию (ПК) Организации по ДВЗЯИ, которая была сформирована в 1996 году. Пленарные сессии ПК ОДВЗЯИ проходят два раза в год. В межсессионный период проводятся заседания основных ее подразделений -Рабочей группы по административно-бюджетным вопросам, Рабочей группы по вопросам верификации (соответственно Рабочие группы А и В) и Консультативной группы.

В 1997 году был сформирован Временный технический секретариат (ВТС) Подготовительной комиссии, который с июня 2013 года возглавляет Л. Зербо (Буркина-Фасо). ВТС состоит из пяти департаментов: Международной системы мониторинга; Международного центра данных; инспекций на месте; административного и правового. Общая численность Секретариата составляет 239 человек из 71 государства, из них 12 - представители России.

В целях осуществления контроля за соблюдением Договора учреждаются следующие механизмы верификации: Международная система мониторинга (МСМ); консультации и разъяснения; инспекции на месте и меры укрепления доверия. Предусмотрено, что в состав МСМ войдет 321 станция с задачей сбора сейсмических, радионуклидных, инфразвуковых и гидроакустических данных, а также 16 радионуклидных лабораторий (всего 337 объектов).

Таблица Статус объектов МСМ в рамках ДВЗЯИ (по состоянию на январь 2014 года)

Статус Станции Радио-нуклидные лаборатории Итого
Основные сейсмические Вспомо-гательные сейсмические Инфра-звуковые Гидро-акустические Радио-нуклидные
Строительство не начато 3 3 9 - 4 2 21
Строящиеся объекты 2 3 6 1 10 - 22
Строительство завершено, идет сертификация 3 3 - - 3 3 18
Сертифицированы 42 105 45 10 63 11 276
Всего объектов 50 120 60 11 80 16 337

Наряду с развертыванием и непрерывным совершенствованием сети МСМ все большую значимость приобретает деятельность Международного центра данных (МЦД), объем услуг которого по предоставлению государствам-участникам контрольной информации постоянно увеличивается. В настоящее время такие страны, как Австралия, Индонезия, Малайзия, США, Турция, Филиппины, Финляндия, Франция, Япония и другие, регулярно получают из МЦД сейсмические, гидроакустические и радионуклидные данные в масштабе времени, близком к реальному.

Несмотря на высокую степень универсализации ДВЗЯИ (охват большого количества субъектов международного права), перспективы вступления его в силу остаются неопределенными.

Основным препятствием для начала действия соглашения является позиция Соединенных Штатов. Несмотря на то что президент Б. Обама обозначил ратификацию ДВЗЯИ в качестве одного из приоритетов своей политики в области ядерного нераспространения, его администрации не удалось переломить ситуацию в сенате конгресса США и заручиться поддержкой в пользу Договора со стороны 2/3 сенаторов.

Традиционно большинство членов республиканской фракции высшего американского законодательного органа придерживаются мнения, что соблюдение данного договора будет с трудом поддаваться проверке, а также серьезно затруднит поддержание требуемого уровня надежности существующих ядерных зарядов и создание новых спецбоеприпасов. По их мнению, в условиях существования ядерных и пороговых государств, допускающих нарушения режима нераспространения, юридический запрет на ядерные испытания следует рассматривать как угрозу национальной безопасности США. Вместе с тем основная часть мероприятий технической подготовки к ратификации Договора уже выполнена.

По состоянию на 1 января 2014 года готовность объектов МСМ к работе превышает 80 % Система успешно зарекомендовала себя, зафиксировав ядерные испытания КНДР (октябрь 2006 года, май 2009-го и февраль 2013-го), а также несколько взрывов, которыми сопровождалось падение небесного тела в Челябинской области 15 февраля 2013 года. Значительно активизировалась деятельность по вводу в действие других элементов режима контроля за соблюдением Договора.

Так, в настоящее время ведутся активные приготовления к интегрированному полевому учению по организации инспекции на месте, запланированному на ноябрь-декабрь 2014 года на территории Иордании. В рамках подготовки к нему в Австрии и Венгрии в 2012-2013 годах прошли три подобных мероприятия, в ходе которых были отработаны процедуры принятия решения на проведение инспекции, исследован алгоритм действий на начальном и заключительном этапах, а также проверена готовность технических средств и методов обнаружения ядерных испытаний при ведении поисковых мероприятий. Данные учения были оценены государствами - членами ПК ОДВЗЯИ как результативные и полезные. Они продемонстрировали значительный прогресс в развитии инспекционных технологий и тестировании методик работы инспекционных групп. На этом фоне американская администрация продолжает демонстрировать приверженность ДВЗЯИ.

Страны, чья ратификация необходима для запуска Договора
Участники ДВЗЯИ (зеленым цветом показаны страны, ратифицировавшие Договор, голубым - подписавшие, но не ратифицировавшие, красным - не подписавшие)

По запросу Белого дома в 2012 году национальной академией наук США подготовлен доклад, в котором признается высокая эффективность системы верификации, создаваемой в рамках Договора. При этом отмечается, что используемые на современном этапе методы контроля позволяют с 90-процентной вероятностью фиксировать ядерные взрывы мощностью до 1 кт. Как
ожидается, эта точность в ближайшей перспективе станет еще выше.

Кроме того, многие американские ученые, занятые в данной сфере, считают, что современные методики и существующая лабораторно-испытательная база позволят в обозримой перспективе поддерживать боеготовность и надежность имеющихся у страны ядерных боеприпасов без проведения натурных испытаний. Учитывая увеличение в Соединенных Штатах числа сторонников ДВЗЯИ и растущую поддержку Договора со стороны американского экспертного сообщества, можно предположить, что до ноября 2016 года (срок проведения очередных выборов президента США) администрация Б. Обамы постарается реализовать свое намерение ратифицировать данный документ.

Отношение Китая к ДВЗЯИ в целом положительное. Официально Пекин выступает за скорейшее его вступление в силу, подчеркивая строгое соблюдение со своей стороны моратория на проведение ядерных испытаний. Однако их позиция по данному вопросу во многом ориентирована на Вашингтон с одновременным учетом деятельности Индии в ядерно-оружейной сфере. Как представляется, в случае ратификации Соединенными Штатами договора китайское руководство не будет препятствовать его реализации и в короткие сроки осуществит необходимые ратификационные процедуры на национальном уровне.

Индия настороженно относится к присоединению к ДВЗЯИ. В Нью-Дели вызывает беспокойство растущая военная мощь КНР и деятельность Пакистана в области ядерного оружия. В то же время индийское Правительство осознает, что в случае ратификации Договора Вашингтоном и Пекином давление на страну со стороны международного сообщества существенно возрастет.

В отличие от Индии Пакистан публично демонстрирует лояльность по отношению к ДВЗЯИ. Вместе с тем реальная позиция Исламабада заключается в том, что подписание Договора возможно только на условиях взаимности с Индией и после официального признания Пакистана ядерной державой.

Каких-либо изменений в подходах Египта, Израиля и Ирана к ДВЗЯИ в ближайшее время не предвидится. Указанные государства во всех вопросах, касающихся национальной безопасности, действуют с оглядкой друг на друга.

Каир заявляет, что не будет утверждать этот документ, поскольку в обратном случае он только содействовал бы углублению противоречий между участниками и неучастниками другого соглашения - Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).

Тель-Авив, наоборот, декларирует отсутствие принципиальных возражений в отношении ратификации ДВЗЯИ. Однако при этом он выдвигает предварительные условия - обеспечение эффективности создаваемого верификационного механизма, полноценное участие Израиля в деятельности ПК ОДВЗЯИ на всех направлениях, улучшение политической ситуации на Ближнем Востоке и присоединение к Договору всех государств региона.

Для Тегерана важным фактором является ситуация, складывающаяся вокруг страны на международной арене. Политика санкционного давления на Иран со стороны как мирового сообщества, так и отдельных государств рассматривается руководством страны в качестве одного из основных препятствий на пути к ратификации документа.

Таким образом, неясность в отношении сроков вступления ДВЗЯИ в силу сохранится и в дальнейшем. Существенного прорыва в изменении его статуса в ближайшей перспективе не предвидится, и в первую очередь из-за позиции Соединенных Штатов, а также государств Ближнего Востока, которые на неопределенное время затягивают процесс ратификации этого важнейшего с точки зрения обеспечения режима нераспространения Договора.

Зарубежное военное обозрение. - 2014. - №3. - С.8-13

Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar