Доверяют ли человеку с ружьем пистолет?

М.А. БОГУСЛАВЕЦ
М.А. Богуславец, капитан юстиции, старший помощник начальника отдела кадров Военного университета.
Вопрос об упрощении порядка приобретения гражданами Российской Федерации оружия (с правом хранения и ношения) для обеспечения личной безопасности поднимается уже давно. С учетом обострившейся проблемы терроризма и необходимости сосредоточения сил государства в области создания эффективных механизмов противостояния террору, надлежащего функционирования этих механизмов данный вопрос приобрел еще большую актуальность.
В последнем внесенном в Государственную Думу Российской Федерации законопроекте по вопросу оборота оружия предлагалось предоставить гражданам Российской Федерации право на свободное приобретение, хранение и ношение различного оружия, в том числе гладкоствольного и нарезного огнестрельного оружия. С точки зрения разработчиков данного законопроекта, он способствовал бы:
- усилению защищенности каждого гражданина в отдельности и населения в целом от преступных посягательств (в том числе террора);
- осознанию гражданами своей реальной самостоятельной способности обеспечить достаточный уровень личной безопасности, а значит, повышению уверенности в себе, своей самооценки и как следствие предотвращению появления панических настроений.
Указанный законопроект в случае его одобрения фактически позволял владеть и пользоваться огнестрельным оружием всем дееспособным гражданам Российской Федерации, не имеющим серьезных проблем с законом. Однако он не нашел поддержку законодателей, для граждан Российской Федерации в этом отношении ничего не изменилось.
Оппоненты обсуждаемого законопроекта в качестве причин, обосновывающих отказ от данного законопроекта, указывали на то, что наличие оружия у населения само по себе не решит проблемы терроризма. Кроме того, возможность свободного приобретения оружия будет использована криминальным контингентом для пополнения и обновления своего "боевого арсенала", что ухудшит криминогенную обстановку. Все это не будет способствовать общественному противостоянию преступности, а напротив, послужит своеобразным катализатором роста числа преступлений.
Не принимая позиции сторонников или противников данного законопроекта, хотелось бы обратить внимание на интересный нюанс. Одним из основных аргументов для отказа от законопроекта наряду с вышеуказанными причинами был факт неподготовленности широких кругов населения к обращению с оружием, отсутствие своего рода опыта обращения с оружием.
Вопрос о наделении правом свободного (или в упрощенной форме) приобретения (с правом хранения и ношения) оружия для оказания самообороны отдельной категории граждан, по роду своей деятельности имеющих постоянный контакт с оружием (речь идет о сотрудниках силовых структур и в первую очередь о военнослужащих), широко не обсуждался. Возможно предположить два вывода.
Первый - законодатель не уверен, что военнослужащие способны компетентно обращаться с оружием для самообороны (что в принципе нелогично, так как именно этой категории лиц доверена защита не только личного здоровья, жизни и собственности, но и всего государства в целом);
Второй, и более вероятный, - законодатель считает, что вопрос по свободному (упрощенному) порядку приобретения военнослужащими оружия (в целях использования его для самообороны) в настоящий момент решен.
Попробуем разобраться, так ли это на самом деле...
В качестве одной из главных задач Вооруженных Сил (армии) любого государства выступает обеспечение защиты суверенитета данного государства, территориальной неприкосновенности и его политической независимости (политического режима, формы правления, институтов власти). В этом смысле защита от вероятного или конкретного противника является не только задачей, но и основной целью создания Вооруженных Сил в государстве.
Безусловно, в различные этапы времени для отдельных государств в качестве прерогативных для армии на первый план могли выходить иные задачи (например, захват определенной территории, устранение того или иного политического режима военными методами). Но задачи по защите собственного суверенитета и обороне территорий при этом с армии не снимались.
В современном законодательстве Российской Федерации под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. Об этом сказано в п. 1 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ.
В п. 4 ст. 1 названного Федерального закона определено, что "в целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации". В свою очередь, в п. п. 1 и 2 ст. 10 Федерального закона "Об обороне" указывается: "1. Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. 2. Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации".
Таким образом, законодательством Российской Федерации оборона понимается как вооруженная защита, и осуществление этой вооруженной защиты возлагается на Вооруженные Силы Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Федерального закона "Об обороне" личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Именно военнослужащие обязаны исполнять задачи Вооруженных Сил Российской Федерации по отражению агрессии, вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации. Так, в подп. 2 п. 2 ст. 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ сказано: "На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации".
В тексте приведенных статей федеральных законов оборона понимается, прежде всего, не как просто защита, а именно как вооруженная защита. Задачи по осуществлению этой вооруженной защиты лежат на Вооруженных Силах Российской Федерации. Непосредственное выполнение задач по вооруженной защите государства в Вооруженных Силах осуществляется военнослужащими. Следовательно, военнослужащие в соответствии с законом являются специальной категорией лиц, выполняющих возложенные на них государством задачи только (в исключительных случаях в основном) с использованием (применением) вооружения <*>.
--------------------------------
<*> Согласно Словарю русского языка глаголы "применить" и "использовать" по отношению к вооружению означают его употребление, т.е. совпадают по своему значению. Тем не менее некоторые законодательные акты отличают "применение оружия" от "использования оружия". Так, в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной границе" от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 использование оружия не направлено против людей и техники. В настоящей статье формулировки "использовать оружие" и "применить оружие" употребляются как равнозначные.
Таким образом, целым рядом законодательных актов Российской Федерации на федеральном уровне закреплено не право, а обязанность каждого военнослужащего повседневно развивать (совершенствовать) навыки обращения с вооружением. При этом обращение с вооружением включает не только ношение и хранение оружия, но и его применение.
Под вооружением понимается комплекс различных видов оружия и средств, обеспечивающих его применение <*>. С такой точки зрения можно предположить, что владение (хранение, ношение) оружием для самообороны как составляющей вооружения военнослужащими в повседневной жизни является нормой.
--------------------------------
<*> Военный энциклопедический словарь. М., 1983. С. 157.
Понятие "вооружение" охватывает все виды оружия, имеющиеся на вооружении в государстве. Естественно, говорить об использовании всего вооружения в качестве оружия самообороны нелогично. Поэтому из всего широкого спектра вооружения выделим для нашего исследования только определенную часть - оружие, по своим параметрам способное быть на полном самостоятельном обслуживании и под контролем физического лица (собственника или владельца), способное в то же время исключить или, по возможности, минимизировать вероятность причинения вреда жизни и здоровью третьих лиц (окружающих), ущерба имуществу. Понятие именно такого оружия раскрывается в нормах Федерального закона "Об оружии" от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ. Под оружием понимаются "устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов" (подп. 1 п. 1 ст. 1).
По принципу действия оружие подразделяется на:
- холодное;
- метательное;
- газовое;
- пневматическое;
- огнестрельное.
К холодному оружию относится оружие, предназначенное для поражения цели с помощью мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения.
Метательным оружием является оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение с помощью мускульной силы человека или механического устройства.
Под газовым оружием понимается оружие, предназначенное для временного поражения живой цели путем применения слезоточивых или раздражающих веществ.
Пневматическое оружие - предназначено для поражении цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа.
И наконец, представляющее самый большой интерес из приведенной классификации - огнестрельное оружие. Согласно положениям Федерального закона "Об оружии" "огнестрельное оружие - оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда".
С точки зрения правового режима оружия, т.е. возможности владения оружием (хранения, ношения) и его использования (применения) определенным кругом лиц (субъектным составом), для нас наибольший интерес представляет классификация оружия, данная в ст. 2 Федерального закона "Об оружии". В зависимости от целей использования оружия соответствующими субъектами, а также от основных параметров и характеристик в названной статье указаны следующие виды оружия:
1) гражданское;
2) служебное;
3) боевое ручное стрелковое и холодное.
Понятие гражданского оружия раскрыто в ст. 3 Федерального закона "Об оружии": "К гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты. Гражданское огнестрельное оружие должно исключать ведение огня очередями и иметь емкость магазина (барабана) не более 10 патронов".
Необходимо указать, что гражданское оружие подразделяется на:
- оружие самообороны;
- спортивное оружие;
- охотничье оружие;
- сигнальное оружие;
- холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с казачьей формой, а также с национальными костюмами.
Статья 4 Федерального закона "Об оружии" определяет круг служебного оружия: это оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.
К боевому ручному стрелковому и холодному оружию относится оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на вооружение Министерства обороны Российской Федерации, МВД России, Министерства юстиции Российской Федерации, ФСБ России, иными государственными органами и организациями, указанными в п. 1 ст. 5 Федерального закона "Об оружии", а также изготавливаемое для поставок в другие государства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из всего многообразия перечисленных категорий оружия нас будет интересовать только оружие, которое может иметь военнослужащий в собственности (владении) на законных основаниях и воспользоваться им для оказания самообороны. Для этого обратимся вновь к нормам Федерального закона "Об оружии".
Как видно из установленной Федеральным законом "Об оружии" классификации, непосредственно понятием "оружие самообороны" охватывается достаточно незначительный круг оружия. Но это не означает, что не входящее в данное понятие оружие запрещено использовать для защиты жизни и здоровья личности (оказания самообороны). Федеральным законом "Об оружии" предусмотрена возможность использования в качестве оружия самообороны некоторых видов спортивного оружия, охотничьего оружия и иного оружия, находящегося у граждан на законных основаниях. Поэтому основным аспектом, на котором мы сосредоточим внимание, будет не принадлежность оружия к оружию самообороны, а возможность приобретения военнослужащими любого из перечисленных видов оружия.
В ст. 10 Федерального закона "Об оружии" приведен субъектный состав, обладающий правом на приобретение оружия. В качестве таких субъектов указаны:
1) государственные военизированные организации;
2) юридические лица с особыми уставными задачами;
3) юридические лица, занимающиеся производством оружия или торговлей им;
4) юридические и физические лица, занимающиеся коллекционированием или экспонированием оружия;
5) спортивные организации и организации, ведущие охотничье хозяйство;
6) организации, занимающиеся оленеводством и коневодством, подразделения Российской академии наук, проводящие полевые работы, связанные с геологоразведкой, охраной природы и природных ресурсов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, специализированные предприятия, ведущие охотничий или морской зверобойный промысел, а также специализированное предприятие, осуществляющее гидрографическое обеспечение судоходства на трассах Северного морского пути;
7) образовательные учреждения;
8) граждане Российской Федерации;
9) иностранные граждане.
Военнослужащий как отдельный, самостоятельный субъект, обладающий правом на приобретение оружия, в нормах Федерального закона "Об оружии" не указан. Но как входящий в состав (сотрудник, служащий, участник) того или иного субъекта, указанного в ст. 10 Федерального закона "Об оружии", военнослужащий может быть наделен правом приобретения соответствующего оружия. Рассмотрим возможность приобретения военнослужащими оружия посредством

Комментарии к законам »
Читайте также