Доверяют ли человеку с ружьем пистолет?
М.А. БОГУСЛАВЕЦ
М.А. Богуславец, капитан
юстиции, старший помощник начальника
отдела кадров Военного
университета.
Вопрос об упрощении
порядка приобретения гражданами
Российской Федерации оружия (с правом
хранения и ношения) для обеспечения личной
безопасности поднимается уже давно. С
учетом обострившейся проблемы терроризма и
необходимости сосредоточения сил
государства в области создания эффективных
механизмов противостояния террору,
надлежащего функционирования этих
механизмов данный вопрос приобрел еще
большую актуальность.
В последнем
внесенном в Государственную Думу
Российской Федерации законопроекте по
вопросу оборота оружия предлагалось
предоставить гражданам Российской
Федерации право на свободное приобретение,
хранение и ношение различного оружия, в том
числе гладкоствольного и нарезного
огнестрельного оружия. С точки зрения
разработчиков данного законопроекта, он
способствовал бы:
- усилению
защищенности каждого гражданина в
отдельности и населения в целом от
преступных посягательств (в том числе
террора);
- осознанию гражданами своей
реальной самостоятельной способности
обеспечить достаточный уровень личной
безопасности, а значит, повышению
уверенности в себе, своей самооценки и как
следствие предотвращению появления
панических настроений.
Указанный
законопроект в случае его одобрения
фактически позволял владеть и пользоваться
огнестрельным оружием всем дееспособным
гражданам Российской Федерации, не имеющим
серьезных проблем с законом. Однако он не
нашел поддержку законодателей, для граждан
Российской Федерации в этом отношении
ничего не изменилось.
Оппоненты
обсуждаемого законопроекта в качестве
причин, обосновывающих отказ от данного
законопроекта, указывали на то, что наличие
оружия у населения само по себе не решит
проблемы терроризма. Кроме того,
возможность свободного приобретения
оружия будет использована криминальным
контингентом для пополнения и обновления
своего "боевого арсенала", что ухудшит
криминогенную обстановку. Все это не будет
способствовать общественному
противостоянию преступности, а напротив,
послужит своеобразным катализатором роста
числа преступлений.
Не принимая позиции
сторонников или противников данного
законопроекта, хотелось бы обратить
внимание на интересный нюанс. Одним из
основных аргументов для отказа от
законопроекта наряду с вышеуказанными
причинами был факт неподготовленности
широких кругов населения к обращению с
оружием, отсутствие своего рода опыта
обращения с оружием.
Вопрос о наделении
правом свободного (или в упрощенной форме)
приобретения (с правом хранения и ношения)
оружия для оказания самообороны отдельной
категории граждан, по роду своей
деятельности имеющих постоянный контакт с
оружием (речь идет о сотрудниках силовых
структур и в первую очередь о
военнослужащих), широко не обсуждался.
Возможно предположить два вывода.
Первый - законодатель не уверен, что
военнослужащие способны компетентно
обращаться с оружием для самообороны (что в
принципе нелогично, так как именно этой
категории лиц доверена защита не только
личного здоровья, жизни и собственности, но
и всего государства в целом);
Второй, и
более вероятный, - законодатель считает, что
вопрос по свободному (упрощенному) порядку
приобретения военнослужащими оружия (в
целях использования его для самообороны) в
настоящий момент решен.
Попробуем
разобраться, так ли это на самом деле...
В
качестве одной из главных задач
Вооруженных Сил (армии) любого государства
выступает обеспечение защиты суверенитета
данного государства, территориальной
неприкосновенности и его политической
независимости (политического режима, формы
правления, институтов власти). В этом смысле
защита от вероятного или конкретного
противника является не только задачей, но и
основной целью создания Вооруженных Сил в
государстве.
Безусловно, в различные
этапы времени для отдельных государств в
качестве прерогативных для армии на первый
план могли выходить иные задачи (например,
захват определенной территории, устранение
того или иного политического режима
военными методами). Но задачи по защите
собственного суверенитета и обороне
территорий при этом с армии не снимались.
В современном законодательстве
Российской Федерации под обороной
понимается система политических,
экономических, военных, социальных,
правовых и иных мер по подготовке к
вооруженной защите и вооруженная защита
Российской Федерации, целостности и
неприкосновенности ее территории. Об этом
сказано в п. 1 ст. 1 Федерального закона "Об
обороне" от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ.
В п. 4 ст. 1
названного Федерального закона определено,
что "в целях обороны создаются Вооруженные
Силы Российской Федерации". В свою очередь,
в п. п. 1 и 2 ст. 10 Федерального закона "Об
обороне" указывается: "1. Вооруженные Силы
Российской Федерации - государственная
военная организация, составляющая основу
обороны Российской Федерации. 2.
Вооруженные Силы Российской Федерации
предназначены для отражения агрессии,
направленной против Российской Федерации,
для вооруженной защиты целостности и
неприкосновенности территории Российской
Федерации, а также для выполнения задач в
соответствии с международными договорами
Российской Федерации".
Таким образом,
законодательством Российской Федерации
оборона понимается как вооруженная защита,
и осуществление этой вооруженной защиты
возлагается на Вооруженные Силы Российской
Федерации.
Согласно ст. 12 Федерального
закона "Об обороне" личный состав
Вооруженных Сил Российской Федерации
включает военнослужащих и лиц гражданского
персонала Вооруженных Сил Российской
Федерации. Именно военнослужащие обязаны
исполнять задачи Вооруженных Сил
Российской Федерации по отражению
агрессии, вооруженной защите целостности и
неприкосновенности территории Российской
Федерации. Так, в подп. 2 п. 2 ст. 1
Федерального закона "О статусе
военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ сказано:
"На военнослужащих возлагаются обязанности
по подготовке к вооруженной защите и
вооруженная защита Российской
Федерации".
В тексте приведенных статей
федеральных законов оборона понимается,
прежде всего, не как просто защита, а именно
как вооруженная защита. Задачи по
осуществлению этой вооруженной защиты
лежат на Вооруженных Силах Российской
Федерации. Непосредственное выполнение
задач по вооруженной защите государства в
Вооруженных Силах осуществляется
военнослужащими. Следовательно,
военнослужащие в соответствии с законом
являются специальной категорией лиц,
выполняющих возложенные на них
государством задачи только (в
исключительных случаях в основном) с
использованием (применением) вооружения
<*>.
--------------------------------
<*>
Согласно Словарю русского языка глаголы
"применить" и "использовать" по отношению к
вооружению означают его употребление, т.е.
совпадают по своему значению. Тем не менее
некоторые законодательные акты отличают
"применение оружия" от "использования
оружия". Так, в соответствии с Законом
Российской Федерации "О государственной
границе" от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 использование
оружия не направлено против людей и
техники. В настоящей статье формулировки
"использовать оружие" и "применить оружие"
употребляются как равнозначные.
Таким
образом, целым рядом законодательных актов
Российской Федерации на федеральном уровне
закреплено не право, а обязанность каждого
военнослужащего повседневно развивать
(совершенствовать) навыки обращения с
вооружением. При этом обращение с
вооружением включает не только ношение и
хранение оружия, но и его применение.
Под вооружением понимается комплекс
различных видов оружия и средств,
обеспечивающих его применение <*>. С
такой точки зрения можно предположить, что
владение (хранение, ношение) оружием для
самообороны как составляющей вооружения
военнослужащими в повседневной жизни
является нормой.
--------------------------------
<*> Военный энциклопедический словарь. М.,
1983. С. 157.
Понятие "вооружение" охватывает
все виды оружия, имеющиеся на вооружении в
государстве. Естественно, говорить об
использовании всего вооружения в качестве
оружия самообороны нелогично. Поэтому из
всего широкого спектра вооружения выделим
для нашего исследования только
определенную часть - оружие, по своим
параметрам способное быть на полном
самостоятельном обслуживании и под
контролем физического лица (собственника
или владельца), способное в то же время
исключить или, по возможности,
минимизировать вероятность причинения
вреда жизни и здоровью третьих лиц
(окружающих), ущерба имуществу. Понятие
именно такого оружия раскрывается в нормах
Федерального закона "Об оружии" от 13 декабря
1996 г. N 150-ФЗ. Под оружием понимаются
"устройства и предметы, конструктивно
предназначенные для поражения живой или
иной цели, подачи сигналов" (подп. 1 п. 1 ст.
1).
По принципу действия оружие
подразделяется на:
- холодное;
-
метательное;
- газовое;
-
пневматическое;
- огнестрельное.
К
холодному оружию относится оружие,
предназначенное для поражения цели с
помощью мускульной силы человека при
непосредственном контакте с объектом
поражения.
Метательным оружием
является оружие, предназначенное для
поражения цели на расстоянии снарядом,
получающим направленное движение с помощью
мускульной силы человека или механического
устройства.
Под газовым оружием
понимается оружие, предназначенное для
временного поражения живой цели путем
применения слезоточивых или раздражающих
веществ.
Пневматическое оружие -
предназначено для поражении цели на
расстоянии снарядом, получающим
направленное движение за счет энергии
сжатого, сжиженного или отвержденного
газа.
И наконец, представляющее самый
большой интерес из приведенной
классификации - огнестрельное оружие.
Согласно положениям Федерального закона
"Об оружии" "огнестрельное оружие - оружие,
предназначенное для механического
поражения цели на расстоянии снарядом,
получающим направленное движение за счет
энергии порохового или иного заряда".
С
точки зрения правового режима оружия, т.е.
возможности владения оружием (хранения,
ношения) и его использования (применения)
определенным кругом лиц (субъектным
составом), для нас наибольший интерес
представляет классификация оружия, данная
в ст. 2 Федерального закона "Об оружии". В
зависимости от целей использования оружия
соответствующими субъектами, а также от
основных параметров и характеристик в
названной статье указаны следующие виды
оружия:
1) гражданское;
2)
служебное;
3) боевое ручное стрелковое и
холодное.
Понятие гражданского оружия
раскрыто в ст. 3 Федерального закона "Об
оружии": "К гражданскому оружию относится
оружие, предназначенное для использования
гражданами Российской Федерации в целях
самообороны, для занятий спортом и охоты.
Гражданское огнестрельное оружие должно
исключать ведение огня очередями и иметь
емкость магазина (барабана) не более 10
патронов".
Необходимо указать, что
гражданское оружие подразделяется на:
-
оружие самообороны;
- спортивное
оружие;
- охотничье оружие;
-
сигнальное оружие;
- холодное клинковое
оружие, предназначенное для ношения с
казачьей формой, а также с национальными
костюмами.
Статья 4 Федерального закона
"Об оружии" определяет круг служебного
оружия: это оружие, предназначенное для
использования должностными лицами
государственных органов и работниками
юридических лиц, которым законодательством
Российской Федерации разрешено ношение,
хранение и применение указанного оружия в
целях самообороны или для исполнения
возложенных на них федеральным законом
обязанностей по защите жизни и здоровья
граждан, собственности, по охране природы и
природных ресурсов, ценных и опасных
грузов, специальной корреспонденции.
К
боевому ручному стрелковому и холодному
оружию относится оружие, предназначенное
для решения боевых и оперативно-служебных
задач, принятое в соответствии с
нормативными правовыми актами
Правительства Российской Федерации на
вооружение Министерства обороны
Российской Федерации, МВД России,
Министерства юстиции Российской Федерации,
ФСБ России, иными государственными
органами и организациями, указанными в п. 1
ст. 5 Федерального закона "Об оружии", а также
изготавливаемое для поставок в другие
государства в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.
Из всего многообразия перечисленных
категорий оружия нас будет интересовать
только оружие, которое может иметь
военнослужащий в собственности (владении)
на законных основаниях и воспользоваться
им для оказания самообороны. Для этого
обратимся вновь к нормам Федерального
закона "Об оружии".
Как видно из
установленной Федеральным законом "Об
оружии" классификации, непосредственно
понятием "оружие самообороны" охватывается
достаточно незначительный круг оружия. Но
это не означает, что не входящее в данное
понятие оружие запрещено использовать для
защиты жизни и здоровья личности (оказания
самообороны). Федеральным законом "Об
оружии" предусмотрена возможность
использования в качестве оружия
самообороны некоторых видов спортивного
оружия, охотничьего оружия и иного оружия,
находящегося у граждан на законных
основаниях. Поэтому основным аспектом, на
котором мы сосредоточим внимание, будет не
принадлежность оружия к оружию
самообороны, а возможность приобретения
военнослужащими любого из перечисленных
видов оружия.
В ст. 10 Федерального
закона "Об оружии" приведен субъектный
состав, обладающий правом на приобретение
оружия. В качестве таких субъектов
указаны:
1) государственные
военизированные организации;
2)
юридические лица с особыми уставными
задачами;
3) юридические лица,
занимающиеся производством оружия или
торговлей им;
4) юридические и
физические лица, занимающиеся
коллекционированием или экспонированием
оружия;
5) спортивные организации и
организации, ведущие охотничье
хозяйство;
6) организации, занимающиеся
оленеводством и коневодством,
подразделения Российской академии наук,
проводящие полевые работы, связанные с
геологоразведкой, охраной природы и
природных ресурсов в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях,
специализированные предприятия, ведущие
охотничий или морской зверобойный
промысел, а также специализированное
предприятие, осуществляющее
гидрографическое обеспечение судоходства
на трассах Северного морского пути;
7)
образовательные учреждения;
8) граждане
Российской Федерации;
9) иностранные
граждане.
Военнослужащий как отдельный,
самостоятельный субъект, обладающий правом
на приобретение оружия, в нормах
Федерального закона "Об оружии" не указан.
Но как входящий в состав (сотрудник,
служащий, участник) того или иного субъекта,
указанного в ст. 10 Федерального закона "Об
оружии", военнослужащий может быть наделен
правом приобретения соответствующего
оружия. Рассмотрим возможность
приобретения военнослужащими оружия
посредством