Ту-22М

Сверхзвуковой дальний бомбардировщик

Ту-22М, прозванный на Западе Backfire, несмотря на то, что состоит на вооружении и находится в эксплуатации уже несколько десятилетий, является весьма грозным оружием. Его боевой радиус позволяет не допустить прохождения в Европу американских конвоев. Носимые им ракеты Х-22 «Буря» (по классификации НАТО – AS-4 Kitchen (Кухня)) с помощью ядерной или фугасно-кумулятивной боевой части могут топить корабли всех классов, в том числе и авианосцы. Использовать его можно и как сверхдальний истребитель. Будучи оснащён ракетами Р-37 или более современными К-172, Ту-22М мог бы перекрыть всю Северную Атлантику и сорвать доставку из Америки в Европу личного состава дивизий двойного базирования и экспедиционных бригад морской пехоты.
История Ту-22М началась в середине 60-х годов, когда стало ясно, что только что внедрённый в войска сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22 не удовлетворяет требованиям современной войны. Более того, никакая его модернизация не сделает его удовлетворяющим этим требованиям.

Ту-22

Ту-22


Однако в те годы господствовала хрущёвская концепция замены самолёта ракетой, и создавать новый самолёт туполевцам запретили.
Поэтому в ОКБ Туполева в инициативном порядке без государственного финансирования началась разработка нового дальнего сверхзвукового бомбардировщика, а чтобы эти работы кто-нибудь не запретил, велись они под видом модернизации прежней модели, вследствие чего, разрабатываемый самолёт получил индекс не Ту-26, а Ту-22М.
Ситуация изменилась лишь в 1967 году, когда новый министр обороны Андрей Антонович Гречко доложил Брежневу о том, что в существующем виде дальняя авиация не позволяет решать поставленные перед ней задачи – идея однорежимного сверхзвукового бомбардировщика провалилась. Провалилась она не только у нас, но и за рубежом. Так, в США в 1970 году был снят с вооружения сверхзвуковой B-58, которым собирались заменить ныне до сих пор успешно летающий В-52. Ещё раньше почти такая же судьба постигла и бомбардировщик «Виктор» британской фирмы Хэндли Пейдж, но ему всё-таки повезло больше – часть тиража хотя бы переделали в воздушные танкеры.
Однако не так страшно было то, что провалилась идея однорежимного сверхзвукового бомбардировщика, как то, что в США на смену неудачливому B-58 уже готовили весьма перспективный F-111, в то время как у нас его антипод создавался в полуподпольных условиях.
Новый министр обороны был вхож в кабинет генсека – Брежнев во время войны был в подчинении у Гречко – и потому ему удалось быстро убедить Леонида Ильича выделить Туполеву финансирование на дальнейшие разработки. В итоге 28 ноября 1967 года вышло Постановление Правительства СССР о создании модификации Ту-22К — Ту-22КМ с двигателями НК-144-22 и крылом изменяемой стреловидности. Тогда же было решено построить на Казанском авиазаводе опытную серию бомбардировщиков. Главным конструктором самолёта был назначен Дмитрий Сергеевич Марков.
В своё время именно он создавал самолёт Ту-4 на основе американского B-29. При этом наша копия получилась более лёгкой, чем американский оригинал. Затем под его руководством были созданы и
Ту-16, и Ту-104, и Ту-134.
Возглавив конструкторскую бригаду, Марков резко интенсифицировал работы, и уже 30 августа 1969 года первый лётный экземпляр Ту-22М отправился в первый полёт. Серийное производство шло параллельно лётным испытаниям, и до 1972 года было поострено девять экземпляров из установочной партии, пять из которых применялись для переподготовки экипажей бомбардировщиков в Центре боевой подготовки и применения Дальней авиации в Рязани.

Ту-22М первой серии

Ту-22М из первой серии

Однако в ходе испытаний выяснилось, что основные лётные данные нового самолёта оказались даже хуже, чем у Ту-22К, и нужно провести большой объём работ по его модернизации. Командование ВВС требовало усовершенствовать лётно-технические характеристики самолёта и его бортовое оборудование. В декабре 1969 года на втором этапе доводки Ту-22М принимается решение по его модернизации Ту-22М1.
В ходе модернизации удалось на целых три тонны снизить массу планёра и улучшить аэродинамические характеристики. Существенные изменения претерпели конструкция воздухозаборников, механизация и геометрия крыла. Система оборонительного вооружения стала дистанционно управляемой. Впервые на самолёт такого класса была установлена многофункциональная автоматическая бортовая система управления АБСУ-145 с необратимыми гидроусилителями и электродистанционным каналом по крену.

Ту-22М1 в Монино


Летом 1971 года на Казанском авиационном заводе была завершена постройка первого Ту-22М1 с двигателями НК-144-22. 28 июля 1971 года начались его лётные испытания. Ещё до окончания испытаний было решено начать серийный выпуск самолёта. До конца 1972 года на Казанском авиазаводе построили девять самолётов типа Ту-22М1. Часть из них использовалась для испытаний при доводке самолёта и его систем, часть была передана в Центр боевой подготовки морской авиации.
В строевые части ВВС СССР Ту-22М1 не поступал. В крупной серии решено было строить Ту-22М2 — дальнейшее развитие Ту-22М1 с двигателями НК-22. В августе 1976 года ТУ-22М2 принимается на вооружение Авиации ВМФ и Дальней авиации. Это был один из тех весьма редких случаев, когда новая машина поступала в морскую авиацию раньше, чем в наземную. Серийное производство Ту-22М2 продолжалось вплоть до 1983 года. За это время было построено 211 Ту-22М2.

 

Ту-22М2

 

Работы по дальнейшему развитию проекта, по улучшению аэродинамических показателей самолёта и появление новых, более совершенных двигателей привели в дальнейшем к созданию наиболее совершенной серийной модификации Ту-22М — самолёта Ту-22М3.
В январе 1974 года ВПК при Совете Министров СССР принял решение по дальнейшей модификации Ту-22М2 под двигатели НК-25. Предполагалось произвести замену двигателей, внести ряд существенных улучшений в конструкцию и аэродинамику самолёта и провести модернизацию большей части бортового оборудования и систем, в частности, предполагалась установка новой РЛС прицельного комплекса. 26 июня 1974 года вышло Постановление Совета Министров СССР № 534—187, определявшее развитие Ту-22М с двигателями НК-25, с улучшенной аэродинамикой планера, со сниженной массой пустого самолёта и с улучшенными тактическими и эксплуатационными характеристиками.
В новой модификации самолёта, получившей название Ту-22М3, были установлены более мощные и экономичные двигатели НК-25 с электронной системой управления ЭСУД-25. Изменена конструкция каналов воздухозаборников — входное устройство с вертикальной панелью клина было переделано на горизонтальный, по идеологии МиГ-25, что несколько разгрузило крыло, так как воздухозаборники стали несущими.
Полностью была изменена система электроснабжения самолёта. Установлены новые бесщёточные генераторы с электронным управлением и приводы постоянных оборотов, демонтированы шесть электромашинных преобразователей. Вместо свинцовых аккумуляторных батарей 12САМ-55 установили две щелочные никель-кадмиевые батареи 20НКБН-25У3. Эти мероприятия существенно повысили качество электропитания и надёжность бортовых систем.
Первый опытный Ту-22М3 совершил первый полёт 20 июня 1977 года. После выполнения программы лётно-доводочных испытаний Ту-22М3 с 1978 года запускается в серийное производство. C 1984 года сворачивается производство Ту-22М2 и в серийном производстве остаётся только модификация Ту-22М3. Несколько переходных Ту-22М2 были построены с крылом Ту-22М3, также часть Ту-22М3 построена с оборудованием и элементами планера Ту-22М2 (переходные машины). С 1981 по 1984 годы самолёт проходил дополнительный комплекс испытаний в варианте с расширенными боевыми возможностями, в частности, отрабатывалось применение ракет Х-15. В окончательном виде Ту-22М3 был принят на вооружение в марте 1989 года.
Всего на Казанском авиационном производственном объединении было построено 268 Ту-22М3.
После развала Советского Союза часть самолётов – 17 Ту-22М2 и 43 Ту-22М3 – оказалась на Украине. В соответствии с Соглашением, которое было подписано 25 октября 1993 года, между Украиной и США о предоставлении помощи Украине в ликвидации стратегического ядерного вооружения, все эти самолёты были уничтожены. Последний был утилизирован 27 января 2006 года. Ещё 191 самолёт имеется в ВВС и ВМФ РФ, а три самолёта были поданы в Индию.

В последние годы ходили вполне достоверные слухи о том, что скоро эрэфовские самолёты разделят судьбу украинских, и что морально якобы устаревшие Тушки заменят на Су-34Су-34. Однако недавно поступила обнадёживающая информация о продлении срока эксплуатации Ту-22М и даже о программе их модернизации. Хочется верить, что эту программу не закроют, а продление срока эксплуатации не окажется отсрочкой сдачи во вторцветмет.

Тактико-технические характеристики Ту-22М3

Экипаж, чел

  4

Размах крыла, м

  максимальный (65 град)

  34,28

  минимальный (20 град)

  23,30

Длина, м

  41,46

Высота, м

  11,05

Площадь крыла, м2

  максимальная (65 град)

  183,57

  минимальная (20 град)

  175,80

Масса, кг

 

  пустого

  78000

  нормальная взлетная

  112000

  максимальная взлетная

  126000

Масса топлива, кг

  53550

Тип двигателя

  2 ДТРДФ НК-25

Тяга, кгс

  бесфорсажная

  2×14500

  форсажная

  2 ×25000

Максимальная скорость, км/ч

  на высоте

  2300

  у земли

  1050

Крейсерская скорость, км/ч

  930

Практическая дальность, км

  7000

Боевой радиус, км

  на сверхзвуковой скорости

  1500-1850

  на дозвуковой скорости у земли

  1500-1650

  на дозвуковой скорости по смешанному профилю

  2410

Практический потолок, м

  13300

Вооружение:

 одна 23-мм пушка ГШ-23Л

Боевая нагрузка

24000 кг (максимальная) и 12000 кг (нормальная) 1-3 УР типа Х-22М 10 аэробаллистических ракет Х-15.


Смотрите также:

Илья Муромец (С-22), 1914

ТБ-1– АНТ-4

ТБ-1 (АНТ-4), 1925
ТБ-3 (АНТ-6)

ТБ-3 (АНТ-6), 1932


Пе-2, 1940

СБ (АНТ-40), 1934

ДБ-3, 1935

ТБ-7 (Пе-8)

Ил-4

Ил-4 (до 1940 – ДБ-3ф) 1940

 

ИЛ-28, 1948

Ту-16

Ту-16, 1952

М-4, 1953

 

Ту-95, 1952

Су-24, 1974

Ту-22М3

Ту-22М3, 1977

Ту-160

Ту-160

 

 

Список материалов Русского Портала→

Смотрите также:

 

Рождаемость, смертность и естественный прирост населения в России с 1950 по 2010 годы.

 

Численность и процент русских по регионам РФ

 

Стоит ли жалеть японцев?

 

 

 

Cоветские асы второй мировой

 

Без пакта Молотова-Риббентропа обойтись было нельзя

 

Золотые запасы стран мираа

 

Золотовалютные резервы стран мира

 

Нужен ли России золотой рубль?

 

Как разбогатела Америка

 

Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил

 

Кто и как продавал Аляску

 

Почему мы проиграли Холодную войну

 

Тайна реформы 1961 года

 

Как остановить вырождение нации

 

Почему в 1944 году депортировали чеченцев и ингушей

 

В какой стране пьют больше всех?

 

В какой стране больше всего убийств?

 

 Как жил русский рабочий до революции?

 

Чему равен советский рубль в нынешних деньгах

 

Что Россия экспортирует и что импортирует

 

История московского трамвая

 

Мультфильм Гостья из Будущего-2

 

Первый в мире автомат и его изобретатель

 

Советские цены на автомобили и мотоциклы в рублях и зарплатах

Список материалов Русского Портала→

 

Add to your Facebook

 

 

Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100

Продвижение сайтов в поисковых системах с гарантией результата





Бронирование фотостудий


Воинские и гражданские чины дореволюционной России и их эквиваленты в армиях СССР и РФ

 

 

Зарплаты, в Российской империи, СССР и Российской  Федерации с 1853 по 2010 годы

Курс рубля к доллару и доллара к рублю с 1792 по 2010