На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В СТРАНАХ ЗАКАВКАЗЬЯ – ГОНКА ВООРУЖЕНИЙ?

Публикации | Андрей ФРОЛОВ | 15.07.2014 | 09:59

Регион Закавказья, под которым мы понимаем Азербайджан, Армению и Грузию, с конца 1980-х гг. с небольшими перерывами был средоточием горячих точек и конфликтов низкой интенсивности, в том числе двух межгосударственных. Все страны, входящие в данный регион, имеют опыт ведения боевых действий. Последний конфликт «в горячей фазе» имел место в 2008 году, когда Грузия пыталась восстановить контроль над Южной Осетией, что вызвало военное вмешательство со стороны России. При этом на карте региона «законсервирован» конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха.

Рост военных бюджетов и возможностей вооруженных сил

Естественно, складывающаяся ситуация провоцировала страны региона на активное развитие своих вооруженных сил. Причем в своих военных расходах государства Закавказья демонстрируют в буквальном смысле мировые рекорды. Так, после прихода к власти президента Михаила Саакашвили Грузия стала активно наращивать военные расходы, которые к 2007 г. выросли в 24,5 раза по сравнению с 2003 г., с 30 млн долларов до 1 млрд долларов, и достигли рекордного уровня в 8% от ВВП [1]. Правда, в Грузии военные расходы резко сократились после войны 2008 года.

Повышенный уровень военных расходов вообще характерен для стран региона. Так, по данным Лондонского института стратегических исследований, в настоящее время Армения и Азербайджан входят в число ведущих стран мира по доле расходов на вооруженные силы в ВВП, тратя на эти цели порядка четырех и шести процентов национального дохода. При этом в абсолютных показателях военные расходы Азербайджана за последние четыре года выросли более чем на 100% [2].

Страны региона также инвестируют и в создание собственной оборонной промышленности. Особенно активно работы по созданию собственных систем вооружений ведут Грузия и Азербайджан, которые наладили выпуск легкого стрелкового оружия, боеприпасов, некоторых образцов бронетехники. Отдельные разработки демонстрирует и Армения. Впрочем, поскольку национальные производственные возможности довольно ограничены, основным источником пополнения и обновления вооруженных сил остается импорт вооружений и военной техники из-за рубежа.

Повышенный уровень военных расходов характерен для стран региона.

Итогом этой деятельности стали весьма крупные и хорошо вооруженные силы, которыми располагают государства региона. При этом стоит отметить, что при разделе квоты СССР по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), согласно Ташкентскому соглашению 1992 года, каждая из стран Закавказья получила собственные квоты на обычные вооружения. По этому соглашению каждая из республик Южного Кавказа могла иметь не более 220 танков, 220 единиц легкой бронетехники, из них не более 135 боевых машин пехоты (БМП), не считая бронеавтомобилей и бронированных разведывательных машин (кроме созданных на базе БМП), 285 артиллерийских орудий калибром свыше 100 мм (не считая противотанковых пушек), 100 боевых самолетов и 50 ударных вертолетов. Хотя эти потолки в ряде случаев фактически не соблюдаются, они все же оказывали влияние на военное строительство стран региона фактически до середины 2000-х.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев на презентации вертолета Ми-17 в Казани

На первое место среди стран региона по военной мощи и размеру военных расходов можно с уверенностью поставить Азербайджан. С военным бюджетом порядка 3,7 млрд долларов в 2013 году эта страна превосходит по этому показателю как Армению (447 млн долларов), так и Грузию (порядка 400 млн долларов) [3]. Численность вооруженных сил Азербайджана достигает 67 тыс. человек, на вооружении имеется 340 танков (Т-90СА и Т-72), порядка 700 боевых бронированных машин (ББМ) и боевых машин пехоты (БМП), около 450 стволов артиллерии. Значительны и военно-воздушные силы. В их составе имеется 14 истребителей МиГ-29, 19 штурмовиков Су-25, порядка 40 ударных вертолетов Ми-24/35 и 30 транспортно-боевых вертолетов Ми-8/17 [4]. При этом отметим, что значительная часть техники советского производства прошла ремонт и модернизацию, а ряд находящихся в производстве модернизированных образцов был получен новым от производителей.

Численность армянской армии достигает порядка 45 тыс. человек, на ее вооружении имеются порядка 200 танков (преимущественно Т-72 разных модификаций), около 100 БМП и 140 ББМ, 240 стволов артиллерии. ВВС состоят из 15 штурмовиков Су-25, примерно 10 боевых вертолетов Ми-24 и 10 транспортно-боевых Ми-8/17 [5].

Наконец, грузинская армия, сильно сократившаяся после боевых действий 2008 г., насчитывает в своих рядах около 20 тыс. военнослужащих, порядка 90 танков Т-72, 63 БМП и 137 ББМ, 185 стволов артиллерии. В составе ВВС имеется 12 штурмовиков Су-25 и около 30 транспортных вертолетов Ми-8 и UH-1H Iroquois [6].

Поставки вооружений в регион – участвует практически весь мир

Основные поставщики вооружений в регион – Россия, Израиль, Украина, Турция, страны СНГ и Восточной Европы. Имеет место и трансфер вооружений между самими странами Закавказья (например, в 2005 году Грузия поставила шесть штурмовиков Су-25 в Азербайджан). Наибольший интерес представляет политика закупок вооружения Азербайджаном, для которой характерна практика обращения к разным поставщикам. Так, в постсоветский период (фактически до 2007 года) Азербайджан не приобретал вооружение в России. Первая известная сделка с Россией была заключена в 2007 году, когда были закуплены 62 танка Т-72 из арсенала российских Вооруженных сил и бронетранспортеры БТР-80 – вероятно, нового производства [7]. С этого времени начался неуклонный рост доли России на рынке вооружений Азербайджана, на котором до этого ключевые роли играли Украина, Белоруссия и страны Восточной Европы.

Основные поставщики вооружений в регион – Россия, Израиль, Украина, Турция, страны СНГ и Восточной Европы.

С 2002 по 2010 гг. только на Украине было куплено – не считая 12 300-мм реактивных систем залпового огня (РСЗО) «Смерч» и трех пусковых установок оперативно-тактических ракет «Точка-У» – 210 орудий и минометов (54 122-мм самоходные гаубицы 2С1, 16 152-мм самоходных гаубиц 2С3, 55 122-мм буксируемых гаубиц Д-30, 85 120-мм минометов), 45 танков Т-72, 132 модернизированных бронетранспортера БТР-70Di, 14 модернизированных истребителей МиГ-29 и ряд других систем. До середины 2000-х гг. Баку также активно закупал вооружения в Белоруссии – в частности, 60 танков Т-72 и три 203-мм самоходных артиллерийских орудия (САУ) 2С7 [8].

Но с 2010 года Россия начинает безусловно доминировать на азербайджанском оружейном рынке. В 2010-2014 гг. в эту страну было поставлено или законтрактовано 24 вертолета Ми-35М, 60 вертолетов Ми-17, два дивизиона зенитно-ракетной системы С-300ПМУ-2, порядка 130 танков Т-90СА, 100 боевых машин пехоты БМП-3, 70 бронетранспортеров БТР-80/82, около 450 различных артиллерийских систем и РСЗО (из которых 438 поставлено в 2013 году), 300 переносных зенитно-ракетных комплексов и 1500 ракет к ним. Общая стоимость пакета российских контрактов с Азербайджаном приближается к 2 млрд долларов [9]. Как представляется, в среднесрочной перспективе позициям России на этом рынке может угрожать только Израиль, который уже поставляет в Азербайджан противотанковые ракетные комплексы Spike-LR и РСЗО Lynx, а также беспилотные летательные аппараты Heron и Searcher. При этом, насколько можно судить, данные поставки вряд ли могут угрожать российско-армянским отношениям, так как безопасность Армении гарантируется не только собственным военным потенциалом, но и российским военным присутствием в стране.

С 2010 года Россия начинает безусловно доминировать на азербайджанском оружейном рынке.

На рынке вооружений Грузии до 2008 года доминировала Украина, которая поставила в эту страну 110 танков Т-72А/Б, 52 боевые машины пехоты БМП-2, 55 бронетранспортеров БТР-70Di/БТР-80, пять 203-мм САУ 2С7, 12 152-мм САУ 2С3, два дивизиона зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) «Бук-М1», до 18 боевых машин ЗРК «Оса-АК/АКМ» и ряд других систем. Активно поставляла вооружения Тбилиси и Чехия: 71 танк Т-72М1, 11 танков Т-55АМ2, 24 152-мм САУ Dana, 42 буксируемые 122-мм гаубицы Д-30, 12 штурмовиков Су-25К. После поражения в «Пятидневной войне» 2008 года  Грузия фактически прекратила закупки вооружений на два года, однако затем положение стало меняться. В 2011 г. Болгария поставила Грузии не менее 12 САУ 2С1 калибра 122 мм, 1500 автоматов, 450 ручных пулеметов и 600 одноразовых гранатометов РПГ-22[10].

Министр обороны Армении Сейран Оганян на встрече с генералом-полковником  Александром Постниковым, главнокомандующим сухопутными войсками России

По закупкам вооружений Армения значительно уступает двум другим государствам Закавказья. Кроме того, их покрывает намного большая секретность. Вероятнее всего, основным партнером Еревана в области военно-технического сотрудничества остается Россия, однако в последние годы известно только о состоявшихся в 2013 году поставках 35 танков Т-72 и 110 ББМ (БМП-2 и/или БТР-80). Ранее, в 2007-2009 гг., идентифицированы поставки из России в Армению 480 автоматов АК-105, 36 пулеметов РПК-74М, трех снайперских винтовок ВСС и 52 СВ-98, 32 специальных карабинов КС-23, 60 подствольных гранатометов ГП-30, 10 ручных 40-мм противопехотных гранатометов 6Г30 и 603 пистолетов[11]. Однако, по всей видимости, поставки фактически больше и осуществляются в рамках ОДКБ. Также сообщалось, что в 2010 г. с Украины было поставлено два учебно-тренировочных самолета L-39, 230 пистолетов, 60 винтовок, 16500 автоматов и 2501 пулемет[12]. В 2000-х гг. в Армению поставляли вооружение Словакия (35 авиационных ракет Х-25МЛ и Х-29Л в 2005 г.), Сербия (250 снайперских винтовок Zastava M93 и 100 автоматических гранатометов АГС-17 в 2007 году), и даже Босния и Герцеговина, экспортировавшая в Армению 200 минометов в 2010 году[13].

Таблица 1.

Крупнейшие поставщики вооружений странам Закавказья (по основным категориям), 2000-2013 гг.

 

Азербайджан

Грузия

Армения

Россия

130 танков Т-90СА

62 танка Т-72

100 БМП-3

н/д БТР-80

70 БТР-80/82

450 орудий, РСЗО и минометов

24 вертолета Ми-35М

60 вертолетов Ми-17

2 дивизиона ЗРС С-300ПМУ-2

300 ПЗРК

 

35 танков Т-72

110 ББМ

480 автоматов

36 пулеметов

Украина

45 танков Т-72

132 БТР-70Di

3 пусковых установки ОТР «Точка-У»

12 РСЗО «Смерч»

54 САУ 2С1

16 САУ 2С3

55 гаубиц Д-30

85 120-мм минометов

14 истребителей МиГ-29

110 танков Т-72

52 БМП-2

55 БТР-70Di/БТР-80

5 САУ 2С7

12 САУ 2С5

2 дивизиона ЗРК «Бук-М1»

18 боевых машин ЗРК «Оса-АК/АКМ»

 

Два самолета L-39

16500 автоматов

2501 пулемет

230 пистолетов

60 винтовок

Чехия

 

71 танк Т-72М1

11 танков Т-55АМ2

24 САУ Dana

42 гаубицы Д-30

12 штурмовиков Су-25К

 

Болгария

 

12 САУ 2С1

1500 автоматов

450 пулеметов

 

Белоруссия

60 танков Т-72

3 САУ 2С7

 

 

Источник: составлено автором на основе открытых данных.

К чему приведет перевооружение армий стран региона?

102-я российская военная база в Гюмри, Армения

Как видно из приведенных данных, страны Закавказья весьма активно вооружались на протяжении всех 2000-2010-х гг. и при этом значительно превысили свои квоты в рамках ДОВСЕ. Впрочем, как представляется, говорить о гонке вооружений в регионе все же неправомерно. Такое активное перевооружение скорее отражает общие тенденции, характерные практически для всех стран СНГ, стремящихся переоснастить свои устаревшие морально и физически арсеналы, доставшиеся им в наследство от Советской армии. Кроме того, в случае Азербайджана можно говорить о своего рода повторении феномена богатых монархий Персидского залива, конвертирующих нефтяные деньги в «импорт» безопасности со стороны ведущих мировых держав, которые также являются крупнейшими производителями вооружений.

Кроме того, необходимо учитывать контекст, в котором ведется военное строительство каждого из государств Закавказья. Так, Грузия после неудачной «Пятидневной войны» и провозглашения Южной Осетией и Абхазией независимости явно отказалась от попыток построить вооруженные силы, способные быстро вернуть эти регионы военным путем, так как это означало бы прямое военное столкновение с Россией. И военное строительство направлено на создание компактных и высокопрофессиональных вооруженных сил, способных проводить совместные операции с НАТО.

Активное перевооружение скорее отражает общие тенденции, характерные практически для всех стран СНГ, стремящихся переоснастить свои устаревшие морально и физически арсеналы, доставшиеся им в наследство от Советской армии.

Азербайджан активно модернизирует свою армию, имея в виду не только достижение качественного превосходства над Арменией, но и парирование военных угроз, потенциально исходящих от Ирана. Об этом косвенно может свидетельствовать закупка таких мощных ЗРС, как С-300ПМУ-2. Учитывая активную вовлеченность в решение вопроса о Нагорном Карабахе России и США, вероятность конфликта с Арменией представляется не очень высокой. К тому же в нем невозможно рассчитывать на молниеносную операцию.

В свою очередь, Армения при несопоставимых финансовых возможностях не может позволить себе втягиваться в гонку вооружений с Баку. Ереван явно старается инвестировать свои ограниченные ресурсы в повышение технического уровня отдельных вооружений, а также в переход на профессиональную армию. Вероятно, основная задача военного строительства Армении заключается в том, чтобы в случае столкновения с Азербайджаном не допустить быстротечных боевых действий, перевести конфликт в затяжную стадию, дав возможность вмешаться внешним игрокам, а также нанести Баку неприемлемый военный ущерб.

Российский фактор

Российская военная группировка выглядит весьма весомо и имеет явную оборонительную направленность: у нее отсутствуют ярко выраженные ударные системы наземного и воздушного базирования.

В свою очередь, в этих условиях большое значение принимает позиция и возможности России. Отметим, что на территории Армении находится 102-я российская военная база, которая на безвозмездной основе останется в стране до 2044 года. Общая численность военнослужащих базы – около 5000 человек. По данным открытых источников, база оснащена 74 танками, 17 БМП, 148 БТР, 84 артиллерийскими системами, включая РСЗО «Смерч». Кроме того, на вооружении имеется 18 истребителей МиГ-29 (в составе 3624-й авиационной базы, не все из них боеготовы), проходящих ремонт и модернизацию, а также ЗРС С-300В и новейший «Бук-М1-2». В начале 2014 года было принято решение о формировании в составе базы группировки армейской авиации, на вооружении которой будут находиться боевые вертолеты Ми-24 и транспортные Ми-8, общей численностью 18 машин [14].

По меркам вооруженных сил как Армении, так и Азербайджана, российская военная группировка выглядит весьма весомо (см. выше численность ВС указанных стран), и имеет явную оборонительную направленность: у нее отсутствуют ярко выраженные ударные системы наземного и воздушного базирования. В условиях ее нахождения на армянской территории активные действия со стороны Азербайджана представляются маловероятными, что оставляет только одну возможность решать вопрос о Нагорном Карабахе – мирную.

* * *

Как представляется, в регионе будет и дальше поддерживаться статус-кво, по крайней мере, в среднесрочной перспективе – в первую очередь, в случае Нагорного Карабаха. Страны региона, безусловно, и дальше будут наращивать возможности своих вооруженных сил, однако с учетом высокой заинтересованности в региональной стабильности со стороны России, США, Турции и Ирана, вряд ли Азербайджан решится на силовое решение конфликта. Благодаря имеющимся у страны финансовым возможностям для нее существуют иные, бесконфликтные возможности достижения своих целей – в частности, за счет использования механизмов «мягкой силы».

Аналогичный путь видится и в отношении между Грузией с одной стороны и республиками Южная Осетия и Абхазия – с другой. Присутствие на их территории российских войск и частей Пограничной службы ФСБ в принципе исключает прямой военный конфликт. Поэтому опять-таки единственным вариантом остается поиск путей мирного сосуществования и применения «мягкой силы».

[1] М. С. Барабанов, А. В. Лавров, В. А. Целуйко. Танки августа / под ред. М. С. Барабанова. — М.: Центр АСТ, 2009.
[2] The Military Balance 2013. IISS. London, 2013.
[3] The Military Balance 2013. IISS. London, 2013.
[4] Ibid., расчеты автора
[5] The Military Balance 2013. IISS. London, 2013
[6] Ibid.
[7] Отчеты России и ряда других государств за 2007 в Регистр обычных вооружений ООН // Экспорт вооружений, 2008, №4.
[8] Данные Регистра обычных вооружений ООН, информация автора.
[9] Там же.
[10] М. С. Барабанов, А. В. Лавров, В. А. Целуйко. Танки августа; Отчеты России и ряда других государств за 2011 и 2012 годы в Регистр обычных вооружений ООН // Экспорт вооружений, 2013, №4.
[11] Данные Регистра обычных вооружений ООН, информация автора.
[12] Там же.
[13] Там же.
[14] Подсчеты автора по информации блога Bmpd

Андрей Фролов - Главный редактор журнала «Экспорт вооружений»

Источник: Российский Совет по международным делам

Азербайджан Армения безопасность воинское искусство / вооружения Нагорный Карабах Россия



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2024 | НОК | info@kavkazoved.info