«Северный фронт» глобальных энергетических войн

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В глобальных энергетических играх (а точнее, войнах) намечается важный поворот в пользу России. Уже в ближайшие годы поставки природного газа из России в страны Европейского союза по газопроводу «Северный поток»  могут быть существенно увеличены. Акционеры компании Nord Stream AG поручили экспертам проработать возможности дальнейшего увеличения газотранспортных мощностей трубопровода, проложенного из России в Германию по дну Балтийского моря. Об этом говорится в официальном сообщении компании, опубликованном 11 мая: «Во-первых, дальнейшая диверсификация маршрутов является гарантом надежности поставок газа. Во-вторых, спрос на импорт газа в Европе будет продолжать расти в долгосрочной перспективе благодаря экономическим и экологическим преимуществам природного газа, а также из-за снижения собственной добычи в ЕС». [1]

Акционеры компании Nord Stream AG установили весьма жесткие сроки для проведения экспертизы. Весь комплекс работ, связанных с оценкой возможности строительства одной или двух дополнительных ниток, должен занять восемь месяцев, после чего может быть принято соответствующее решение. Напомним, что первая из двух параллельных ниток газопровода «Северный поток» была введена в эксплуатацию в ноябре 2011 года. Укладка второй нитки также уже завершена, и на ней ведутся пусконаладочные работы. После ввода ее в эксплуатацию в конце 2012 года по газопроводу «Северный поток» можно будет транспортировать в Европу до 55 млрд. кубометров газа в год.

Вопросы строительства дополнительной, третьей, нитки «Северного потока» уже обсуждались в июле 2011 года в ходе встречи канцлера ФРГ Ангелы Меркель и тогдашнего президента России Дмитрия Медведева. Однако тогда немецкая сторона высказалась против дальнейшего увеличения импорта газа из России, и вопрос был отложен. [2]

Изменение ситуации связано с целым комплексом факторов. Прежде всего, это продолжающийся кризис в странах Евросоюза. Последний доклад Еврокомиссии подтвердил неутешительные прогнозы насчет рецессии, которая ожидает в текущем году государства еврозоны. Это объективно сокращает возможности ЕС для ведения самостоятельной игры на энергетических рынках – в том числе в плане поиска новых поставщиков или разработки альтернативных источников энергии. Между тем европейцам никуда не деться от того факта, что в настоящее время страны-члены Евросоюза импортируют до половины необходимых им энергоресурсов. При этом в перспективе зависимость ЕС от внешних источников энергосырья будет только возрастать и к 2030 году может достичь 70%. Причем по газу этот показатель составит 81%. [3]

Другой важный фактор - политического характера. В настоящее время на всем европейском пространстве происходит процесс смены правящих элит. Последним свидетельством этого стали президентские выборы во Франции, с которой Германию связывают тесные, но таящие немало подводных камней отношения. Это побуждает Берлин переосмысливать свои геополитические приоритеты. Одним из результатов такого переосмысления вполне может стать курс на более тесное стратегическое партнерство с Россией, в чем Ангела Меркель в последние годы не была особо замечена. Тем более что в 2013 году в Германии продут выборы, и правящей правоцентристской коалиции необходимо будет предъявить избирателям конкретные результаты своей работы. Увеличение объемов и надежности поставок энергоресурсов может стать одним из важных предвыборных козырей.

Не секрет, что ряд государств североевропейского региона, а также некоторые чиновники Еврокомиссии по-прежнему настроены скептически в отношении проекта «Северный поток», приписывая ему роль чуть ли не российского геополитического «копья», нацеленного в сердце Европы. Известно высказывание депутата Европарламента от Литвы Витаутаса Ландсбергиса о том, что «этот новый альянс немцев и русских был спланирован для изменения политической карты Европы». А польский Сейм в свое время даже принял заявление, в котором говорится, что германско-российское соглашение о строительстве газопровода «угрожает безопасности и независимости Польши». [4] И это несмотря на то, что Европейская комиссия, Европейский парламент и Совет ЕС объявили «Северный поток» проектом, «отвечающим интересам всей Европы», и присвоили ему статус «трансъевропейской сети». [5]

Впрочем, в принятой в ноябре 2005 года в Таллине на сессии президиума Балтийской ассамблеи резолюции подобные спекуляции отсутствовали. В документе сказано лишь, что «реализация крупномасштабных энергетических инфраструктурных проектов в регионе Балтийского моря должна исходить из интересов предоставления гарантий безопасности энергетических поставок и безопасности всех государств в регионе». [6]

Наконец, практические финансово-экономические соображения также вынуждают европейцев признавать выгоды сотрудничества с Россией в энергетической области. Стоит напомнить, как стремительно дорожает всячески поддерживаемый Евросоюзом и США газотранспортный проект «Набукко». Если изначальная его стоимость оценивалась в 8 млрд. евро, то сейчас речь идет уже о 14 млрд. В качестве главной причины удорожания западные эксперты называют рост цен на сырье. [7] Кризис вынуждает европейцев экономить. А «Северный поток» уже функционирует и показал свою эффективность с точки зрения обеспечения энергобезопасности Европы.

Геополитические сражения вокруг «Северного потока» в ближайшее время грозят стать более ожесточёнными. И ключевую роль в этом сыграют США. Можно ожидать возвращения стран Скандинавии, Прибалтики, а также Польши к прежним обвинениям в адрес «Северного потока» одновременно политического, экономического и экологического свойства. Кроме того, не исключено обсуждение данного вопроса в рамках предстоящих в США саммитов «Большой восьмерки» и НАТО соответственно 18-19 мая в загородной резиденции президента США в Кэмп-Дэвиде и 20-21 мая в Чикаго.

В одном из последних докладов Национального разведывательного совета США вопросы энергетической безопасности поставлены в центр глобальных геополитических игр. Документ прогнозирует возникновение ситуации, при которой «возрастет напряженность между странами, конкурирующими за ограниченные ресурсы, особенно если это сопровождается возросшей политической неразберихой на Ближнем Востоке и общей потерей уверенности в способности рынков удовлетворять возросшие потребности». Подобное развитие событий, по мнению американских экспертов, «может привести к дальнейшему переплетению взаимоотношений государственной политики и энергетики с геополитической озабоченностью». [8]

Нетрудно заметить, что данные оценки во многом вытекают из положений, сформулированных еще в 1997 году бывшим советником президента США по национальной безопасности Збигневом Бжезинским. По его словам, главной задачей политики США в энергетической сфере применительно к евразийскому региону должно стать обеспечение «доступа передовых и энергопотребляющих экономик к энергетически богатым республикам Средней Азии» посредством трубопроводов, которые «не проходят через контролируемую Россией территорию». [9]

Задачи борьбы Запада на энергетическом поле были сформулированы ещё в апреле 2007 года на страницах подготовленного госдепартаментом США документа под названием «Стратегический план: 2007–2012 финансовые годы». В нем впервые после формального завершения холодной войны администрация США провозгласила своей приоритетной задачей противодействие «негативному поведению» России, в том числе ее растущему влиянию на мировом энергетическом рынке. В настоящее время данный план осуществляется полным ходом, и до конца года администрация Барака Обамы должна отчитаться о его выполнении перед Конгрессом США. [10]

«Стратегический план» провозглашает одной из главных задач правительства США «не допустить энергетического союза России и Европы». С этой целью предполагается сооружение нефте- и газопроводов в Западную Европу в обход России при одновременном противодействии политическими, финансово-экономическими и другими имеющимися в распоряжении США средствами реализации российских проектов транспортировки энергоресурсов. [11] Подобная стратегия хорошо вписывается в систему глобальных приоритетов США. Не случайно в бюллетене «Перспективы развития до 2020 года» Объединенное космическое командование вооруженных сил США сформулировало задачу использования в том числе и «околоземного пространства» для «обеспечения внешнеполитических и экономических интересов США». [12] Да и в новой Стратегической концепции НАТО вопросы обеспечения энергетической безопасности, в том числе за пределами географической зоны ответственности Североатлантического альянса, провозглашены главным приоритетом, по крайней мере, на ближайшее десятилетие. Так что «энергетическим войнам» явно уготована долгая жизнь.

______________________________________________

[1] http://media.nord-stream.com/media/news/press_releases/ru/2012/05/nord-…

[2] Ведомости, 20.07.2011

[3] Куликова И. Можно ли сделать конструктивным энергодиалог Россия – ЕС? // Аналитические записки. 2007. Март. С.111-112.

[4] Коммерсантъ, 16.09.2005.

[5] ] http://media.nord-stream.com/media/news/press_releases/ru/2012/05/nord-…

[6] http://www.baltasam.org/images/front/_pdf/3_Resolution_on_Gas_Pipeline…

[7] The Guardian, 21.02.2011.

[8] Мир после кризиса. Глобальные тенденции – 2025: меняющийся мир. Доклад Национального разведывательного совета США. М., 2009. С.131.

[9] Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., 2009. С.67–68.

[10] http://www.state.gov/documents/organization/156215.pdf

[11] Томберг И. Как им обойти Россию? // Аналитические записки. Специальный выпуск. Энергетическая безопасность в трех измерениях: национальное, региональное, глобальное. М., 2007. С. 57–58. 

[12] Хомский Н. Гегемония или борьба за выживание: Стремление США к мировому господству. М., 2007. С.375.