Роль вооружённых сил Египта в обеспечения стабильности в стране (2014)

Капитан 1 ранга А. Алексеев

Вооруженные силы Арабской Республики Египет (АРЕ) исторически занимают особое место в египетском обществе, что во многом обусловлено спецификой социально-политического и экономического развития страны, где армия представляет собой отдельный самостоятельный орган государственного управления. Являясь самыми крупными по численности личного состава (470 тыс. человек) и наиболее технически оснащенными на Африканском континенте, ВС продолжают играть решающую роль в определении внешнеполитического курса Каира, развитии внутриполитической обстановки, поддержании стабильности и обеспечении безопасности в стране.

Впервые египетские военные пришли к власти в 1952 году. Организация "Свободные офицеры" во главе с Г. А. Насером свергла короля Фарука, обвинив его в неспособности руководить государством. Представители вооруженных сил заняли ключевые посты в правительстве и других госструктурах. Тем самым армия превратилась в реальную политическую силу, вовлеченную во все сферы общественной жизни АРЕ.

Новый лидер Египта пользовался широкой народной поддержкой и имел решающее влияние на все внутриполитические процессы в государстве. В частности, Г. А. Насер запретил все политические объединения и партии, за исключением исламистской ассоциации "Братья-мусульмане", учитывая ее популярность среди беднейших слоев населения республики.

Справка: Ассоциация "Братья-мусульмане" создана в 1928 году школьным учителем Хасаном аль-Банной в целях провозглашения исламского государства на территории Египта. В организации сочетаются принципы построения суфийских орденов, современной политической партии и боевых формирований. Ячейки ассоциации существуют в Бахрейне, Иордании, Катаре, Кувейте, Ливии, ОАЭ, Саудовской Аравии, Сирии, Судане, Великобритании, США, Франции, ФРГ, Швейцарии и других странах. Руководство ассоциацией осуществляет бюро наставников во главе с верховным наставником.

Однако после призыва руководства "Братьев-мусульман" к проведению референдума в целях построения исламского государства в Египте "Свободные офицеры" начали решительную борьбу с представителями этой организации. После покушения на Г. А. Насера в 1954 году деятельность ассоциации была запрещена, а наиболее активные ее члены подверглись репрессиям, были казнены или осуждены на длительные сроки заключения. В целом период правления этого президента, несмотря на поражение Египта в шестидневной войне с Израилем в 1967 году, отмечен экономическим ростом, повышением уровня образования населения, а также укреплением двусторонних связей с СССР.

После смерти Г. А. Насера в 1970 году пост президента занял новый представитель национальных ВС - фельдмаршал А. Садат. Он проводил политику "открытых дверей" и переориентировал внешнеполитический курс страны на США, фактически разорвав отношения с Советским Союзом. В этот период было завершено строительство Асуанской ГЭС, Хелуанского металлургического комбината и ряда других промышленных предприятий. Несмотря на это, уровень жизни населения республики значительно снизился. По стране прошли "хлебные бунты", которые были жестко подавлены армейскими подразделениями.

Одним из наиболее непопулярных шагов А. Садата стало подписание в марте 1979 года при посредничестве Соединенных Штатов мирного договора с Израилем. Вместе с тем данный документ юридически закрепил ежегодную военную помощь (около 1,3 млрд долларов) Каиру со стороны Вашингтона, что положило начало превращению вооруженных сил АРЕ в самостоятельный субъект экономической деятельности.

В этот период национальные ВС окончательно оформились в качестве важного элемента государственного управления. Несмотря на законодательное закрепление правового статуса ВС Египта (согласно конституции 1971 года военнослужащим запрещалось участвовать в политических партиях и организациях), представители высшего командования республики продолжали оказывать решающее влияние на формирование государственной политики АРЕ и в целом играть ключевую роль в политической системе страны.

Следующим президентом республики, остававшимся на этой должности в течение 30 лет, вплоть до революционных событий 2011 года, стал очередной выходец из военного ведомства страны - маршал авиации X. Мубарак. Период его правления в целом характеризуется некоторым застоем во многих областях жизни египетского общества. В условиях нарастающих социально-экономических трудностей и усиливающейся исламизации вооруженные силы играли роль стабилизатора внутриполитической обстановки и являлись мощной опорой сложившегося авторитарного режима правления, будучи его надежной защитой от экстремистских организаций.

С течением времени ВС Египта стали еще и мощной экономической силой. В армейское подчинение были переданы обширные земельные участки и другая крупная недвижимость. Представители командования заняли значительное количество должностей в руководстве египетских предприятий оборонного профиля, в том числе с участием иностранного капитала, начали активно сотрудничать с частными предпринимателями в других отраслях экономики, контролируя промышленные предприятия и банковский сектор государства. В итоге к 2011 году под контролем египетских военных находилось от четверти до трети заводов страны.

Важно отметить, что параллельно с функциями наведения внутреннего порядка, осуществлявшимся зачастую с применением репрессивных методов, вооруженные силы вносили весомый вклад в социально-экономическое развитие республики: оказывали населению бесплатную медицинскую помощь, строили дороги и другие объекты инфраструктуры. Все это способствовало закреплению за военными роли гаранта внутренней безопасности и порядка, а в определенной степени и гаранта самой конституции Египта, что обеспечило поддержку широких слоев населения страны.

В "революционных" событиях 2011 года египетские вооруженные силы придерживались нейтралитета по отношению к конфликтующим сторонам. При этом представители командования систематически подчеркивали, что армия выполняет волю народа. После отставки президента X. Мубарака Высший военный совет во главе с маршалом X. Тантауи взял на себя управление государством и в полной мере контролировал все политические процессы в республике. Эта военная структура сумела удержать египетское общество от полной анархии и организовать проведение парламентских и президентских выборов с последующим референдумом по принятию конституции 2012 года.

Абдель-Фаттах аль-Сиси

Однако, после того как египетское высшее военное руководство в полной мере включилось в активную политическую борьбу, оно становилось все менее популярным. Так, представленное военными накануне парламентских выборов 2012 года соглашение о конституционных принципах, которые должны были стать базовыми для будущей конституции, обернулось новой волной массовых протестов.

Оппозицию не устраивал, в частности, ряд пунктов, закрепляющих за вооруженными силами особый статус и наделяющих высшее командование широкими политическими полномочиями. Согласно представленному документу ВС должны были официально стать гарантом соблюдения конституции, светского характера государства и демократии, в том числе за ними закреплялось исключительное право решения всех вопросов, связанных с обороной и военным бюджетом.

После победы на всеобщих выборах в 2012 году первого гражданского президента, представителя исламистов М. Мурси Высший военный совет передал власть победившей партии. Новый глава государства незамедлительно отменил действие временной конституционной декларации, отправив в отставку министра обороны маршала X. Тантауи, а также начальника генштаба египетских вооруженных сил генерала С. Анана. Кроме того, с военной службы были уволены лояльные им командующие военно-воздушными и военно-морскими силами и войсками ПВО. Главой оборонного ведомства Египта был назначен самый молодой член Высшего военного совета генерал-лейтенант А. Эс-Сиси.

В период пребывания в должности президента М. Мурси пытался сделать все, чтобы отдалить армию от руководства страной и замкнуть на себя максимум властных полномочий. Судебная власть лишилась права осуществлять контроль над деятельностью верхней палаты парламента и конституционной комиссии по подготовке проекта нового основного закона государства. Это стало причиной нового этапа политического кризиса.

Пока в стране проходили акции протеста, а оппозиционеры пытались своими призывами заблокировать референдум по принятию новой конституции, который все же состоялся в декабре 2012 года, вооруженные силы занимались своими прямыми обязанностями - проводили контррористическую операцию на Синайском п-ове.

Попытки переговоров египетского командования с руководством ассоциации "Братья-мусульмане" относительно дальнейшего пути развития республики и роли армии в этом процессе результатов не дали, а действия президента, взявшего курс на исламизацию страны, только углубили раскол общества. В республике возобновились выступления, направленные против исламистов, и тогда на политическую арену опять вышли вооруженные силы, которые, поддержав волю народа, 3 июля 2013 года сместили М. Мурси с поста президента Египта.

В сложившихся условиях национальные ВС, под контролем которых находились ключевые объекты государственного управления и промышленности, оставались единственным гарантом стабильности и безопасности в республике. Вся полнота власти в Египте в этот период фактически принадлежала военным во главе с министром обороны маршалом А. Эс-Сиси.

В отличие от первого переходного периода после свержения X. Мубарака военные решили сначала принять новую, конституцию, затем провести президентские выборы и только потом выборы парламента. Судебным решением главный противник вооруженных сил республики на политической арене страны - ассоциация "Братья-мусульмане" была объявлена террористической организацией и практически полностью исключена из политического процесса. Ее представителям было отказано в праве баллотироваться в качестве кандидатов в высшие органы исполнительной и законодательной власти, а в новую конституцию АРЕ внесено положение о запрете создания политических партий и движений по религиозному принципу и об упразднении верхней палаты египетского парламента, большинство мест в которой традиционно занимали исламисты.

За период с июля 2013 года правоохранительные органы Египта арестовали свыше 20 тыс. членов и активных сторонников "Братьев-мусульман". Руководителям этой организации наряду с бывшим президентом М. Мурси предъявлены обвинения в экстремистской деятельности и гибели людей во время массовых манифестаций. Более 1 200 исламистам, включая верховного наставника ассоциации М. Бадиа, были вынесены смертные приговоры. Одновременно удалось заблокировать банковские счета "Братьев-мусульман" и связанных с ней компаний. Была прекращена деятельность ряда коммерческих фирм, предприятий, благотворительных фондов и общественных организаций, использовавших финансовые средства и имущество исламистов. В результате ассоциация фактически лишилась как собственных доходов, так и возможности получать финансовую помощь из-за рубежа.

Кроме того, египетские власти принимали целенаправленные меры для прекращения распространения в стране радикальной исламской идеологии. Было запрещено теле- и радиовещание исламистской направленности, в том числе катарского спутникового телеканала "Аль-Джазира", закрыты издательские учреждения и типографии, использовавшиеся исламистами для изготовления пропагандистской печатной продукции. Министерство по делам религии осуществляло жесткий контроль за деятельностью мусульманских проповедников в целях недопущения распространения экстремистских взглядов. Закон "Об организации и порядке проведения массовых акций в общественных местах" от ноября 2013 года запретил также и несанкционированные демонстрации.

В свою очередь, проправительственные средства массовой информации развернули масштабную кампанию по дискредитации деятельности "Братьев-мусульман". При этом наряду с "развалом" экономики государства и значительным ухудшением уровня жизни населения исламисты обвинялись в терроризме, гибели мирных граждан, нарушении общечеловеческих моральных устоев.

В целом принятие указанных мер привело к значительному сокращению числа сторонников "Братьев-мусульман" среди населения.

Устранив таким образом своих основных оппонентов, руководство АРЕ при поддержке национальных вооруженных сил 14-15 января 2014 года провело всенародный референдум по принятию новой конституции. При явке в 55 % и бойкоте со стороны сторонников "Братьев-мусульман" за него проголосовали 95 % зарегистрированных избирателей. Конституция закрепила победу военных над исламистами и определила политические, юридические и идеологические направления дальнейшего развития страны.

В отличие от "исламистской" конституции, принятой при М. Мурси, которая "вернула армию в казармы", новый документ не просто расширил полномочия ВС, но и сделал военное ведомство фактически автономным институтом, предоставив ему право влиять на внутриполитическую ситуацию. Армия получила возможность иметь собственный бюджет, неподконтрольный гражданским властям. Создается военная юстиция, чьи суды могут рассматривать дела гражданских лиц, действия которых представляют прямую угрозу "военным учреждениям, а также персоналу вооруженных сил при выполнении ими своих обязанностей". При этом в компетенцию военной юстиции входит еще и рассмотрение преступлений, носящих коррупционный характер. Совершенно очевидно, что в таком виде статья может иметь очень широкое правовое применение на практике.

В новой конституции Египта провозглашается, что вооруженные силы имеют свой Высший совет, деятельность и полномочия которого будут регулироваться специальным законом. Это означает, что структура становится конституционным органом и в соответствии с законом получит определенные полномочия, связанные не только с ВС.

В феврале 2014 года по рекомендации Высшего военного совета министр обороны Египта А. Эс-Сиси объявил о своем намерении участвовать в предстоящих президентских выборах. Предотвратив в некоторой степени раскол египетского общества благодаря своей непримиримой позиции продолжать борьбу с терроризмом и исламским экстремизмом, он сумел в короткий срок обрести популярность среди различных слоев египетского общества. Сравнивая нового политического лидера страны с Г. А. Насером, большинство египтян связывают с его именем надежды на установление стабильности и спокойствия в республике.

Уверенно победив на президентских выборах в июне 2014 года (набрав более 96 % голосов избирателей), А. Эс-Сиси в качестве основных направлений своей деятельности рассматривает вывод страны из затянувшегося экономического кризиса, а также обеспечение безопасности государства, принимая во внимание сложную внутриполитическую обстановку в сопредельной Ливии, а также продолжающуюся террористическую деятельность экстремистов на Синайском п-ове и в ряде северо-восточных провинций Египта.

Безусловная поддержка нового главы АРЕ со стороны национальных вооруженных сил и других силовых структур дает основания предполагать, что указанные цели в период его правления будут достигнуты и эта страна сможет преодолеть последствия "арабской весны" и вновь занять лидирующие позиции в Ближневосточном и Североафриканском регионах.

Таким образом, вооруженные силы Египта фактически интегрированы во власть, а существующие конституционные нормы создают юридическую основу для сохранения их ключевой роли в политической жизни страны. В современных условиях египетская армия остается мощной опорой нового президента республики и единственной реальной силой, способной удержать под контролем внутриполитическую ситуацию и обеспечить реализацию мероприятий переходного периода.

 Зарубежное военное обозрение. 2014, №10, С. 29-33

Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar