Плюсы санкций. Как злополучный "Мистраль" стимулировал российское судостроение
Армия и ОПК
11 декабря 2014 г. 16:40
Время чтения: 4 минуты

Плюсы санкций. Как злополучный "Мистраль" стимулировал российское судостроение

Западные санкции против России, вызванные событиями на Украине, уже не первый месяц беспокоят страну. Периодически поступают заявления о новых пунктах в санкционных списках, а Россия вводит ответные запреты на западную продукцию. Негативное влияние санкций известно всем, но они имеют и обратную сторону. 

Редакция 24smi.org продолжает цикл статей "Плюсы санкций", в которых мы рассмотрим положительные последствия санкционной войны. В третьей статье мы расскажем о развитии судостроительной отрасли России на фоне запрета сотрудничества с Москвой в этой сфере.

Как Франция "кинула" Россию

С начала введения санкций и запрета на военное сотрудничество с Россией странам Евросоюза всех волновал вопрос - как в этой ситуации поступит Франция, которая в 2011 году подписала многомиллиардный контракт с Москвой на поставки вертолетоносителей «Мистраль»? Споры вокруг передачи России первого корабля «Владивосток» длились на протяжении нескольких месяцев.

Французская сторона периодически заявляла о своей готовности передать России корабль, назначались даты, российские моряки проходили подготовку на «Владивостоке», но официальная передача так и не состоялась. Около двух недель назад французский президент Франсуа Олланд сделал официальное заявление. Он сообщил, что вертолетоноситель класса «Мистраль» не будет передан России до улучшения ситуации на Украине.

Москва выступила против такого решения, сославшись на договор, который подписали обе стороны. Позже было потребовано выплатить неустойку, которая также прописана в контракте. На счет выплат французская сторона снова взяла режим молчания и не делает никаких заявлений.

Но факт есть факт: Россия не получит в ближайшее время свои корабли и больше не может рассчитывать на сотрудничество в судостроительной отрасли ни с Францией, ни с каким-либо другим европейским государством.

Россия построит свои "Мистрали"

Ненадежность партнеров заставила задуматься правительство России о том, что теперь необходимо будет приложить усилия для самостоятельного развития военно-морского флота РФ. Первые заявления о том, что российские верфи способны строить корабли по качеству не хуже французских, поступили еще летом, когда конфликт с «Мистралями» только развивался.

Вице-премьер Дмитрий Рогозин тогда заявил, что в случае отказа Франции поставить «Мистраль», Россия сама сможет построить корабли такого типа на собственных заводах. Мощностей и способностей хватит, заверил Рогозин.

После последнего слова президента Франции об отказах поставок, Дмитрий Рогозин заявил, что теперь все корабли для российского флота будут строиться только в России.

«Поставлена точка в дискуссии, где будем строить необходимые для российского судостроения корабли, суда, морскую технику. Ответ ясен: исключительно на территории собственной страны, развивая новые верфи, создавая новые компетенции, осваивая новый научно-технический задел», - заявил Рогозин.

Вице-премьер добавил, что сейчас уже есть план, по которому Россия намерена до 2020 года произвести 44 корабля на собственных мощностях. Кроме кораблей российские заводы уже получили заказ на строительство 5-ти плавпричалов для Морской спасательной службы России.

Судостроительная мощь России

Судостроительные мощности в России велики. В государстве более 1000 предприятий, которые занимаются строительством кораблей, их ремонтом, производством и сборкой комплектующих запчастей. Самыми крупными центрами судостроительной отрасли в России являются Санкт-Петербург, Северодвинск, Нижний Новгород и Калининградская область.

Кроме производства судов для собственного флота Россия занимается экспортом своих кораблей. Российские суда в основном покупают соседи государства - Казахстан и Азербайджан.

Для своих нужд Россия до 2010 года производила только около 4% всех кораблей, а после решения, принятого правительством недавно, эта цифра должна увеличиться до 100%. Российские верфи и заводы способны принять на себя такую нагрузку и производить современные корабли для нужд военного ведомства и для гражданского пользования.

Читайте также: "Против России. Как Запад "собирает" союзников"

Строительство, ремонт и модернизация атомных подводных лодок, а также надводных кораблей может осуществляться на «ОАО «ПО Северное машиностроительное предприятие», «ОАО «Центр судоремонта „Звёздочка“», «ОАО «Адмиралтейские верфи». Изготовление и ремонт пультов управления системами химической регенерации воздуха, гидроакустических комплексов, гидроакустических станций, антенн, приборов, блоков и модулей может осуществляться силами ОАО «Северный рейд». Электромонтажные работы на строящихся и ремонтируемых кораблях и судах ВМФ, гражданских судах, иной морской технике производятся на ОАО "СПО "Арктика".

Таким образом, в России судостроительная отрасль развита очень хорошо, только вот раньше правительство предпочитало заказывать корабли у других стран. Но санкции показали, что такая практика является ошибочной, и необходимо использовать свои ресурсы. 

Теперь в России на вооружение будет вводиться морская техника отечественного производства, которая ничем не уступает западным аналогам. А в связи с этим - увеличение госзаказов, нагрузка работой заводы, новые рабочие места, процветание судостроительной отрасли.

"Насолив" России, Запад сделал одолжение Москве, придав импульс для стимулирования собственного производства.

Читайте также