search
menu
person

NEWS AND UDATES


Особенности организационной структуры автобронетанковой промышленности США ч1 (2014)

Особенности организационной структуры автобронетанковой промышленности США

Полковник А. Горобец,
майор Е. Литвинчук

Соединенные Штаты Америки в настоящее время являются одним из ведущих мировых производителей современной бронетанковой техники. В ее разработке и выпуске заняты сотни крупных и мелких компаний различного производственного профиля, которые входят в состав бронетанковой промышленности страны. Эта отрасль американского военно-промышленного комплекса (ВПК) в настоящее время располагает высокоразвитой научно-исследовательской и производственной базой, способной обеспечить выпуск всего спектра бронетехники как для своих вооруженных сил, так и для экспортных поставок.

Согласно официальной статистике, в состав бронетанковой промышленности США входят 285 предприятий (по состоянию на 2013 год), которые принимают непосредственное участие в производстве продукции отрасли, а также выполняют обеспечивающие, представительские, торговые, информационные и другие вспомогательные функции.

В структуре бронетанковой промышленности страны имеются все виды предприятий: производственные, ремонтные, научно-исследовательские организации и предприятия по утилизации. В свою очередь, производственные предприятия подразделяются на сборочные, двигателестроительные и предприятия по выпуску компонентов. При этом число занятых в сфере производства составляет около 80 % всех занятых в отрасли.

Основными заказчиками продукции бронетанковой промышленности являются сухопутные войска (СВ) и морская пехота (МП) США.

Современная организационная структура бронетанковой промышленности страны представлена предприятиями как государственной, так и частной формы собственности. При этом главной ее особенностью является принадлежность почти всех производственных предприятий к частным компаниям, в то время как государственные занимаются в основном разработкой, ремонтом и утилизацией бронетехники.

Такое разделение сложилось в процессе неоднократного реформирования государственных производственных предприятий и многочисленных слияний, поглощений и реструктуризации в ходе конкурентной борьбы частных военно-промышленных компаний. Результатом этих преобразований наряду с сокращением и оптимизацией мощностей госсектора стало появление крупных частных диверсифицированных военно-промышленных корпораций, которые заняли доминирующее положение не только в американской военной промышленности, но и в мировом производстве вооружения и военной техники (ВВТ).

Изменения организационной структуры бронетанковой промышленности США, а также степень участия и характер деятельности предприятий различной формы собственности в общем процессе создания и производства бронетехники обусловлены рядом факторов, основным из которых является регулирующая роль государства. Оно, в зависимости от потребностей национальных вооруженных сил в различных условиях мировой военно-политической обстановки, на протяжении всего периода формирования отрасли осуществляет постоянный контроль за выпуском тех или иных типов бронетехники.

Необходимость контроля обусловлена спецификой организации производства бронетанковой техники, особенностями оборудования и технологических аспектов, а также системы подготовки высококвалифицированных кадров. Государство вынуждено поддерживать деятельность предприятий бронетанковой отрасли для сохранения их способности по выпуску ВВТ в требуемых объемах и номенклатуре с учетом потребностей национальных вооруженных сил в мирное и военное время.

С этой целью осуществляется комплекс мер государственного регулирования и поддержки, который, в частности, предусматривает определенные преференции при выделении кредитов, погашение издержек за счет бюджетного финансирования, предоставление средств для проведения реструктуризации.

Первоначально предприятия госсектора играли ведущую роль в производстве бронетехники. Однако постепенно в силу целого ряда причин государственное участие свелось в основном к производству компонентов, реализации программ модернизации и ремонта бронетехники. Такая ситуация сложилась в результате сокращения объемов заказов, роста различного рода издержек, увеличения рисков при организации всего процесса производства, а также стала следствием масштабной оптимизации производственных мощностей. При этом в условиях уменьшения бюджетного финансирования закупок бронетанковой техники из-за постоянно растущего уровня сложности, технологичности и вооруженности современных образцов ВВТ важную роль играет фактор роста затрат на их производство.

Наряду с сокращением возможностей государственных предприятий существенно возросли производственные и финансовые ресурсы частных компаний. В связи с этим объективно сформировались условия для целесообразного использования такого потенциала, в значительной мере способствующего повышению технологического уровня отрасли и снижению финансовой нагрузки на федеральный бюджет страны. В результате заметно активизировался процесс привлечения в бронетанковую отрасль большого числа частных компаний и постепенного разделения сфер деятельности предприятий различных форм собственности.

Этому также способствовал существующий в США подход к понятию "бронетанковая техника", под которым понимается широкий спектр наземных боевых систем (Land Combat Systems), включающий танки, боевые бронированные машины (ББМ), артиллерийские и ракетные системы на их базе, военно-инженерную и специальную технику на основе бронетанковой техники и др. Производство наземных боевых систем условно включает две линии: по производству боевых машин (Combat Vehicles) и тактических колесных машин (Tactical Wheeled Vehicles).

К боевым машинам относятся тяжелые гусеничные или колесные боевые машины с мощным вооружением, высоким уровнем бронирования, выполняющие боевые задачи в составе частей и подразделений сухопутных войск и морской пехоты. В эту категорию входят: основные боевые танки (ОБТ), бронетранспортеры (БТР), боевые машины пехоты (БМП), боевые разведывательные машины (БРМ), боевые машины с тяжелым вооружением (БМТВ), боевые машины огневой поддержки (БМОП), самоходные артиллерийские установки (САУ), реактивные системы залпового огня (РСЗО), бронированные ремонтно-эвакуационные машины (БРЭМ), транспортно-заряжающие машины (ТЗМ), инженерные машины разграждения (ИМР) и т. д.

Поскольку боевые машины предназначены для непосредственного ведения боевых действий и не могут быть использованы в коммерческих целях, их производство находится под контролем государства.

В свою очередь, тактические колесные машины - это многоцелевые бронированные автомобили различной классификации, также специально разработанные для обеспечения боевых действий. Они обладают повышенными ходовыми характеристиками, имеют достаточный уровень бронезащиты и могут при необходимости оснащаться вооружением. Однако тактические колесные машины предназначены, как правило, для выполнения задач общего назначения и транспортировки.

Эта категория машин включает различные бронеавтомобили, такие как модификации HMMWV (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle), перспективные бронированные машины, разрабатываемые по программе JLTV (Joint Light Tactical Vehcle), бронеавтомобили с повышенной противоминной защитой MRAP (Mine Resistant Ambush Protected), семейство тактических грузовиков средней грузоподъемности FMTV (Family of Medium Tactical Vehicles), автотранспортные системы тылового обеспечения LVS (Logistic Vehicle System), тактические грузовики высокой грузоподъемности с повышенной маневренностью НЕМТТ (Heavy Expanded Mobility Tactical Truck), транспортеры высокой грузоподъемности НЕТ (Heavy Equipment Transporter), автопогрузчики-контейнеровозы PLS (Palletized Load System) и т. д.

Помимо использования в военных целях тактические колесные машины могут применяться в гражданской сфере. Поэтому государство не регламентирует данный сектор бронетанковой отрасли, а, наоборот, активно привлекает и использует производственные, финансовые, людские ресурсы частных компаний и не ограничивает их деятельность. Кроме того, сектор производства тактических колесных машин является наиболее адаптивным к изменяющейся конъюнктуре рынка бронетехники, что значительно повышает заинтересованность частных компаний в их производстве.

Существенное влияние на организационную структуру отрасли оказывает изменение характера и направленности деятельности министерства обороны как основной государственной структуры, определяющей соответствующий облик вооруженных сил США и их потребности.

В частности, участие американских ВС в региональных конфликтах в Ираке и Афганистане, изменения в характере боевых действий, противостояние вооруженным группировкам, действующим из засад, и, как следствие, пересмотр тактики применения войск потребовали производства большого количества бронированной техники, а также создания новых ее типов.
Такими бронированными машинами стали прежде всего бронеавтомобили с повышенной противоминной защитой, некоторые из вариантов бронеавтомобилей HMMWV (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle), БТР ASV (Armored Security Vehicle) и другие виды, созданные в ответ на активное применение мин и противотанковых средств.

С целью решения возникших задач были значительно увеличены объемы государственного финансирования программ производства, принят пакет стимулирующих мер для поставщиков ВВТ, в результате чего в 2008-2010 годах выпуск бронетехники достиг максимальных объемов и в стоимостном выражении превысил 40 млрд долларов.

Этот фактор существенным образом способствовал активному привлечению в бронетанковую отрасль предприятий частного сектора, ранее не входивших в число получателей контрактов министерства обороны США. Такое эффективное и рациональное решение позволило более активно использовать научно-технический и производственный потенциал частных изготовителей ВВТ, еще больше расширило возможности частного сектора по выпуску бронетехники и увеличило долю его участия в структуре производственной базы отрасли.

Кроме этого, результаты комплексного анализа характера боевых действий американских вооруженных сил в региональных конфликтах стали основой для разработки Стратегии сухопутных войск 2010 года по использованию тактических колесных машин (Army 2010 Tactical Wheeled Vehicle - TWV Strategy), утвержденной заместителем министра и начальником штаба армии США.

Данная стратегия предусматривает комплекс мер, необходимых для поддержания на требуемом уровне готовности существующего парка колесной бронетехники сухопутных войск страны. Она также призвана оценить количественный и качественный состав будущего парка боевых машин, возможные затраты на их производство, эксплуатацию, модернизацию, определить направления дальнейшего развития бронетехники с учетом возможных потребностей ВС при участии в новых вооруженных конфликтах.

Эта стратегия направлена на достижение максимально высокого уровня координации деятельности научно-исследовательских предприятий и производственных организаций, занятых в проектировании, разработке и производстве колесных ББМ, а также на обеспечение их взаимодействия со структурами МО США. Принятие данного руководящего документа во многом определило современную организационную структуру бронетанковой промышленности.

В конечном итоге для поддержания деятельности предприятий бронетанковой промышленности и сохранения их возможностей по выпуску ВВТ в требуемых объемах с учетом потребностей национальных вооруженных сил государство сочло целесообразным привлекать в сферу военного производства не только частные компании, но и на соответствующих условиях предоставлять в аренду свои производственные мощности.

Таким образом, в процессе взаимодействия частных и государственных компаний в бронетанковой отрасли США была выработана определенная форма сотрудничества - государственно-частное партнерство, в основе которого лежит совместное производство предприятий госсектора и частных военно-промышленных компаний.

В результате сложилась система, в которой на основе признака принадлежности сформировались три ключевые категории предприятий:
- находящиеся в федеральной собственности и эксплуатируемые государством (Government Owned Government Operated-GOGO);
- находящиеся в государственной собственности и эксплуатируемые частными компаниями-подрядчиками на правах аренды (Government Owned Contractor Operated - GOCO);
- принадлежащие частным компаниям и ими же эксплуатируемые (Contractor Owned Contractor Operated-COCO).

В государственном секторе в настоящее время сосредоточена практически вся система технического обслуживания и ремонта бронетехники ВС США. Ее основу составляют три специализированных центра ремонта и модернизации (Center of Industrial and Technical Excellence) сухопутных войск и две военно-технические базы морской пехоты. Они принадлежат государству и эксплуатируются Пентагоном.

Центры ремонта и модернизации сухопутных войск находятся в ведении командования материально-технического обеспечения армии США (U.S. Army Materiel Command) и непосредственно подчинены командованию автобронетанковой техники и вооружения армии США (ТАСОМ - US Army Tank-automotive and Armaments Command). К ним относятся центры, расположенные на территории военно-технических баз (арсеналов): "Аннистон" (г. Аннистон, штат Алабама), "Рэд ривер" (г. Тексаркана, Техас) и "Леттер-кенни" (г. Чамберсбург, Пенсильвания).

Ремонт бронетехники морской пехоты осуществляется на ее военно-технических базах: "Олбани" (г. Олбани, штат Джорджия) и "Барстоу" (г. Барстоу, Калифорния). Эти базы находятся в ведении командования тыла МП США.

Кроме технического обслуживания и ремонта на территории государственных предприятий выполняются определенные виды работ по модернизации как гусеничной, так и колесной бронетехники.

Военно-технические базы (арсеналы) сухопутных войск США также располагают производственными мощностями по отдельным типам вооружения и военной техники. Однако почти все эти мощности сданы в аренду частным компаниям, занимающимся выпуском и модернизацией ВВТ. Эти заводы относятся ко второй категории предприятий, сооружения и оборудование которых принадлежат государству, но управляются и эксплуатируются частными компаниями.

Наиболее характерным примером смешанной формы организации производства является военно-техническая база "Аннистон". Наряду с наличием на ее территории центра ремонта и модернизации база располагает мощностями по выпуску отдельных типов ВВТ, предоставленными в аренду частным компаниям - производителям соответствующей техники.

В частности, на арендованной территории подразделением корпорации "Дженерал дайнэмикс" - "Дженерал дайнэмикс лэнд системз" освоено производство ББМ семейства "Страйкер", мостоукладчиков М60 AVLB и Ml04 "Вольверин", машин разграждения на шасси ОБТ Ml "Абраме". Ведется разработка перспективного мостоукладчика JAB, осуществляется модернизация танков Ml "Абрамс".

Компания "Ханиуэлл", получившая в аренду двигателестроительное предприятие, наладила выпуск и ремонт газотурбинных двигателей AGT 1500 для танков Ml "Абрамс".

Дочерняя компания корпорации "БАэ системз" - компания "БАэ системз лэнд энд армаментс" на территории базы производит запасные части и комплектующие для бронеавтомобилей с противоминной защитой MMPV (Medium Mine Protected Vehicle) "Пантера".

Всего в настоящее время на военно-технической базе "Аннистон" с частными компаниями организован выпуск продукции военного назначения в рамках нескольких десятков соглашений.

(Окончание следует)

Зарубежное военное обозрение. 2014, №11, С. 50-55

Смотрите также
Категория: ВПК | Добавил: pentagonus (31.12.2014) | Автор: Полковник А. Горобец
Просмотров: 5241 | Теги: А. Горобец, бронетанковая промышленность, ВПК | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar