Почему в 2015-м невозможно повторение Ялты-1945

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

 …Перед глазами внезапно встаёт картина: 4 февраля 2015 года, Ялта, Ливадийский дворец. Места за столом в Белом зале занимают члены делегаций трех государств, некогда стоявших у истоков антигитлеровской коалиции. В повестке дня - возврат к традициям непримиримой борьбы с нацизмом; возвращение Организации Объединённых Наций роли главного инструмента международной безопасности, исключение попыток демонтажа установленной после Второй мировой войны системы международного права; гарантии прав народов на свободный и демократический выбор своего будущего; сбережение памяти о Второй мировой войне, решительная борьба с попытками ревизии ее истории.

Перед началом заседания служба протокола предлагает участникам пройти на балкон для памятного снимка. Руководители делегаций, обменявшись рукопожатиями, усаживаются в знакомые по фотографиям военной поры немножко старомодные кресла, помнящие Черчилля, Рузвельта и Сталина…

Увы, такая картина – из области несбыточных фантазий. Сегодня римейк Ялтинской конференции лидеров Большой тройки 1945 года невозможен,  и причины этой невозможности глубоки.

Главная из причин – Запад взял курс на изоляцию России, пытаясь оттеснить её на обочину мировых дел. Этой цели служат санкции, исключение России из G7, ПАСЕ, других международных структур. Президент США Барак Обама в интервью CNN 1 февраля говорил о своей готовности «добиваться того, чтобы Россия несла всё большие убытки», «оказывать дипломатическое давление на Москву». Радуется падению курса рубля как доказательству того, что западные санкции против России работают, комиссар Евросоюза Йоханнес Хан. И таких политиков на Западе сегодня – большинство 

 А ведь кто-то понимает, что ухудшение экономического положения России плохо скажется и на западной экономике.  В начале января вице-канцлер ФРГ, министр экономики Зигмар Габриэль предостерег Запад от попыток ослабления России с помощью ужесточения санкций. «Тот, кто к этому стремится, провоцирует гораздо более опасную ситуацию для всех нас в Европе», – заявил З.Габриэль. Неоднократно предостерегал от расширения санкций в отношении Москвы и глава МИД Германии Ф.-В.Штайнмайер.  Выказал недовольство политикой Запада, направленной на изоляцию России, ветеран немецкой и международной политики Гельмут Коль. Однако все эти предостережения не хотят слышать, и вот уже из уст министра обороны США Чака Хейгела звучат абсурдные заявления о «ревизионистской России, с ее современной и боеспособной армией, стоящей на пороге НАТО». Запад всё больше утрачивает трезвость взгляда на Россию и мир. Удержат ли западных лидеров от роковых шагов соображения о том, что в отношениях с Россией, как сказал Обама в интервью CNN, существуют непреодолимые для США «ограничения военного вмешательства», «учитывая размер российской армии», а также то, что «Украина не входит в НАТО»? А то ведь в Варшаве, Вильнюсе да и в Киеве уже размечтались о возможности военного давления на Москву.

Среди факторов, не позволяющих надеяться на повторение исторической встречи 1945 года в Ялте, следует назвать и неспособность нынешней администрации США здраво оценивать международную обстановку, плюс умение Вашингтона плодить не союзников, а оппонентов и противников.

Напомним: 22 июня 1941 года Уинстон Черчилль заявил, что никто не был более последовательным противником коммунизма, чем он, но с нападением Гитлера на Советский Союз «всё бледнеет перед развертывающимся сейчас зрелищем». Агрессия Гитлера против Советской России, говорил британский лидер, не только не ослабит усилий великих демократий, решивших уничтожить гитлеровский режим, но «ещё больше укрепит и поощрит наши усилия спасти человечество от его (Гитлера. – Ред.) тирании… Опасность, угрожающая России, – это опасность, грозящая нам и Соединенным Штатам…».

Схожим образом рассуждал и Ф. Рузвельт, рассматривавший фашизм как абсолютное зло, в борьбе с которым необходимо сотрудничать с СССР. В беседе с бывшим послом США в СССР Джозефом Дэвисом Рузвельт заявил: «Я не могу воспринять коммунизм. Этого не можете сделать и вы. Но для того, чтобы пройти по этому мосту, я пожму руку и дьяволу».

Нынешний же президент США оказывает поддержку киевскому неонацистскому режиму, ведущему свою родословную от тех украинских националистов, которые сотрудничали с гитлеровцами. Далеко, однако, ушла Америка на пути от Рузвельта до Обамы! Как, впрочем, и Великобритания, которая когда-то имела премьером Черчилля, а ныне довольствуется Кэмероном, заявившим недавно на пару с Обамой  о необходимости сохранять санкции против России до тех пор, «пока она не прекратит агрессию на Украине».

Западу недостаёт понимания того, что в мире немало проблем, решение которых без России немыслимо. Косвенно американцы  это вроде бы признают, сохраняя элементы сотрудничества с РФ по Афганистану, Сирии, борьбе с международным терроризмом, распространению оружия массового уничтожения. Однако откуда у президента США предположение, что Россия будет продолжать сотрудничать с Америкой в одних вопросах и мириться с тем, что её пытаются отодвинуть от решения других?

Неравнозначность фигур, определявших американскую и британскую политику в прошлом и определяющих её в настоящем, слишком бросается в глаза. Если говорить без обиняков, в отношениях с нынешними западными лидерами всё портит их мелкотравчатость.

Антисоветизм Черчилля и Рузвельта не мешал им по достоинству признать вклад Красной армии в разгром нацизма. В послании к И.В. Сталину Черчилль писал: «Я воспользуюсь случаем, чтобы повторить завтра в палате общин то, что я сказал ранее: именно русская армия выпустила кишки из германской военной машины». «Красная армия и русский народ, несомненно, заставили Вооруженные силы Германии идти по пути к окончательному поражению», – отмечал и президент США.

Можно ли ожидать что-то похожее из уст западных лидеров сегодня? Постыдный пример с отказом пригласить на торжественно-траурные мероприятия в Освенцим президента России – главу государства-правопреемника Советского Союза, чья Красная армия освободила Освенцим и добрую половину Европы, говорит сам за себя. Сегодня Запад не в силах признать, что без Красной армии не было бы ни безоговорочной капитуляции Германии, ни столь же сокрушительного поражения Японии, ни тех границ, которые были установлены после войны в Европе и которые Запад рвётся менять, как он это делал в Югославии.

Здесь комплекс неблагодарности соединяется с комплексом неполноценности. Недаром говорят, что санкции против России - следствие низкого рейтинга Обамы. Можно ли представить, чтобы президент Рузвельт заигрывал с политическими оппонентами или поднимал свой рейтинг в глазах консервативных избирателей сокращением, скажем, программ ленд-лиза для советского союзника Америки? Тут скорее напрашивается аналогия с другим президентом США – Трумэном, который, возомнив, что сможет после разгрома Германии обойтись без СССР, уже мае 1945 года попытался прекратить поставки для его военных нужд. Однако Трумэну даже не из Москвы, а из коридоров власти в Вашингтоне напомнили: впереди – война с Японией и если Советский Союз останется от нее в стороне, цена победы может оказаться для Америки непосильной.

Нынешние западные лидеры бездумно растрачивают наследие Ялты, наследие Большого союза, благодаря которому 70 лет назад удалось спасти мир от угрозы тотального порабощения нацизмом. Одно из важнейших условий высокой дееспособности того союза было равноправие всех его участников. Сегодня мир сталкивается с не менее серьезными вызовами. Попытки Запада изолировать Россию чреваты риском сделать эти вызовы непреодолимыми.

Реагируя на отказ организаторов мероприятий в Освенциме пригласить российского президента, один из блогеров написал: приедут бывшие узники в Освенцим, их встретят все те же, что и в 1940-е: немцы, поляки, украинцы из числа бандеровцев, но русских не будет. Значит, нет гарантии, что не повторится картина 70-летней давности с новыми печами, душегубками, абажурами из человеческой кожи...

Сегодня важно отвести от мира эту угрозу.