МиГ-19 — первый серийный сверхзвуковой истребитель СССР. Является прямым развитием фронтового истребителя МиГ-17.
Заря реактивной авиации прошла в непрерывной гонке за скоростью. На истребителе МиГ-15 удалось вплотную приблизиться к звуковому барьеру, а на МиГ-17 — достигнуть его. На модификациях МиГ-17 с форсированным двигателем преодолевать его в горизонтальном полете было возможно, но крайне затруднительно, поэтому считать его полноценным сверхзвуковым самолетом было нельзя.
Для уверенного достижения сверхзвуковых скоростей требовалась значительная модернизация. В первую очередь, было решено уйти от однодвигательной схемы. В 1952−53 годах проходил испытания опытный самолет СМ-1 — фактически МиГ-17 с двумя двигателями АМ-5А (тягой по 2 тонны) вместо одного ВК-1А (тяга — 2,7 тонны). В дальнейшем испытания были продолжены на двух прототипах будущего МиГ-19 — СМ-2/1 и СМ-2/2 (оба с двигателями АМ-5А).
Фото: airwar.ru
Задания на разработку истребителя и перехватчика были выданы одновременно, в августе 1953 года. Согласно ему СМ-2/2 был оснащен новыми двигателями АМ-9 (тяга на форсаже — 3,3 тонны) и получил индекс СМ-9. 5 января 1954-го обновленная машина совершила первый полет, и вскоре было принято решение о начале серийного производства. Самолет получил индекс МиГ-19 и уже в 1955 году был запущен в массовую серию. В воздушном параде в Тушино 3 июля 1955-го участвовало сразу 48 самолетов!
Однако спешно запущенная в серию машина не была лишена недостатков. В первую очередь, беспокоила недостаточная управляемость на сверхзвуковых скоростях, а именно — низкая эффективность рулей высоты. Было решено заменить их на цельноповоротный горизонтальный стабилизатор. Первый прототип с ним — СМ-9/3 — совершил полет 16 сентября 1954 года, а с 1956-го новая модификация — МиГ-19С — сменила в серии «оригинальный» МиГ-19.
Кроме стабилизатора МиГ-19С отличало усиленное вооружение — три пушки НР-30 калибра 30 мм вместо трех НР-23 калибра 23 мм. Вес секундного залпа увеличился более чем вдвое! Также было предусмотрено применение подвесного вооружения — неуправляемых ракет или бомб калибром до 250 кг на двух подкрыльевых узлах подвески.
МиГ-19С в больших количествах поступал на вооружение ВВС СССР и был их основой до замены в начале 60-х на машину качественно нового поколения — МиГ-21. Самолет массово поставлялся на экспорт, в основном в истребительной версии. В Чехословакии и Китае была налажено производство по лицензии.
В дальнейшем китайская копия, J-6, была выпущена в огромных количествах и развивалась относительно самостоятельно. В частности, с 1973 года в серию пошла двухместная учебно-тренировочная модификация JJ-6 (у советского МиГ-19 отсутствовавшая). Китай массово поставлял самолет под индексом F-6 на экспорт, значительное количество их до сих пор состоит на вооружении КНДР. Производство в Китае велось до 1986 года.
В общей сложности в СССР было выпущено 2069 МиГ-19 всех модификаций, 103 в Чехословакии, и, по различным оценкам, от 3000 до 4500 в Китае.
Экспортные самолеты участвовали во множестве войн и конфликтов. В СССР боевое использование МиГ-19 ограничивалось борьбой с самолетами-нарушителями.
Китайский учебно-тренировочный самолет FT-6. Фото: Max Smith
Основные летно-технические характеристики:
- Длина самолета — 14,64 м,
- Размах крыла — 9 м,
- Вес пустого — 5,298 кг, максимальный взлетный — 7,300 кг, (МиГ-19С — 7,300 кг),
- Максимальная скорость — у земли 1160 км/ч, на высоте 1452 км/ч, (МиГ-19С — 1420 км/ч),
- Потолок — 17,500 м, (МиГ-19С — 17,900 м),
- Дальность полета — 1110 км,
- Вооружение самолета: три одноствольные пушки НР-23, на МиГ-19С — три пушки НР-30. Предусмотрена возможность подвески блоков неуправляемых ракет и бомб калибром до 250 кг.
Рассказать друзьям