Ракеты «воздух-земля»

Крылатая ракета большой дальности Х-20

Крылатая ракета большой дальности Х-20

11:2711 Mar, 2015 9898

Сверхзвуковая крылатая ракета для нанесения ядерных ударов по площадным целям.

11 марта 1954 года вышло постановление о разработке авиационного комплекса сверхзвукового ракетного оружия, способного доставлять ядерный боезаряд на дистанцию до 600 км. Комплекс К-20 с ракетой Х-20 развертывался на бомбардировщиках типа Ту-95 (Ту-95К, в дальнейшем Ту-95КД и Ту-95КМ).

Разработку вело ОКБ-155 (КБ Микояна), главный конструктор — Михаил Гуревич. В июне 1957 года прототип ракеты вывели на испытания, однако первый пуск состоялся только в марте 1958 года. К ноябрю 1959 года госиспытания завершились и началось освоение серийного производства. 9 сентября 1960 года комплекс К-20 окончательно принят на вооружение.

Основной задачей ракетного комплекса было поражение площадных целей с применением ядерным боевых частей. Основными целями были авиабазы и ядерные арсеналы стратегической авиации США, ракетные базы и центры управления, площадные промышленные и энергетические объекты стратегического значения, а также военно-морские базы.

Х-20 была крупной ракетой и, по сути, представляла собой «творчески переработанный» истребитель МиГ-19. Двигатель — турбореактивный АЛ-7ФК с коротким ресурсом и форсажной тягой 9200 кгс.

Ракета Х-20

Изображение: Allocer

Стартовая масса ракеты составляла 11,6−11,8 тонн, длина 15,5 метра, а размах крыльев — 9 метров. Ракета запускалась с высот от 9 до 12 км и развивала максимальную скорость до 2 М. Максимальная дальность ракеты — 600 км, дальность действия авиакомплекса К-20 (Ту-95К с ракетой Х-20) — до 7000 км.

Боевая часть ядерная, мощность 800 кт. На версии Х-20 М применялся другой боезаряд, более мощный (до 3 Мт). Масса боевой части 2300 кг. Наведение ракеты осуществлялось инерциальная система навигации с радиокоррекцией по курсу на маршевом участке полета.

Схема атаки чаще всего подразумевала выход к цели через арктическую зону либо за счет выхода к западному побережью США. Самолет типа Ту-95К нес одну ракету Х-20, подвешенную на специальный балочный держатель, размещенный в открытом бомболюке. После сброса ракеты держатель уходил внутрь и люк закрывался.

Ракета набирала высоту 15 км и достигала маршевой скорости. При подлете к цели на дистанцию 50 км ракета переводилась в пикирование под углом 60 градусов, после чего, на высоте от 500 до 1000 метров производился подрыв ядерной боевой части.

Уже довольно скоро, по мере развития противовоздушной обороны в середине 1960-х годов, с комплекса К-20 начали снимать задачи нанесения стратегических ударов и переориентировать их в основном на охоту за авианосными ударными группами ВМС НАТО в море. По предполагавшейся схеме, ракетой Х-20 наносился ядерный удар «по площади», топивший часть кораблей ордера и выводивший из строя радиоэлектронику на оставшихся, после чего их добивали самолеты типа Ту-16 с ракетами в обычном оснащении.

Ракета Х-20

Комплекс К-20 состоял на вооружении около 30 лет, пока не был списан по договору СНВ-1 в конце 1991 года. Ему не было замены до тех пор, пока на вооружение самолетов Ту-95 не начали поступать стратегические крылатые ракеты Х-55. Последние опытные стрельбы ракетами были выполнены в 1987 году, на момент принятия решения об уничтожении имелось около полутора десятков самолетов с ракетами Х-20М.

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена