Обсуждаемое
Опрос
Популярное
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Рейтинг
Видео

Керченский мост 1944 года

Керченский мост 1944 года


Строительство моста через Керченский пролив было запланировано еще в 1930-х годах. Но война помешала выполнению планов. Тем не менее, то, что не успели сделать советские мостовики, решили сделать немцы. В 1943 г. Гитлер приказал министру вооружений Альберту Шпееру приступить к сооружению моста через Керченский пролив для передвижения автомобильного и железнодорожного транспорта.

Немцы стали свозить в Керчь различные строительные материалы. Советская авиация заметила необычную активность на Керченском полуострове, но бомбить склады Сталин запретил, т.к. планировал после освобождения Крыма довести до конца начатое немцами строительство. Вскоре от самого моста немцы отказались, а в качестве переправы летом-осенью 1943 г. работала канатная дорога протяженностью 5,1 км.

Перед отступлением немецкие войска почти полностью разрушили это сооружение, но оно было восстановлено уже советскими инженерами и проработало еще какое-то время на благо уже другой армии.

Решение о строительстве железнодорожного моста через Керченский пролив было принято 25 января 1944 г. То есть задолго до освобождения Керчи (11 апреля 1944 г.). Проектирование мостового перехода, подготовительные и первые строительные работы на восточном подходе со стороны Кавказа начались также не дожидаясь освобождения Керчи.

Взяв за основу оставленные немцами конструкции и технику, советские инженеры разработали проект моста, состоявшего из 115 пролетов длиной 27 метров каждый. Над судоходным фарватером предусматривалось двухпролетное 110-метровое поворотное устройство, разворачивавшееся на 90 градусов для пропуска судов любой грузоподъемности одновременно в обоих направлениях. Длина моста составила 4,5 километра. Одновременно сооружались железнодорожные линии подходов к мосту, как с востока, так и с запада.

Керченский мост 1944 года


Были изучены геология и сведения о ледоходах в проливе за несколько десятков лет. Был выбран вариант строительства от косы Чушка к поселку Опасная, севернее Керчи.

Для ускорения открытия движения поездов по переходу основные работы разделили на две очереди. Первая очередь подразумевала как можно скорейший пуск моста, а вторая - укрепление построенного, в том числе сооружение более сотни ледорезов, чтобы мост мог выдержать экстремальные зимние условия.

Динамику строительства можно проследить по оперативным донесениям тех дней. Первая деревянная свая в эстакаду Кавказского берега забита 24 апреля 1944 г. Первая металлическая свая забита 5 мая, первое пролетное строение изготовлено 10 мая. Новый мост, существенно сокращавший путь с Кавказа в Крым, был крайне необходим наступающей армии, поэтому стройку завершили ударными темпами всего за 150 дней, к 27-й годовщине Октябрьской революции. Количество строителей в определенные периоды достигало цифры 10 тыс. человек.

Керченский мост 1944 года


3 ноября 1944 г. по мосту прошел первый поезд. За это время забили 2000 деревянных и 2341 металлических свай, изготовили и смонтировали около 15 тыс. тонн металлических конструкций пролетных строений и опор, уложили более 5 тыс. кубометров бетона, отсыпали 35 тыс. кубометров каменных дамб. На подходах к мосту от ст. Сенная до ст. Керчь отсыпали 400 тыс. кубометров земляного полотна, построили 21 малое искусственное сооружение, уложили 69 км главных и станционных путей, заготовили и уложили в путь более 40 тыс. кубометров балласта, построили линию связи с суммарной протяженностью проводов 438 км. В общем, работа была проделана колоссальная.

Принимавшая объект комиссия отметила, что "коллектив... поборол все трудности и выполнил работы первой очереди за 150 дней, добившись темпа работ более 30 м моста в сутки". Работы второй очереди, предполагавшие, в частности, замену временных деревянных опор на постоянные металлические, а также сооружение уже упомянутых ледорезов, должны были быть закончены к 1 января 1945 г.

Однако к зиме 1944-1945 гг. обстановка на стройке значительно осложнилась и ухудшилась.Внимание к ней со стороны вышестоящих организаций ослабло, мостовой переход к этому времени оказался глубоком тылу, и воинские перевозки для фронта шли по другим направлениям. Это отразилось и на снабжении строительства материально-техническими ресурсами: они направлялись, прежде всего, на головные, восстанавливаемые после освобождения от противника железнодорожные направления и объекты. К тому же сильно ухудшились погодные условия - участились штормы, волнения на проливе, приближался ледостав.

Керченский мост 1944 года


Сложившиеся условия не позволили успешно вести работы второй очереди, и мост оказался не подготовленным к ледоходу. Из телеграммы в ГУВВР от 26 декабря 1944 г. "В течение 15 дней шторм не прекращается. Ветер от 7 до 10 баллов. Вся эстакада обледенела. Воду перебрасывает через эстакаду". В этой сложной обстановке строители продолжали работы, но продвигались они крайне медленно. Из ледорезов успели сделать только пять. Будь та зима помягче, все могло бы обойтись. Но случилось то, что случилось.

Авария произошла 18-20 февраля 1945 г. Ледяные поля под действием ветра и течения двигались на мост со стороны Азовского моря. Лед обладал большой прочностью и, несмотря на широкие мероприятия по ледоборьбе, обстрел из орудий ледяных полей с берегов, бомбежка льда с самолетов и бросание на лед с опор специальными командами толовых пакетов, катастрофа оказалась неизбежной. 18 февраля 1945 года разрушил 32 опоры, так как мост практически не имел ледорезов, а многие опоры не успели должным образом укрепить. А вот опоры, которые успели закончить полностью, вполне выдержали давление льда. К 20 февраля было повреждено уже 42 опоры. Таким образом, мост действовал чуть более трех месяцев. Кстати, 11 февраля, за неделю до катастрофы, по мосту прошел поезд с советской делегацией, возвращавшейся с Ялтинской конференции.

Керченский мост 1944 года


Восстанавливать мост не стали, хотя в 1945-46 гг. разрабатывался проект постоянного моста. Но после возведения опытного кессона вблизи восточного берега пролива, проект сочли слишком дорогим и забыли про него. Остатки же опор временного моста мешали судоходству многие годы. Ещё в 1968 году продолжалась ликвидация в районе Керчь-Еникальского судоходного канала сохранившихся остатков опор. Заменой разрушенному мосту стала известная всем Керченская паромная переправа, открытая в 1953 г.

Керченский мост 1944 года
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
Тэги: # история
60 мнений. Оставьте своё
№1 Kosogor 13 марта 2015 19:50
+34
Теперь нам предстоит сделать то, что не получилось с первой попытки у наших отцов и дедов
----------
Мы должны рассматривать ЛЮБУЮ информацию, получаемую из СМИ, как ЗАВЕДОМУЮ ЛОЖЬ, если нет специальных оснований считать иначе. (Стейнзальц)
№2 vvvbel 13 марта 2015 20:36
-8
Да уж. У немцев не отнять целеустремлённости, расчётливости, настойчивости.
В 1944-м году построили мост. А сейчас уверяют что это сделать якобы невозможно.
----------
Владимир
№3 ramta 13 марта 2015 21:01
+11
Причём тут немцы? Они отменили строительство.
Мост построили НАШИ. soldier
№4 dinamarik 13 марта 2015 21:02
+4
Цитата: vvvbel
Да уж. У немцев не отнять целеустремлённости, расчётливости, настойчивости.
В 1944-м году построили мост. А сейчас уверяют что это сделать якобы невозможно.


ну как же невозможно, если уже и план и застройщик и даты постройки озвучены? вы не в теме что ли? shok
все будет. назовем этот мост Путинский, пусть останется на веки в памяти потомкам girl_in_love
№5 Lisjukoff 13 марта 2015 20:47
+3
Да получилось же!!! Просто забросили по ненадобностью.
№6 Турыст. 13 марта 2015 21:53
+6
Не за ненадобностью, а были более насущные проблемы. Война еще продолжалась, и нужно было увеличивать пропускную способность дорог в других местах.Через Днепр, Вислу, Неман, Прут, Дунай и т.д.
№7 Коля Коля 13 марта 2015 21:18
+3
Да не нужен мост - НУЖНА хорошая асфальтированная дорога через НОВОРОССИЮ.
№8 Solex 13 марта 2015 21:18
+3
Новороссия решила бы эти проблемы и сэкономила бы кучу времени и денег. Трасса Москва-Симферополь на что ?
№9 AltXodo 13 марта 2015 21:30
+3
а что лично Вы имеете против трассы Сухуми-Севастополь???? feel
----------
Сталин лично расстрелял миллиард солженицыных? Ты идейный борец с "совком"? Ты русский\украинский\пофигу какой националист? Твой главный "аргумент" - "не верю, поэтому ты лжец"? Лови от меня этот большой, вкусный и жирный "минус"!
№10 Ольга Оленька 13 марта 2015 19:51
+5
Наши люди герои! Время сложное было, но построили. А стадион Зенит в Питере до сих пор построить не могут...
№11 vvvbel 13 марта 2015 20:40
-4
Ну как бы построили немцы. Но не до конца. В статье же описано ......
----------
Владимир
№12 Кержак 14 марта 2015 09:57
0
в статье написано о канатной дороге. Что глаза есть, а видеть нету?
----------
"Всякий народ стремиться создать империю, но не каждый может" И.Л. Солоневич
№13 Korol yasheric 13 марта 2015 20:42
+6
Если стадион не построят то хрен с ним, но переправа Крыму нужна как воздух
№14 Никита 13 марта 2015 19:55
+27
Сам факт постройки ПОСТОЯННОГО ( с проектированием и изысканиями во время ВОЙНЫ) моста за 6(!) месяцев-страшный укор современной России. ТОГДА люди РАБОТАЛИ, а сегодня-"зарабатывают" бабки...
№15 Leman Russ 13 марта 2015 20:03
+7
В основном согласен.Но тогда люди работали на износ и потерь никто не считал.Сегодня мы так действовать не имеем права.Мало нас.
№16 Бэкграунд 13 марта 2015 20:09
+7
Поэтому можно расслабиться и пивасиком водочку отполировать.А мосты нам пускай турки строят.Они же турки.
№17 yashevaku 13 марта 2015 20:12
+2
Или китайцы. А таджики присмотрят.
№18 Leman Russ 13 марта 2015 20:32
+2
Ну не стоит так переворачивать.Если есть возможность действовать не штурмовщиной а в соответствии с планом и экономической целесообразностью то так и надо действовать.
№19 ramta 13 марта 2015 21:04
+1
Резунов-Суворовых начитались? fellow
№20 Leman Russ 13 марта 2015 21:18
+3
Время было военное единственный важный критерий время.Потери конечно считали но они считались допустимыми.Сегодня же у нас есть роскошь действовать спокойно и методично.Резуна чегой то там пролистнул году эдак в 95 и спросил себя можно ли доверять мнению предателя.
№21 AltXodo 13 марта 2015 20:41
+3
потери считали всегда. не нужно передирать ложь из "надёжных" источников, и выдавать её за правду. Желающих это делать и без Вас легион
----------
Сталин лично расстрелял миллиард солженицыных? Ты идейный борец с "совком"? Ты русский\украинский\пофигу какой националист? Твой главный "аргумент" - "не верю, поэтому ты лжец"? Лови от меня этот большой, вкусный и жирный "минус"!
№22 pogranec 13 марта 2015 22:40
+6
Спасибо! Насмешили))) Причём здесь износ, сейчас? Кого, вас, мало? Тогда техники, почти не было, грузовики и те полуторки... Шла страшная война. Они - наши деды, голодные, холодные, на подручных средствах, спроектировали за пару - тройку месяцев и построили одними голыми руками, в живую, сами, вбивая сваи в грунты, меньше чем за полгода. Кто мешает, сейчас, когда снова идёт война, когда остро необходимо связать,как получается остров со страной, всё это сделать за тот же срок, ну пусть за год? Имея все современные технологии и образцы лучшей мировой инженерии за прошедшие 70 лет? Мешать может только халатность и воровство. Других причин не вижу
№23 Leman Russ 13 марта 2015 22:51
0
Хорошо убедили я не прав.Только вы тогда умники в понедельник придите на работу и скажите что с этого дня будете работать две смены без выходных за ту же зарплату.Вот как то так.
№24 AEF 14 марта 2015 00:40
+1
Там "Спецстрой" должен работать, и никто другой, а то построят какой нибудь "танцующий мост". Или, как во Владике, построили дамбу и по ней дорогу, которая через два месяца развалилась. И ни дамбы с дорогой и ни денег бюджетных. Одни убытки и воровство от "горостоителей", а океанариум до сих пор "строят". Почему-то когда олигархи что-то для себя строят, никто ничего не ворует и затрат меньше у них и качество отличное. А как для государства строится что-то (как трамплин к ОИ-2014 в Сочи), так из бюджета нужно в три раза больше платить по завышенным сметам, а качество работ отвратительное. Рогозин замучился уж космодром курировать, и там воруют.
№25 Dasha Belousova 14 марта 2015 01:25
0
А главное руки,рученьки,ручонки проверить обязательно надо на ОТКУДА РАСТУТ! curtsey
№26 pogranec 14 марта 2015 22:55
0
Без этого, Даша, точно - никак!
№27 pogranec 14 марта 2015 22:58
0
всё это, называется, личной ответственностью и в таких случаях, необходимо и судить и взыскивать и конфисковывать
№28 pogranec 14 марта 2015 22:48
+1
)) Вы как будто с луны, ей Богу! Даже во время войны, Страна Советов, оплачивала сверхурочные, да так, что колхозники и рабочие,могли покупать на личные деньги самолёты и танки для фронта! Тем более, сейчас, грех работать в две смены на одну зарплату. Вот заставить поставщиков, поставлять материалы на стройку с фиксированной надбавкой, это было бы правильно и так должно быть не только с ВПК, но и везде, где заказчик - государство. Плюс нормальная организация труда и в три смены и будет мост за полгода. Беда в том, что разворовывать начинают с момента проектирования, затем на тендерах, затем на материалах, на сметах и т.д. и т.п. А должно быть так - раз санкции, значит условия войны ( хоть и экономической, но ведь цель одна - уничтожение страны и народа), соответственно любое воровство - есть саботаж и деятельность на стороне врага, с соответствующим наказанием и конфискацией имущества и будет всё ок.
№29 Андрей_Ловцов 13 марта 2015 20:15
+11
Строительство моста - дело не простое, нужно учитывать очень многие факторы, и надеюсь, те кто будут стоить мост в Крым изучат опыт своих предшественников. Здесь нет права на ошибку, т.к цена ее будет очень высока! А автору большое спасибо за интересный материал!
№30 Семён Семёныч 13 марта 2015 20:20
+7
Цитата: Бэкграунд
Поэтому можно расслабиться и пивасиком водочку отполировать.А мосты нам пускай турки строят.Они же турки.

Цитата: yashevaku
Или китайцы. А таджики присмотрят.

Хватит пургу гнать...
План и проект моста уже согласован, скоро начнут строительство...
Или Вам надо за ночь воздвигнуть этот мост?
Может Вы все Хаттабыча где то видели?
Что за детские вопли то?
Москва не сразу строилась. Так что, и мост через пролив будет.
Всему своё время!
----------
Чтобы не каяться потом, не говори гадостей сейчас!
№31 Евгения_Рассохина 13 марта 2015 20:21
+11
Не ценят у нас инженеров. Сама -инженер-строитель АЭС, сына готовила, поступил и окончил МАДИ, толковый мальчик. Но работает не по специальности. У нас не реально найти работу. Проектные все закрыты, я за год в проектной заработала 3 тысячи, начальником лаборатории при ЖБИ получала 15 в месяц серой, бросила после того как всех рабочих заменили хозяева на узбеков, стало страшно, наши то - квалифицированные работяги. А ведь выучить инженера это не то что юриста. болтологией заниматься
№32 gsv11111 13 марта 2015 20:53
-1
А чего ещё желать ?
№33 Родион_1955 13 марта 2015 20:22
+4
Сдаётся мне, что мост и не понадобится. Отпадёт надобность... facepalm
----------
Взломал своего Интернет-провайдера, теперь сижу, как дурак, без Интернета...
№34 ramta 13 марта 2015 21:07
+2
Прямое сообщение всегда лучше.
№35 sudovod66 13 марта 2015 20:30
+1
Район очень сложный, что в отношении штормовой погоды, что в отношении ледовой обстановки. Для осенью - зимой 2014 года штормило фактически непрерывно 2,5 месяца. Поэтому ни какого моста, только тоннель под проливом. Это капитально и навечно. Даже если это будет в 2 раза дороже.
№36 AltXodo 13 марта 2015 21:21
+2
если Вы считаете, что гидрологическая обстановка проста, заиленность в рамках приличия, донные грунты в принципе однородны, сейсмика стабильная, карта течений однородна: то да, проще зафигачить тоннель. Но в том районе всё с точностью до наоборот. Мост - единственный удобоваримый вариант feel
----------
Сталин лично расстрелял миллиард солженицыных? Ты идейный борец с "совком"? Ты русский\украинский\пофигу какой националист? Твой главный "аргумент" - "не верю, поэтому ты лжец"? Лови от меня этот большой, вкусный и жирный "минус"!
№37 Dasha Belousova 14 марта 2015 23:09
0
В том-то и дело,что -это будет почти в полтора-два раза дешевле!И очень большой опыт ,например,у Китая есть.А если использовать опытных китайцев,то ещё больше получится экономия!
№38 Кусто 13 марта 2015 20:33
+5
Дешевле инвестировать в освобождение братского народа от неофашистских укропитеков..
----------
Каждому "реформатору" по фаллоперфоратору!!
№39 AltXodo 13 марта 2015 21:24
0
дешевле инвестировать в будущее. Возможность сквозного проезда вдоль всего черноморского побережья России, имхо, самый лучший довод в пользу строительства. В итоге неплохо сэкономите на том же топливе и по времени.
----------
Сталин лично расстрелял миллиард солженицыных? Ты идейный борец с "совком"? Ты русский\украинский\пофигу какой националист? Твой главный "аргумент" - "не верю, поэтому ты лжец"? Лови от меня этот большой, вкусный и жирный "минус"!
№40 Александр.Т 13 марта 2015 20:36
-1
ТОГДА люди РАБОТАЛИ, а сегодня-"зарабатывают" бабки...

Источник: https://politikus.ru/articles/45427-kerchenskiy-most-1944-goda.html
Politikus.ru

Тогда люди вкалывали, под чутким присмотром НКВД, согласно законам военного времени отклонение от графика работ (каким бы он не был жестким) считается саботажем, с соответствующим наказанием. И не дай нам бог так работать...
№41 AltXodo 13 марта 2015 21:26
0
уверены? про чуткий присмотр? пруфы, если не трудно, приведите. Прим: сванидзевские сказки в качестве пруфов не рассматриваются
----------
Сталин лично расстрелял миллиард солженицыных? Ты идейный борец с "совком"? Ты русский\украинский\пофигу какой националист? Твой главный "аргумент" - "не верю, поэтому ты лжец"? Лови от меня этот большой, вкусный и жирный "минус"!
№42 Александр.Т 13 марта 2015 21:59
+1
Вы хотите сказать, что строительство стратегического объекта, которым несомненно являлся Керченский мост, обошелся без присмотра НКВД? Вот уж позвольте с Вами не согласиться, и за менее значимыми объектами сие ведомство приглядывало. Как житель закрытого города времён СССР могу сказать, что на каждом предприятии города был четвёртый отдел КГБ. А уж что было в 40-ые...
№43 Александр.Т 14 марта 2015 06:00
0
был четвёртый отдел

Извиняюсь, второй отдел.
№44 Светлана_Попкова 13 марта 2015 20:39
+5
Спасибо за неизвестный мне ранее материал.
Тогда во время войны мост строила Страна, сейчас будет строить "Стройтрансгаз", то есть Ротенберг... Вроде бы, какая разница?
Не могу привыкнуть к тому, что с 90-х годов живу в кап.стране.
ХОЧУ НАЗАД В СССР.
№45 gsv11111 13 марта 2015 20:50
-3
А не проще ли сделать транспортый переход? Или мозгов не хватает?
№46 AltXodo 13 марта 2015 20:57
+1
позвольте наивно поинтересоваться: а что в Вашем понимании есть транспортный переход??? feel
----------
Сталин лично расстрелял миллиард солженицыных? Ты идейный борец с "совком"? Ты русский\украинский\пофигу какой националист? Твой главный "аргумент" - "не верю, поэтому ты лжец"? Лови от меня этот большой, вкусный и жирный "минус"!
№47 gsv11111 14 марта 2015 10:47
-1
А это такое сооружение по которому можно премещаться.....типа метро!
№48 Крикс 13 марта 2015 21:02
+2
Строить - надо. А трепаться потом,в мемуарах о том,как это было сложно.
№49 Штирлиц 13 марта 2015 21:02
+3
Отставить панику .Как строитель , ответственно заявляю - мост будет построен ! Ещё любоваться ,все будут ездить ......Срок сдачи 2019 год.
№50 SHEG1972 13 марта 2015 21:08
+1
В Крыму начали набирать вахтовые бригады , на стройку моста . Летом этого года , стройка начнется . smile
№51 Elena2015 13 марта 2015 21:11
+4
Как нам нужен этот мост, даже не сомневаюсь, что будет все здорово и в срок...
№52 Анастас 13 марта 2015 21:26
+2
ежики восхищенно:

А какой вершиной военного искусства была Крымская операция 44-го года! Как 17-ю Армию Вермахта в Черное море сбросили меньше, чем за месяц!

Воистину героическое было время, и в войне, и в труде!
№53 Kentavr57 13 марта 2015 21:59
+1
Проектный институт, в котором я работаю, выиграл в том году тендер на проектно-изыскательские работы по Керченскому транспортному переходу. С мая по август прошлого года мы пахали на двух вариантах, делали изыскания - топографию и геологию (лично мне довелось в одиночку снимать GPS-кой весь остров Тузла, 240 га). Стоял шум и гам невообразимый - давай, давай, срочно, еще срочней и т.д.
Все материалы изысканий мы сдали в конце августа. Пректировщики выдали проект моста на стадии ТЭО (технико-экономического обоснования). Но на стадии "проект" у нас отобрали работу и передали неизвестно кому. Денег заплатили меньше половины, и за то спасибо. Сейчас даже не знаю, делают ли проект по принятому Тузлинскому варианту (а по времени это месяца три-четыре в сталинском темпе). После проекта должны найти подрядные спец. стройорганизации, оборудовать на обоих берегах стройплощадки со всей транспортно-энергетическо - бытовой инфраструктурой. Потом нагнать тучу техники, плавсредств, постороить минимум два бетонных завода - и вперед! В четыре смычка - с острова Тузла на крымский берег навстречу друг другу и с того же острова на Таманский берег тоже навстречу друг другу. На дне пролива, кстати, неглубокого (макс глубина ок. 10 м) залегают илы мощностью до 60 м . Всю эту толлщу надо проходить буро-набивными сваями и заглублятся в коренную породу метров на пять-десять. Каждая свая будет до 70 м высотой, в каждой опоре их будет штук 16-20. Плюс ростверк и тело опоры над водой высотой до 50 м в судоходном пролете. Потом монтаж пролетного строения и много чего еще. Если нагонят 4-5 мостоотрядов и работать будут круглосуточно (а так и работают всегда на строительстве мостов), то к 2018 году один хрен не успеют. А может, и успеют, но мне не верится.
№54 gsv11111 14 марта 2015 10:52
-1
Всё правильно.Поддерживаю.
№55 Elena2015 13 марта 2015 22:01
+1
Правильно Путин сказал, это важный регион мира, за который столько косточек российских положено за много веков...Разве могли мы позволить всякой нечисти топтать его..
№56 Strannik 13 марта 2015 22:59
0
там еще очень много работ по разминированию надо сделать
№57 Лавр 13 марта 2015 23:06
0
Отец моей знакомой в молодости видел крушение этого моста. Зрелище жутковатое. И проблемы со льдом есть. И есть нагонные наводнения, хотя зимой они редки. Вода поднимается на пару метров, а при смене ветра начинает быстро сходить и тогда давление льда в проливе будет мама не горюй. Учитывать надо
№58 Kentavr57 14 марта 2015 12:31
0
Нагонные наводнения есть, это факт. Когда я делал съемку о. Тузла, местные жители, которых осталось 2-3 человека, рассказывали, что после одного такого наводнения плавали коровы, а людей снимали вертолетами. Насчет ледовых полей, сейсмики, штормов все будет учтено. Современные технологии и строительные механизмы позволяют строить чрезвычайно прочные конструкции, с запасом прочности. Поверьте, я 30 лет работаю в мостостроении. Мост обязательно построят, и он будет - картинка! Сейчас на острове осталась одна действующая турбаза "Два моря" и бывш. погранзастава. Еще на остров выбрасываются умирать дельфины, лично видел останки двух особей. Северная часть острова сплошь засыпана ракушками, которые хрустят под ногами при ходьбе. Много змей - гадюк, но они кусают, если только на них наступят. Также видел двух лис. Остров омывается двумя морями - с одной сторны Азовским, с другой - Черным. Черноморский берег - песчаный, а Азовский - илисто-ракушечный. Сам остров стоит на илах, и если на него насыпать дамбу для дорожной насыпи, он может уйти под воду под этой тяжестью. Тут надо думать - а не пройти ли его, т.е. остров, по эстакаде на сваях. Но это будет значительно дороже. Вопросов-уйма, сложностей тоже, поэтому никак не приступят к работам в полную силу.
№59 BMW 14 марта 2015 00:09
+2
Мост нужен Крыму как воздух!и чем быстрее тем лучше!быстрее бы начиналось хоть какое то движение по строительству,а то достали уже эти разговоры и нытье всепропальщиков!
№60 AEF 14 марта 2015 00:56
0
Надо-бы ещё сохранить как-то тот мост, который укронацисты заминировали на перешейке Крым с материком.