Проект перспективного танка «Объект 299»

 
ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ
 
 




Проект перспективного танка «Объект 299»

Проект перспективного танка «Объект 299»

Проект перспективного танка «Объект 299»

 

В видении отечественных конструкторов (ОАО «Спецмаш»)  танк будущего должен оставаться ракетно-пушечным, массой до 50 тонн, с пушкой большого калибра, вынесенной из боевого отделения, и артиллерийскими снарядами не только повышенного могущества, но и корректируемого по траектории по схеме "выстрелил-забыл-поразил". У него должны быть семиопорное шасси с передним расположением моторно-силовой установки и гидропневматическая (или регулируемая) подвеска. Мощность газотурбинного двигателя на уровне 1800 л . с. (не исключен симбиоз с дизелем) должна позволять танку развивать максимальную скорость не менее 95 км/час, при средней по грунтовым дорогам до 60 км/час. Размещение экипажа до 2-х человек - в изолированной капсуле управления в наиболее защищенной средней части корпуса капсула снабжена средствами жизнеобеспечения экипажа, достаточными для нормальной боевой работы без выхода из танка до 72 часов.


Вопросом сокращения экипажа танка до двух человек занялись еще в первой половине 80-х при разработке перспективного советского танка 490А (Е. А. Морозов). Но, наряду с компоновочными преимуществами возникли сложно разрешимые вопросы, особенно касающиеся командирского танка. В дальнейшем был предложен проект «объект 299» с тремя членами экипажа. Автоматизированная система управления огнем, комплекс систем жизнеобеспечения, эргономические кресла.

Наряду с предложенным сокращением экипажа до 2 человек (по крайней мере, на линейных танках) проект танка «объект 299» предполагал ряд нетрадиционных решений. Среди которых - размещение двигателя в передней части корпуса. Экипаж размещался в высокозащищенной капсуле перед боевым отделением, которое было полностью автоматизировано.


Наряду с предложенным сокращением экипажа до 2 человек (по крайней мере, на линейных танках) проект танка «объект 299» предполагал ряд нетрадиционных решений. Среди которых - размещение двигателя в передней части корпуса. Экипаж размещался в высокозащищенной капсуле перед боевым отделением, которое было полностью автоматизировано.

 

Вооружение

Компоновка боевого отделения была также не лишена смелых решений, правда вопрос реализации их в металле в период 90-х, да и в наши дни вопрос весьма сомнительный. Артиллерийское орудие установлено на полноповоротной  герметизированной платформе. Для минимизации пространства для размещения механизма заряжания, магазина боеприпасов  и осуществления операций заряжания  применено орудие (калибр 152 мм )  с поворотной камерой заряжания, при этом магазин боеприпасов размещен на поворотном столе механизма заряжания и выполнен в виде двух кольцевых симметричных  рядов   вертикальных   кассет внутреннего и внешнего кольцевого ряда. Подъем боеприпаса и разворот его для помещения в камору ствола осуществляется рычажным  механизмом.  Задняя   стенка   капсулы  боевого отделения образует переднюю стенку пространства под орудийной  платформой  и  снабжена люком для доступа экипажа к механизму заряжания и магазину боеприпасов.


При этом задняя стенка капсулы выполнена с требованием ее неразрушения при аварийном взрыве боеприпасов. Задняя стенка пространства с механизмом заряжания и магазином    боеприпасов снабжена люком для технического обслуживания   механизма   заряжания   с пультом исполнительных органов  и магазина боеприпасов и выполнена с расчетом разрушения при аварийном взрыве боеприпасов.

Также с левого борта необитаемой башни расположен 7,62 мм пулемет.

Вынесенная пушка, размещенная на крыше башни, никак не защищена не только от снарядов, а и от всего, что попадает на танк – вода, грязь, ветки, камни. С такой проблемой столкнулись разработчики харьковского танка «Объект 490», описанного в материале Танки «Бунтарь», «Боксер», «Молот» (объект 490, объект 490А, объект 477). После изготовления опытного образца боевого отделения и его испытаний с такой же проблемой несомненно столкнулись бы и ленинградские разработчики.

 

 

Проект танка «объект 299» выделено орудие с поворотной камерой заряжания и латок с выстрелом

Проект танка «объект 299» выделено орудие с поворотной камерой заряжания и латок с выстрелом


 

Идея, несомненно, интересная, упрощающая компоновочные решения по боевому отделению, вопрос стоял за «малым» - технической реализации подобного орудия.

Важно отметить, что возможность   реализации   высокозащищенного  танка  с  экипажем  два человека с размещением экипажа в отдельно формируемой высокобронированной капсуле была напрямую связанна с развитием достижений в области технического зрения, в том числе это качается реализации ТВ и тепловизионных устройств эффективных любых погодных  условиях   днем и ночью. Реализация достижений в данной области в России, по крайней мере, в 90-е и начале 2000-х годов ярко иллюстрируется закупкой тепловизионных камер для серийных танков во Франции. Передача изображения от расположенного в необитаемом боевом отделении прицела наводчика и панарамического прицела также вызывает вопросы технической реализации.

 

Защита

Особое внимание было уделено защите. Причем подход был весьма интересный, идеология напоминает решения танка «Объект 490». Правда вместо отсека с топливом в передней части располагался двигатель, что ставит ряд вопросов выживаемости танка на поле боя.

В целом защита корпуса танка в пределах представляла из себя носовой модуль с характерной формой «клюва», на верхней и нижней детали которого размещались секции с динамической защитой в детали с литой основой и плиты из стали повышенной твердости под большими углами встречи.

За ним следовало муторно-трансмиссионное отделение габарит которого составлял 1735 мм . После воздействия ДЗ и стальных плит с высоким углом наклона на первой преграде «клюва» БПС или кумулятивная струя дестабилизировались и теряли часть своей энергии.

Далее ослабленное противотанковое средство встречалось с основной преградой сосредоточенной в капсуле экипажа.

Основная масса защиты танка «объект 299» была сосредоточена в «капсуле» экипажа в центральной части корпуса. Габарит центральной части капсулы выполненной из комбинированной брони с применением новейших материалов составлял 250 мм . В верхней части капсулы была установлена динамическая защита, общий габарит верхней части капсулы 775…800 мм.

На бортовых частях корпуса в верхнем защитном поясе устанавливались блоки с ДЗ, а за ними ребра с ДЗ в литой основе габаритом 130 мм .

Таким при попадании противотанкового средства в лобовую проекцию танка БПС или кумулятивная часть подвергалась воздействию первой преграды с ДЗ и стальными плитами под большим углом, после чего преодолев моторный отсек, или же отсеки надгусеничных полок заполненные топливом на нее воздействовала ДЗ основной брони капсулы и многослойная комбинированная броня.

Вид на капсулу экипажа танка «Объект 299»

Вид на капсулу экипажа танка «Объект 299»


 

Вид сверху на капсулу экипажа «объект 299».

Вид сверху на капсулу экипажа «объект 299».

Видны секции для размещения ДЗ установленные в верхнем защитном поясе борта вдоль бортов и ребра размещенные перпендикулярно им. Таким образом при заданных курсовых углах на БПС или кумулятивный боеприпас воздействовали последовательно 2 слоя ДЗ


 

Обеспечивался уровень защиты эквивалентный по БПС 1100, а по КС 1400 мм стальной брони средней твердости. Защита крыши и люков – более 300 мм .

Защита кормовой части с боевым отделением – от пуль, осколков и огня малокалиберных автоматических пушек. На необитаемой башне по бокам размещались 2 РЛС комплекса активной защиты, варианта КАЗ «Арена». По периметру размещались средства поражения атакующего боеприпаса (антиснаряды).

 

Подвижность

Для установки на танк предполагалось создание персептивного ГТД с мощностью более 1800 л .с. с пониженным, практически до уровня дизельных двигателей потреблением топлива. Подобная затея предпринималась уже до этого, известна печальная история из первой половины 80-х годов связанная с двигателе ВТДТ-1000Т. Подробнее см. - Объект 476 "Кедр" (ХКБМ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.96 г. №227-15 планировалась разработка перспективного танкового ГТД мощностью 1800- 2000 л .с. с удельным расходом топлива 170-206г/л.с.ч.

 

МТО унифицированного шасси объект 299

МТО унифицированного шасси «объект 299»


 

Перспективный ГТД массой 1200 кг должен был размещаться в моторно-трансмиссионном отделении объемом 3,8 м³ . Предусматривалось выполнить его компоновку по двухвальной схеме, включающей двухступенчатый компрессор и такую же турбину высокого давления. Камеру сгорания планировалось выполнить выносной. Предполагалось наличие регенератора. Такой двигатель должен был стать элементом комплексной силовой установки в виде единого агрегата, где кроме ГТД размещались все системы двигателя (воздухоочистки, охлаждения, сжатого воздуха), а также электромеханическая трансмиссия и электроэнергетическая система для новых систем вооружения. Запас топлива размещался в защищенных отсеках вдоль бортов корпуса.

С учетом неудачной разработки ГТД с пониженным потреблением топлива реальность этих планов можно оценивать весьма скептически. Начало этой истории идет еще с первой половины 70-х, нового ГТД изначально планировалась на перспективный танк, создававшийся в рамках  «Тема 101» - создание перспективного танка 80-х (Проект танка «Объект 225» и «Объект 226».

 

Семейство перспективных машин на базе унифицированного шасси

Блочно-модульная конструкция перспективного танка позволяла за счет замены функциональных модулей создать семейство унифицированных машин: боевой машины поддержки танков, самоходно-артиллерийской установки, машины поддержки с противотанковым ракетным комплексом, машины разведки и управления, роботизированной боевой машины.

 


 

При использовании единого шасси как унифицированной платформы открываются новые возможности применить единые комплекс управления, систему дистанционных команд и противопожарного оборудования, а также систему жизнеобеспечения.

 

Основные машины из предлагавшегося ОАО «Спецмаш» семейства:

Начнем с машины, наиболее близкой по компоновочным решениям - танка с управляемым вооружением вертикального старта. Основные отличия в этом варианте касаются боевого отделения, в котором размещаются 30 контейнеров с ракетами различного назначения для оказания непосредственной боевой поддержки. Они изолированы от другого оборудования специальными экранами. Сверху боекомплект надежно закрыт бронированными крышками и элементами динамической защиты.

 

Вариант танка на базе «объект 299» с управляемым ракетным оружием вертикального старта

Вариант танка на базе «объект 299» с управляемым ракетным оружием вертикального старта.

Стоит отметить, что до реализации подобной концепции с вертикальным стартом ракет в 90-е было так же далеко как и сейчас.


 

В боевой обстановке осуществляется подъем крышек, после пуска ракет они закрываются. Дневно-ночные телевизионные прицелы имеют независимый курсовой обзор, так как установлены во фронтальной минибашне со вспомогательным вооружением.

 

Тяжелая боевая машина пехоты

Тяжелая боевая машина пехоты, предназначенная для ведения боевых действий как в едином боевом порядке с танками, как и при ведении продолжительных автономных боевых операций-тяжелая боевая машина пехоты. Здесь, помимо пушки калибра30 мм, установлены 12,7-мм пулемет «Корд» и 30-мм гранатомет АГС-17.

 

Тяжелая боевая машина пехоты на базе «объект 299»

Тяжелая боевая машина пехоты на базе «объект 299»


 

В машине вместимостью 11 человек предусмотрено размещение, кроме боеприпасов, запасов воды и продуктов питания, средств маскировки, палатки и даже средств минирования. Масса тяжелой БМП – до 50 т, запас хода – 500 км , максимальная скорость – 71,5 км/ч .

 

Комплекса машин для инженерного обеспечения и сопровождения

Используя накопленный опыт, на унифицированной боевой платформе с нарастающим темпом удалось продолжить работы по развитию семейства. Так, была выполнена разработка комплекса машин для инженерного обеспечения и сопровождения (тема «Комплект»). Проектирование велось по заказу УНИВ МО РФ (с долевым участием МЧС РФ) в соответствии с постановлением правительства от 11.03.1991 г. №90-24. К сожалению, в 1996-1997 гг. из-за отсутствия финансирования эти работы были прекращены.

 

Машина управления и разведки Дистанционно управляемая машина разграждения «Комплект»

Машина управления и разведки

Дистанционно управляемая машина разграждения «Комплект»

 

Капсула экипажа

Капсула экипажа

 

В состав комплекса входили машина разграждения и машина управления и разведки. Машина управления и разведки выполняет задачи по инженерной разведке местности, дорог и различных объектов, степени их разрушения, зараженности радиоактивными и химическими веществами, а также дистанционного управления машиной разграждения.

Машина управления и разведки оснащена комплексом технического зрения и дистанционного управления, приборами радиационной и химической разведки, оборудована бульдозерным отвалом, манипулятором, лебедкой, устройством обозначения опасных зон, способна выполнять газоэлектросварочные работы.


Вторая машина комплекса – машина разграждения, дистанционно-управляемая. Предназначена для расчистки местности, разборки завалов, разрушенных строительных конструкций, сбора и погрузки зараженного грунта и предметов. Для этих целей она оборудована бульдозером с регулируемым отвалом и сменным двухчелюстным рабочим органом, манипулятором с универсальным захватом и комплектом сменного оборудования (гидромолот, взрывогенератор).

 

Ходовой макет «Объекта 299»


 


Источники

Патент РФ RU 2138004 Дата публикации: 1999.09.20

А. С. Ефремов. «Техника и вооружение» 2012. № 02 

 





 




 
ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ