Состояние и направления развития бронетанковой техники в зарубежных странах (2015)

 

Подполковник Ю. Кузьмин

За последнее десятилетие за рубежом активно велись НИОКР по созданию новых образцов боевых бронированных машин (ББМ) различного назначения. Применяемые при этом конструктивно-компоновочные решения указывают на постепенное стирание границ между типами бронетанковой техники и переход к построению универсальных машин.

Анализ характеристик состоящих на вооружении основных боевых танков (ОБТ) и боевых машин пехоты (БМП) показывает, что эти средства изначально предполагалось использовать в ходе крупномасштабных боевых действий, в результате чего они оказались не приспособленными к применению в современных локальных конфликтах.

Например, боевой потенциал танков оказался избыточным для поражения целей, и их роль начали выполнять боевые машины с тяжелым вооружением (БМТВ), сравнимые по огневой мощи с ОБТ. При этом последние уступают им по уровню защищенности, но выигрывают в плане маневренности и стоимости.

В проводимых за рубежом работах можно выделить ряд направлений, которые в долгосрочный период смогут изменить технический уровень ББМ.

Одно из них предполагает повышение огневой мощи за счет совершенствования пушек, например увеличения их калибра, и разработки новых типов боеприпасов, в том числе с программируемыми электронными взрывателями. Ожидается также широкое применение необитаемых башен с дистанционно управляемыми модулями вооружения.

Например, в США ведутся НИОКР по созданию многофункционального танкового снаряда AMP (Advanced Multi-Purpose). Предположительно он будет оснащен взрывателем с четырьмя режимами. Это позволит наводчику выбрать оптимальный режим для поражения конкретного типа целей: пехота, легкая бронетехника или укрепленное сооружение.

Возможно снаряд AMP в перспективе заменит такие танковые выстрелы, как состоящие на вооружении кумулятивно-осколочные М830 HEAT (High Explosive Anti Tank) и M830A1 MPAT (Multi-Purpose Anti Tank), противопехотный снаряд Ml028 Canister и бето-нобойный M908 HEOR (High Explosive Obstacle Reduction).

Внешний вид многофункционального танкового снаряда AMP и существующие танковых выстрелов
Вариант уничтожения противника вне зоны воздействия его вооружения
Внешний вид ЕМТВ, оснащенной системой "Адаптив", которая установлена вдоль бортов корпуса. Виды различных картинок, видимых в ИК-диапазоне: 1 - система выключена; 2 - система включена (машина почти невидима); 3 - система включена в режиме имитации сигнатуры легкового автомобиля
Внешний вид многофункциональной системы защиты "Мусс"
Общая схема действия комплекса активной защиты
Схема реагирования комплекса активной защиты
Вариант размещения динамической защиты
Схема дополнительного бронирования ББМ
Использование материала армортекс для уменьшения угла разлета осколков

В долгосрочный период можно ожидать роста показателей подвижности за счет наращивания мощности двигателей: на танках в пределах 1500-2000 л. с, на гусеничных ББМ - 500-1200 л. с., на колесных - 400-800 л. с, совершенствования силовых агрегатов, автоматических и гидромеханических трансмиссий, регулируемых гидропневматических подвесок, а также вспомогательных силовых установок.

Повышение командной управляемости в долгосрочный период намечено обеспечить благодаря внедрению новых защищенных средств связи, а также бортовой информационно-управляющей системы (БИУС), сопряженной или интегрированной с АСУ войсками.

Кроме использования БИУС, в отличие от предыдущих образцов ББМ, с целью интеграции в единое информационное пространство всех составляющих возможно изменение компоновки разрабатываемых и модернизируемых машин.

В частности, наряду с размещением в десантном отделении военнослужащих планируется транспортировать там также малогабаритные БЛА с вертикальным взлетом и посадкой.

Наиболее интенсивно за рубежом изучаются вопросы повышения защищенности объектов бронетанковой техники (БТТ). Это обусловлено увеличением количества, номенклатуры и эффективности как противотанковых средств (ПТС), так и боеприпасов к ним.

Как показывает практика танкостроения, повышение уровня защищенности бронетанковой техники обеспечивается по различным направлениям, а именно: противодействие средствам наведения и обнаружения; защита от снарядов и ракет; защита от противотанковых мин и самодельных взрывных устройств.

В настоящее время повышение живучести БТТ достигается за счет установки специальных противокумулятивных экранов для защиты бортовых проекций и днищевых бронеплит для повышения противоминной стойкости, дополнительного бронирования верхней полусферы и использования маскировочных покрытий для снижения заметности в ИК-диапазоне. При пробитии брони живучесть достигается за счет наличия внутренних броневых перегородок, изолированного размещения боекомплекта и топлива, применения контейнеров для боеприпасов, автоматических систем тушения пожара, негорючих жидкостей в гидросистемах, установки топливных баков сотовой конструкции и др.

Вместе с тем наличие дополнительного бронирования ведет к увеличению массы машин и, как следствие, снижению подвижности. Кроме того, неустранимым недостатком является одноразовость использования навесных комплексов защиты, что требует наличия в каждом подразделении запасов модулей и дополнительного ввода в штат военнослужащих, которые будут заняты транспортировкой и заменой вышедших из строя модулей.

Анализ взглядов военного руководства зарубежных стран показал, что решение проблемы повышения защищенности БТТ оно связывает с созданием многоуровневой системы защиты, обеспечивающей уничтожение противника вне зоны воздействия его вооружения, исключение своего обнаружения на ранней стадии, снижение вероятности попадания и минимизацию повреждений в случае пробития брони.

Уничтожение противника вне зоны воздействия его вооружения может быть обеспечено за счет использования разведывательных датчиков дальнего обнаружения на самой боевой машине или другом взаимодействующем объекте. В случае обнаружения потенциального средства поражения оно уничтожается путем применением вооружения самой машины большего радиуса действия или с помощью огневой поддержки взаимодействующих подразделений, например авиации или артиллерии.

Решить поставленную задачу возможно путем интеграции БИУС БТТ с автоматизированными системами управления тактического звена. Программное обеспечение АСУ обеспечит автоматическое обновление базы данных по различным каналам связи, а также сопряжение со средствами автоматизации боевых машин, летательных аппаратов и спешенных военнослужащих.

Исключение обнаружения и опознавания необходимо для воспрепятствования определению местонахождения и установке принадлежности защищаемого объекта, например, путем изменения характеристик ИК-излучения машины.

Этому должно способствовать уменьшение сигнатуры объектов при применении специальных лакокрасочных покрытий, радиопоглощающих и термоэлектрических материалов.

Так, в целях снижения заметности бронетехники от оптоэлектронных средств разведки и высокоточного оружия используются особые средства, позволяющие наносить на поверхность защищаемых объектов лакокрасочные покрытия, снижающие заметность объектов в видимом и инфракрасном диапазонах.

Кроме того, ведутся НИОКР по созданию системы снижения заметности "Адаптив", действие которой основано на выравнивании наблюдаемого контраста боевой машины с уровнем фона или формировании сигнатур и конфигурации их излучений для имитации других объектов. В частности, разработан экран, представляющий собой матрицу термоэлектрических ячеек из достаточно высокопрочного материала с изменяемыми температурными характеристиками. Для управления ими используется специализированный микрокомпьютер с внешней ИК-камерой, регистрирующей исходные параметры окружающего фона. При соответствующей настройке данный экран способен управлять ИК-излучением защищаемого объекта.

Снижение вероятности попадания в ББМ боеприпасов будет обеспечиваться использованием систем активного противодействия: комплекса оптико-электронного подавления (КОЭП) и комплекса активной защиты (КАЗ).

КОЭП обеспечивает защиту машины от ПТУР с лазерной системой наведения за счет постановки помех системам управления полетом этих ракет и создания аэрозольных завес, маскирующих машину в видимом и ИК-спектре. Примером данного средства является разработанная в ФРГ система "Мусс" (MUSS - Multifunctional Self-protection System).

Многофункциональная система защиты "Мусс" наряду с аппаратурой обнаружения лазерного облучения и наведения ракет MILTAS (диапазон 0,45-1,65 мкм) имеет в своем составе датчики предупреждения о пуске ракет AN/AAR-60 MILDS (ультрафиолетовый диапазон с длиной волны 300 нм). Обнаружение облучения осуществляется по азимуту 360е, а по углу места 70°.

Принцип работы КАЗ заключается в воздействии на приближающийся поражающий элемент (снаряд, ракета), с тем чтобы нейтрализовать или изменить его траекторию, затруднить попадание в защищаемый объект, резко снизить эффективность его воздействия.

Быстрое реагирование является необходимым условием для эффективности работы КАЗ. В настоящее время у существующих зарубежных образцов время реакции составляет 300 мс, что позволяет в секторе 360° по азимуту и 55° по углу места произвести перехват противотанковой ракеты, летящей со скоростью до 500 м/с, с расстояния запуска 400 м, а гранаты от РПГ-7 - с 30-100 м.

В долгосрочный период ожидается разработка комплекса такого назначения со временем реакции 1-0,5 мс, способного осуществить перехват снаряда или ракеты, летящих со скоростью 2 500-3 000 м/с.

Предотвращение пробития защиты в настоящее время обеспечивается комплексом мероприятий, в частности таких, как оборудованием бронетанковой техники динамической защитой (ДЗ). Установленная на крыше, боковых проекциях башни, а также на бортах корпуса ДЗ прикрывает более 60 % поверхности в курсовых углах обстрела ± 20° по корпусу и ± 35° по башне.

В дальнейшем ожидается расширение возможностей такой защиты по противодействию поражающим элементам, в том числе кинетическим боеприпасам, путем создания мощного бокового импульса в ее элементах, позволяющего дестабилизировать или разрушить сердечник снаряда, а также кумулятивным средствам с тандем ной боевой частью посредством увеличения времени воздействия на кумулятивную струю за счет применения дополнительных метательных пластин с включением в их состав неметаллических элементов. Ожидается, что оснащение такой защитой боевых машин повысит противокумулятивную стойкость в 1,5 раза, а защищенность от воздействия бронебойно-подкалиберного снаряда - в 1,2 раза.

Кроме того, для уменьшения вероятности пробития используются решетчатые и противокумулятивные экраны, а также дополнительные съемные модули защиты верхней, боковой и фронтальной проекций.

Минимизация повреждений в соответствии с концепцией многоуровневой системы защиты будет достигаться за счет пассивной защиты - наличия специальных защитных покрытий внутренней поверхности самого объекта, а также конструктивно-компоновочных решений внутри него.

В среднесрочный период ожидается создание металлической подложки, которая будет состоять из титановых и алюминиевых сплавов, пригодных для использования совместно со скрытыми керамическими элементами. Кроме того, с целью использования защитных свойств таких материалов, как либа (Liba), кератего (Ceratego), армортекс (Armourtex) и роузист (Rosist), ведутся работы по обеспечению их универсальности, что позволит применять их не только на воздушных и морских, но также и на наземных средствах. Испытание материала армортекс продемонстрировало уменьшение конуса разлета осколков во внутреннем пространстве машины с 90 до 16-20°, что подтверждает возможность использования данного материала в качестве подбоя.

Таким образом, работы по совершенствованию БТТ ведутся в различных направлениях, основным из которых является повышение защищенности образцов. Анализ взглядов военных специалистов зарубежных стран показал, что пассивная броня как базовый тип защиты от всех типов средств поражения будет по-прежнему незаменима. Ее эксплуатационная масса снизится за счет использования материалов, изготовленных на основе новых технологий. При этом возможность замены броневых модулей или бронированных частей, а также установка дополнительной защиты будут предусматриваться уже на стадии разработки конструкции машины.

В долгосрочный период решение проблемы повышения защищенности БТТ зарубежные эксперты связывают с созданием многоуровневой системы их защиты, предусматривающей наличие комплексов динамической защиты, а также систем активного противодействия огневому поражению.

Зарубежное военное обозрение. 2015, №3, С.55-59

Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar