Торпедный катер-истребитель на подводных крыльях. Проект Р.Е. Алексеева

По материалам книги: Т.Р. Алексеева, О.И. Наумова. От замысла к воплощению… Эскизы, рисунки, чертежи Ростислава Алексеева. – Ниж.Новгород: Кварц, 2014

Многим знакомо имя Ростислава Евгеньевича Алексеева – советского кораблестроителя, создателя судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолетов. После себя этот гениальный человек оставил большой технический задел по кораблям с динамическими принципами поддержания. Оставшиеся эскизы и рисунки Алексеева начала 1940-х годов, связанные с созданием катеров разного назначения, раскрывают его поиски решения принципиальных вопросов проектирования крыльевого комплекса для судов на подводных крыльях. Теоретические разработки шли параллельно с практическими испытаниями моделей. В 1941 г. Алексеев защитил дипломный проект скоростного глиссера А4 на подводных крыльях, а госкомиссией Ростиславу Евгеньевичу было присвоено звание инженера-кораблестроителя. Однако начавшаяся война потребовала переосмыслить назначение судна, на основе которого он начал упорно разрабатывать торпедный катер-истребитель. Занимаясь этим проектом в свободное время, Алексеев с 1941 по 1943 годы работал в должности контрольного мастера выпуска танков на заводе «Красное Сормово». Тем не менее, в 1942 году управление кораблестроения ВМФ официально выделило ему помещения и людей для работы над созданием боевых катеров на подводных крыльях.

 

 

Военный вариант А4 по конструкции имел много общего с исходным проектом. Сигарообразный корпус катера имел большое удлинение и опирался на два глубокопогруженных подводных крыла. Расчетное водоизмещение корабля составляло всего 28 тонн, длина 45 м, ширина 3,25 м, экипаж около 10 человек. Двигатель мощностью 2000 л.с. должен был сообщать невиданную для того времени максимальную скорость в 100 узлов.

 

 

Основное вооружение, состоявшее из четырех торпед калибра 533 мм, находилось в средней части корпуса. Сброс торпед осуществлялся через вытянутые бортовые лацпорты, т.е. прицеливание задавалось курсом самого катера. Наверху в середине располагалась башня кругового вращения с универсальным 75-мм орудием и встроенным оптическим дальномером. Боезапас предполагался в количестве 100 снарядов. Дополнительно предусматривалась установка от одной до трех многоствольных пулеметных установок ДШК с боезапасом 50000 патронов, а на корме оборудовался бомбосбрасыватель для двенадцати глубинных бомб.

 

 

Проект был достаточно хорошо проработан и для своего времени был достаточно новаторским и даже футуристическим. Фактически это было судно-перехватчик, не оставляющее врагу шанса на уклонение от торпедного залпа. Впоследствии уже после окончания войны Алексееву удалось воплотить в жизнь свои разработки и в Советском Союзе появились невиданные в мире скоростные пассажирские суда на подводных крыльях, а затем аналогичные военные корабли и, как венец конструкторской мысли – экранопланы КМ, «Орленок» и «Лунь».

 


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru