Истребители и истребители-бомбардировщики

Перехватчик Су-9

Перехватчик Су-9

11:5230 Apr, 2015 11568

Су-9 — сверхзвуковой высотный перехватчик с треугольным крылом. Вплоть до начала поступления на вооружение МиГ-25П — самый быстрый и высотный перехватчик ПВО СССР.

Прототип перехватчика с треугольным крылом Т-3 проходил испытания параллельно с прототипом фронтового истребителя со стреловидным крылом — С-1, будущим Су-7. Первый полет Т-3 совершил 26 мая 1956 года. Испытания совпали с активизацией разведывательных полетов американских высотных самолетов U-2. Необходимость перехвата особо высотной цели привела к требованию повысить практический потолок самолета до 21 километра. Для решения этой задачи двигатель АЛ-7Ф был заменен на форсированную версию, АЛ-7Ф-1. Испытания показали определенную «капризность» двигателя, склонность к помпажу. Решение нашли в регулируемом воздухозаборнике.

Доработанная машина под индексом Т-43 совершила первый полет 11 октября 1957 года. Самолет быстро показал столь впечатляющие летные характеристики, что уже в ноябре было принято решение о создании на его базе перехватчика с ракетами К-5. В 1958-м планы были уточнены — параллельно начались работы над перехватчиком Т-3−51 с четырьмя ракетами К-5 и Т-3−8М и двумя перспективными К-8М. В отличие от всех предыдущих работ в этот раз планировалось создание целого комплекса перехвата, включавшего в себя наземную аппаратуру наведения «Воздух-1», самолет и управляемые ракеты.

Схема Су-9


Изображение: Kaboldy

Прототипы Т-3−51 (в КБ продолжали называть их Т-43) начали полеты в мае 1958 года, серийное производство началось в конце того же года — такова была спешка! В апреле 1960-го самолет успешно прошел государственные совместные испытания и был рекомендован к принятию на вооружение. Первые серийные машины участвовали в попытках перехвата U-2 в апреле того же года и в охоте за самолетом Фрэнсиса Пауэрса 1 мая, однако не добились успеха в обоих случаях — из-за отсутствия штатных ракет, недостаточной подготовки пилотов и полного отсутствия опыта наведения нового самолета на высотную цель у наземных операторов.

В сентябре 1960 года самолет был принят на вооружение под индексом Су-9. В общей сложности до 1962 года было выпущено 1066 Су-9. Была создана двухместная учебно-тренировочная модификация Су-9У.

Основным вооружением самолета были наводимые по радиолучу ракеты К-5. Это обеспечивало поражение только неманевренных целей и, на практике, только в заднюю полусферу. С целью расширить возможности перехватчика в конце 60-х его доработали для применения ракет Р-55 с инфракрасными ГСН.

Несмотря на несовершенное вооружение, благодаря своим выдающимся летным характеристикам Су-9 оставались в частях первой линии до начала 70-х, когда были заменены Су-15 и МиГ-25.

Самолет Су-9У

Основные летно-технические характеристики:

  • Длина самолета — 18,06 м,
  • Размах крыла — 8,54 м,
  • Высота самолета — 4,82 м,
  • Вес пустого — 7675 кг, максимальный взлетный — 12512 кг,
  • Максимальная скорость -2230 км/ч,
  • Потолок — 20000 м,
  • Дальность полета -1260 км. (без ПТБ), 1710 км (с двумя ПТБ),
  • Экипаж — 1 человек,
  • Вооружение самолета: четыре ракеты К-5. Позднее две ракеты К-5 и две Р-55. С конца 60-х часть самолетов доработана для применения бомбового вооружения — до двух ФАБ-250. Встроенное пушечное вооружение отсутствовало, допускалась подвеска вместо двух ПТБ (имевших отдельные узлы подвески) одного пушечного контейнера УПК-23−250 с пушкой ГШ-23.

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена