Опытная подводная лодка «С-99» проекта 617 — единственная советская субмарина, на которой классическая дизель-электрическая схема была дополнена парогазотурбинной установкой для подводного хода.
После того, как закончилась Великая Отечественная война, все немецкие наработки по созданию подводных лодок с парогазотурбинными установками (ПГТУ) были разделены между
В 1946 году в
В 1949 году коллективом
По результатам проектирования сформировался двухкорпусный корабль водоизмещением около 1000 тонн. В межбортном пространстве были расположены восемь цистерн главного балласта, топливные цистерны и проницаемые выгородки с запасом перекиси водорода.
Винто-рулевая группа опытной ПЛ проекта 617. Фото из книги «Адмиралтейские верфи подводному флоту России»
Энергетическое оборудование включало в себя
По разработанной Бюро проектной документации началось строительство подводной лодки на заводе № 196 (
В соответствии с приказом МСП № 00133 от 18 февраля 1953 года, в связи с необходимостью организации работ по созданию первой отечественной атомной подводной лодки, все работы по проекту 617, а также научные исследования, связанные с этим проектом, вместе со стендом были переданы в
После завершения ходовых испытаний 21 апреля 1955 года лодка была предъявлена к государственным испытаниям, которые закончились 20 марта 1956 года, и в этот же день она была передана в опытную эксплуатацию в составе ВМФ. В приемном акте Государственной комиссии отмечено: «По широкому диапазону больших подводных скоростей и дальностям хода с этими скоростями подводная лодка не имеет себе равных в составе отечественного флота, что значительно расширяет тактические возможности боевого использования подводных лодок такого типа».
Создание скоростной подводной лодки проекта 617 с паротурбинной установкой, работающей в подводном положении с использованием перекиси водорода, позволило
Опытная подлодка проекта 617. Фото из книги «Адмиралтейские верфи подводному флоту России»
Конструкция:
Корпус лодки создавался максимально обтекаемым для улучшения ходовых качеств. Обводы кормовой части спроектированы аналогично немецкому проекту XXVI, количество выступающих частей было минимизировано. Лодка имела двухкорпусную конструкцию, запас плавучести составлял 28%. С учетом разделения прочного корпуса на 6 отсеков была обеспечена плавучесть лодки при затоплении любого отсека прочного корпуса. От немецкого проекта были позаимствованы: устройство шноркеля, система продувки цистерн главного балласта в позиционном положении выхлопными газами дизеля, развитая система гидравлического оборудования вместо пневматики, были установлены
Силовая установка:
Принцип работы парогазотурбинной установки был основан на цикле турбины Г. Вальтера: высококонцентрированный пероксид водорода разлагался на воду и кислород. Кислород поступал в камеру сгорания, затем туда впрыскивались специальное топливо и пресная вода. Образовавшаяся парогазовая смесь под высокими давлением и температурой вращала турбину. В завершение цикла продукты сгорания охлаждались, ненужную углекислоту удаляли за борт, а вода направлялась на очередной рабочий цикл.
Вооружение:
6 носовых торпедных аппаратов и 12 торпед 533 мм.
Тактико-технические характеристики:
- Водоизмещение нормальное — 950 т,
- Глубина погружения — 200 м,
- Скорость подводная под ПГТУ — 20 уз.,
- Скорость подводная под ГЭД — 9,5 уз.,
- Автономность — 45 суток,
- Дальность плавания (подводная) полной скоростью под ПГТУ — 120 миль, скоростью 14,2 уз под ПГТУ — 198 миль, под РДП со скоростью 5−8 уз — 8000 миль.
Рассказать друзьям