На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

ЗАКАВКАЗЬЕ: КОРИДОРЫ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Алексей ЧИЧКИН | 20.05.2015 | 19:28

...24 мая 1945 г. в порт Батуми прибыл крупный, последний по этому маршруту крупный союзнический конвой гуманитарных и «ленд-лизовских» грузов. Они вскоре были направлены по железным дорогам Грузии, в РСФСР, и частично – в направлении Баку. Ведь именно там, наряду с Арменией и Грузией, находились некоторые предприятия, эвакуированные в 1941-1942 гг. из прифронтовых регионов СССР. В целом, совокупная доля портов и других транспортных артерий Армении и Грузии в доставке поступающих в СССР союзнических и советских внешнеторговых грузов в 1941-1945 гг. почти достигла 15 %.

По воспоминаниям Арама Пирузяна, главы правительства Советской Армении в военные годы, «транспортный комплекс всего Закавказья в военный период работал в едином ритме, почти не было никаких сбоев. Хотя в тех сложнейших условиях в этом регионе перевозились не только, например, эвакуированные предприятия, но также и грузы от союзников, в том числе через Иран, и от нейтральных стран, продолжавших торговлю с СССР в военные годы». 

Схожее мнение высказал в мае 1953 года Мир-Джафар Багиров, руководитель Азербайджанской ССР в 1932-1953 гг.: «Все транспортные артерии Закавказья в военный период продемонстрировали очень высокий уровень отлаженной работы. В частности, коридоры Джульфа (граница Азербайджана с Ираном – прим. ред.) – Тбилиси – РСФСР, Батуми – Тбилиси – Баку, Ереван – Джульфа – Минджевань – Баку и другие работали как часы. Это было стратегически важно не только для фронта, но также для тыла, особенно закавказского». 

По имеющимся данным, «ленд-лизовские» и внешнеторговые грузы, поступавшие в СССР в тот период, распределялись по маршрутам следующим образом: через Персидский залив – Иран – Закавказье – почти 28 %; через советский Дальний Восток – 45 %; через советскую Арктику – 2,5 %; через порты Мурманской и Архангельской областей (включая Беломорско-Балтийский канал) – примерно 20 %. Что касается поставок через черноморские порты, т.е. в порты Грузии, то этот путь стал возможным только после 23 февраля 1945 г., когда Турция официально объявила войну Германии и Японии. Отметим также, что для увеличения пропускной способности портов и железных дорог Закавказья в этот регион поступала часть «ленд-лизовского» оборудования из Великобритании, США и Канады. 

Важнейшее значение для снабжения фронта и тыла нефтью и нефтепродуктами, в том числе поступавшими из западных стран-союзников, имел также транскавказский нефтепровод Баку – Тбилиси – Батуми, вступивший в действие в первой половине 1930-х годов. Неоднократные попытки германско-турецкой агентуры вывести его из строя, равно как и попытки «люфтваффе» разрушить эту стратегическую артерию, провалились благодаря точным действиям советских зенитчиков и органов безопасности. Как, кстати, не удалось это сделать и в Иране, где одной из важнейших задач нацистов также являлось нарушение коммуникаций союзников, идущих от портов Персидского залива к границам Советского Союза, по которым США и Великобритания поставляли вооружение и снаряжение по договору о ленд-лизе (1).

Характерно, что британская сторона осенью 1942 г. предложила ввести для охраны нефтепровода Баку – Батуми свои войска, однако по понятным причинам Москва отвергла такую инициативу. Кстати, нелишне напомнить, на том же маршруте работал до конца 1920-х гг. керосинопровод, построенный к ещё в 1907 году (его и заменил вышеупомянутый нефтепровод), но... весь этот маршрут в 1918-м был оккупирован войсками Германии и Турции. А в 1919-м – британскими войсками... 

В ноябре 1942 г., в связи с угрозой прорыва немецких войск через Грузию в Закавказье, этот нефтепровод был размонтирован, а его трубы в начале 1943 года направлены для срочного сооружения нефтепродуктопровода Саратов – Астрахань, сыгравшего важную роль для нефтеснабжения и Сталинградского фронта, и советского флота на Каспии. Эта артерия была необходима и ввиду крупных объемов перевозок союзнических грузов из иранских портов. А трубопровод Баку – Тбилиси – Батуми уже к 1948 году был построен заново.

Заметим, в этой связи, что транспортное строительство в регионе активно продолжалось и в военные годы. Так, в 1942-1944 гг. было ускорено развитие пропускной способности причерноморской железнодорожной магистрали Сухуми – Гагры – Адлер, переданной в пассажирскую эксплуатацию к осени 1945 года. Напомним, ныне эта магистраль не функционирует в силу патовой ситуации в «треугольнике» Москва – Тбилиси – Сухум. К весне-осени 1944 года была также построена стальная магистраль Боржоми – Ахалцихе (юго-западная Грузия); были созданы дополнительные железнодорожные «развязки» между приграничной Джульфой (Азербайджанская СССР) и южноармянскими станциями Мегри и Агарак. Тогда же ввели в действие дополнительные пути на направлениях Джульфа –Нахичевань – Норашен – Ереван – Ленинакан и Мегри – Кафан – Горис; была увеличена мощность портов Поти и Сухуми. Таким образом, именно в военный и первый послевоенный период в Закавказье существенно расширилась общерегиональная транспортная сеть. Примечательно, что впоследствии столь масштабных работ в транспортном строительстве Закавказья в советский период не велось, вплоть до распада общего государства, после чего коммуникационными проектами занялись уже внешние игроки, исходя из своих геополитических интересов.

Говоря о переоцениваемой многими западными авторами роли ленд-лиза в контексте победы Советского Союза в Великой Отечественной войне, военный историк Андрей Исаев отмечает, что «одним из серьёзных элементов поставок в Красную Армию были автомобили… В Советский Союз действительно массово поставлялись хорошие полноприводные американские автомашины», около 375 тысяч за всю войну (2). Нелишне в этой связи, напомнить, что в рамках программы ленд-лиза в Иране в 1942-1944 гг. было построено 4 автомобильных завода General Motors (США). 

За годы войны с этих предприятий в СССР было отправлено 184112 автомобилей (чуть менее половины всех поставок американской автотехники). А перегонялись они по следующим основным маршрутам:

1) Тегеран – Мешхед – Ашхабад, 

2) Тегеран – Казвин – Астара – Ленкорань – Баку, 

3) Тегеран – Тебриз – Джульфа –  Ереван – Айрум – Тбилиси – Сталинири (с 1962 г. Цхинвали) – Орджоникидзе (с 1990 г. – Владикавказ).

4) Энзели – Астрахань через Каспийское море.

Кроме того, именно в Батумский портовый район в конце 1941-го был эвакуирован весь  черноморский  флот СССР – военный, торговый и пассажирский. А Азербайджан в  военные годы был основной нефтяной базой армии и тыла.

Таким образом, закавказские и транскавказские транспортные коридоры, многие из которых были созданы в военные годы, сыграли важнейшую экономическую и оборонную роль в обеспечении Великой Победы над фашизмом. 

Примечания
 
(1) Магомедханов В.М. Экспансия нацистской Германии в Иран и курдское национально-освободительное движение (1930–1940-ые гг.) // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-3. С. 605-610.
(2) Великая Отечественная: миф о решающем значении ленд-лиза // http://dentv.ru/content/view/velikaya-otechestvennaya-mif-o-reshayuschem-znachenii-lend-liza/

Материал подготовлен в рамках проекта Научного общества кавказоведов «Этнокультурное разнообразие России как фактор формирования общегражданской идентичности», осуществляемого при поддержке Общероссийской  общественной организации Общество «Знание» 

Армения Великая Победа Грузия Иран коммуникации Общество «Знание» СССР



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2024 | НОК | info@kavkazoved.info