Ракеты «воздух-земля»

КС-1 «Комета»

КС-1 «Комета»

11:4122 May, 2015 9974

Противокорабельная крылатая ракета, «самолет-снаряд» по терминологии своего времени. Первая серийная отечественная управляемая противокорабельная ракета (ПКР) и один из первых успешных образцов управляемого противокорабельного авиационного оружия в мире.

Разработка противокорабельного «самолета-снаряда» началась в 1947 году силами КБ «МиГ». Выбор исполнителя предопределил конструкцию ПКР — ее создавали на основе истребителя, заменив, по сути, кабину летчика на мощную боевую часть (БЧ) и установив аппаратуру наведения. Первоначально планировалось взять за основу МиГ-9, однако вскоре было принято решение переориентироваться на более скоростной и перспективный МиГ-15. ПКР внешне практически была схожа с истребителем, отличало отсутствие кабины, обтекатель РЛС в носу и большая стреловидность крыла. В качестве носителя был выбран единственный имеющийся на тот момент в наличии тяжелый бомбардировщик — Ту-4, советская копия B-29 «Суперфортресс».

В 1951 году начались летные испытания. Чтобы за время отработки автопилота и систем наведения не израсходовать огромное количество прототипов ПКР, было решено сделать пилотируемый самолет-аналог максимальной схожим с ракетой, но без БЧ и с кабиной летчика. Первый полет «К» — так назвали самолет-аналог — состоялся 4 января 1951-го, первый сброс с доработанного Ту-4 — в мае того же года.

Самолет-аналог «К» под крылом Ту-4
Самолет-аналог «К» под крылом Ту-4

После сброса «К» осуществлял полет подобно ракете, но в последний момент летчик должен был взять управление на себя, отвернуть от мишени и вернуться на аэродром. Ведущим летчиком-испытателем на самолетах-аналогах был ас Великой Отечественной войны, дважды герой Советского Союза Амет-хан Султан.

Первый опытный пуск «настоящей» КС-1 состоялся весной 1952 года, а 21 ноября прошла эффектная демонстрация и государственная приемка — прямым попаданием ракеты был потоплен крейсер «Красный Кавказ». Корабль разломился на две части и затонул в течение нескольких минут.

В 1953 году ракетоносец Ту-4КС был принят на вооружение и начал поступать в части авиации ВМФ СССР. Интересно, что для обучения летчиков ракетоносцев применению КС-1 также активно применялись самолеты-аналоги ракет.

«Самолет-снаряд» на пусковой установке. Фото: Витольд Муратов

Однако очевидны были серьезные недостатки нового комплекса. Только что завершившаяся война в Корее показала высокую уязвимость B-29, а дальность пуска КС-1 (80−90 км, до попадания по цели ракетоносец не мог отворачивать с боевого курса) в сочетании с недостаточной скоростью давала истребителям авианосца (типовой цели) достаточно времени для реакции. В 1954 году начались работы по созданию ракетоносца на базе новейшего дальнего реактивного бомбардировщика Ту-16.

Уже в 1955 году на вооружение начали поступать первые Ту-16КС, ставшие основным противокорабельным средством авиации ВМФ до начала поступления в массовых количествах ракетоносцев с более современными ракетами.

КС-1 использовались вплоть до начала 70-х. В ходе службы неоднократно модернизировались, в первую очередь дорабатывалась аппаратура наведения — повышались дальность пуска и помехозащищенность.

Для второй половины 50-х комплекс Ту-16КС/ПКР КС-1 был крайне мощным противокорабельным средством. В условиях отсутствия надежных и эффективных корабельных ЗРК и, тем более, автоматизированных ракетно-пушечных комплексов самообороны поражение околозвуковой ПКР было трудной задачей.

На базе авиационного варианта были созданы береговые ракетные комплексы «Сопка» (мобильный) и «Стрела» (стационарный), в целом близкие к авиационному и отличавшиеся установкой аппаратуры наведения на земле, а не на самолете, и установкой на КС-1 дополнительного твердотопливного стартового ускорителя. Также на базе «Сопки» был создан сухопутный ракетный комплекс ФКР-1 «Метеор», предназначенный для нанесения ударов, в том числе и ядерных, по площадным целям. Ракета «Метеора» оснащалась инерциальной системой наведения.

Ракетный коплекс ФКР-1 на Кубе во время Карибского кризиса
Ракетный коплекс ФКР-1 на Кубе во время Карибского кризиса

Основные характеристики (КС-1):

  • Дальность стрельбы — 90 км (на модернизированных — до 130−150 км),
  • Стартовая масса — 2735 кг,
  • Масса, тип БЧ — 1015 кг, осколочно-фугасная,
  • Габариты, м:
  • — длина 8,29,
  • — диаметр 1,4,
  • — размах крыла 4,72,
  • Максимальная скорость полета ракеты — 1100−1200 км/ч.

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена