«Изделие 476»: самолет, вернувший КБ

12:0217 Aug, 2015 15165
Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Перезапуск производства самолета Ил-76 в Ульяновске под обозначением Ил-76МД-90А — или, в более привычном для прессы и публики, хотя и не совсем верном варианте «Ил-476» — стал одним из главных авиационных проектов последних 10 лет.

Сложности с бывшими

Своим существованием этот проект во многом обязан политике: сложности в отношениях Москвы с Ташкентом и Киевом в одном случае не гарантировали надежного функционирования Ташкентского авиационного производственного объединения имени Чкалова (ТАПОиЧ), где серийно производился Ил-76, а в другом — ставили под угрозу реализацию совместного проекта Ан-70 и планы возобновления серийного производства самолета Ан-124 «Руслан».

О планируемом переносе производства Ил-76 в Ульяновск заговорили в 2006 году, причем в тот момент речь (как минимум, в СМИ) шла о наиболее продвинутой модификации машины: Ил-76МФ с удлиненным фюзеляжем. Предполагалось, что Ульяновск возьмет на себя обеспечение гособоронзаказа, при этом в Ташкенте сохранится производство транспортников для гражданской авиации.

Жесткая позиция Ташкента, отказывавшегося включать завод в состав формировавшейся тогда ОАК привела к тому, что в 2011 году было принято окончательное решение о прекращении сотрудничества с ТАПОиЧ и развертывании в Ульяновске производства самолетов для всех заказчиков.

Рестарт и «Авиастар»

В качестве базовой модели для рестарта к тому времени уже был выбран Ил-76МД: запуск в Ульяновске Ил-76МФ оказался невозможен, так как права на эту постсоветскую модификацию машины принадлежали уже не московскому КБ, а заводу в Ташкенте.

Освоение производства Ил-76 в Ульяновске стало довольно сложной задачей с учетом необходимости перевода рабочей конструкторской документации в цифровой формат и переоснащения производства на фоне сильнейшей кадровой деградации в отрасли.

Положение отчасти спас сам ульяновский завод «Авиастар», имевший небольшие, но регулярные заказы на строительство Ту-204, а также периодически достраивавший из советского задела самолеты Ан-124 «Руслан».

Он сохранил достаточный инженерный потенциал, чтобы оказать поддержку конструкторскому бюро в этой работе.

Перезапуск производства самолета Ил-76 в Ульяновске под обозначением Ил-76МД-90А: самолет, вернувший КБ
Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Цена и планы на будущее

В октябре 2012 года подписан 140-миллиардный контракт на производство 39 Ил-76МД-90А для ВВС России. Цена самолета при этом превысила 3,5 миллиарда рублей, что почти втрое дороже Ил-76МД/ТД ташкентской постройки и вдвое — по сравнению с Ил-76МФ.

Вместе с тем, следует понимать, что в эту цену заложено и освоение серийного производства, а девальвация рубля делает обновленный Ил-76 куда более конкурентоспособным на мировом рынке.

Потенциальный пакет заказов на экспортные версии самолета на ближайшие 10 лет оценивается в 30–40 машин всех модификаций, от транспортника до «летающего радара». При этом руководство военно-транспортной авиации ВВС России уже объявило о намерении увеличить объем своего заказа. Учитывая значение транспортников для российской военной стратегии, строящейся на максимальном использовании маневра войсками — в том числе стратегического, — возрожденный «Ил» можно смело считать одним из главных приоритетов гособоронзаказа. Его значение для будущего отечественной авиации не меньше: по сути, «проект 476» позволил возродить конструкторское бюро.

Илья Крамник

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена