ВМФ России обзаведется плавающими беспилотниками

4 2417

При слове «беспилотник» подавляющее большинство людей представляет себе небольшую конструкцию с четырьмя разнесенными пропеллерами, светодиодными фонариками и веб-камерой. Кое-кто вспоминает американский MQ-1 Predator — многоцелевой беспилотник, чьи фотографии регулярно мелькают в СМИ. Но БПЛА — это не единственный вид беспилотников.

Фактически мы с вами уже одной ногой в том самом будущем, о котором грезили фантасты XX века. Видеофоны, глобальные информационные системы, роботы, — все это суровая реальность сегодняшнего дня. Беспилотные аппараты уже давно не только в воздухе. Есть и наземные образцы. Это не только КамАЗы без водителей, но и всевозможные роботы-саперы, демонстрацией которых нас периодически радует Министерство обороны. Да и моря не остались в стороне. На прошедшем недавно форуме «Армия-2015» как раз демонстрировали образец российского беспилотного катера для противоминной борьбы.

Опасность встречи с миной времен Второй, а то и Первой мировой войны по-прежнему сохраняется. Года не проходит, чтобы, например, в Финском заливе, который за две войны перегородили минами вдоль и поперек, не уничтожали внезапно обнаруженную старую мину. И это несмотря на тщательное многократное траление в послевоенное время.

Но и современное минное дело не стоит на месте. По мере разработки новых взрывчатых веществ увеличивается мощность зарядов. Создаются новые типы неконтактных взрывателей, мины становятся все более умными и избирательными. Повышается устойчивость к тралению и улучшается маскировка. Как водится, в ответ на новые минные вызовы улучшается и система борьбы с угрозой.

Одним из наиболее передовых решений в противоминной борьбе становятся беспилотные или, как принято говорить на флоте, безэкипажные катеры противоминной обороны (БЭК ПМО). Выгода очевидна. В случае внезапного подрыва мины пострадает только техника, а специалисты-саперы лишь до боли сожмут кулаки и примутся анализировать допущенные ошибки. Кроме того, многие мины настроены на подрыв при попытке обезвреживания.

Да и с учетом современного уровня развития минного дела, основным способом борьбы с минами становится не просто обнаружение и уничтожение, а профилактический осмотр и сравнение результатов. Морские мины уже давно переросли этап черных шипастых шаров, поджидающих жертву непосредственно у поверхности воды, хотя и такие тоже остались. Многие современные мины могут затаиться на дне, покрыться илом и вообще перестать походить на оружие, чтобы в день «Х» получить команду и, дождавшись подходящей цели, стремительно рвануться к ней, благодаря встроенному двигателю.

Кроме того, человечество за последние несколько десятилетий настолько замусорило морское дно, что шансов прикинуться ветошью у донных мин стало гораздо больше. Причем концентрация мусора в районах активного судоходства заметно больше, а мины ставят не где попало, а именно на пути вероятного следования кораблей противника.

Единственным адекватным способом противодействия замаскировавшимся минам является регулярный осмотр дна. Все подозрительные объекты помечаются при первичном обследовании, затем полученные данные сравниваются с результатами предыдущего осмотра, и новые объекты оказываются как на ладони. Здесь уже можно целенаправленно проработать каждый новый подозрительный случай.

Поскольку подобная схема действий требует не столько быстрых и нетривиальных решений, сколько скрупулезного исследования большой территории, использование безэкипажных катеров с соответствующим оборудованием полностью оправданно. И такая техника у нас в России есть.

Речь идет о БЭК «Тайфун», разработанном ООО «Мнев и К». Эта компания с 2005 года работает с Минобороны, поставляя в ВМФ нашей страны быстроходные моторные лодки. На базе своей лодки БЛ-680 компания еще в 2013 году создала экспериментальный образец БЭК, который одобрил лично министр обороны Сергей Шойгу. В 2014 году успешно завершились испытания работы системы дистанционного управления катером с БПЛА «Орлан-10». А в 2015 «Тайфун» продемонстрировали публике на международном военно-техническом форуме «Армия-2015» в подмосковной Кубинке.

Единственным аналогом нашего беспилотного катера является французский БЭК «Inspector» Mk2 от фирмы ECA. Ранее французскому катеру прочили место в составе вооружения перспективного российского тральщика проекта 12700 «Александрит». Теперь же появилась отечественная разработка, которая заметно отличается от французской в лучшую сторону.

Во-первых, у российского БЭК более современное оборудование, позволяющее решать задачи, недоступные французскому «Инспектору».

Во-вторых, заказывать у французов катеры после эпопеи с Мистралями было бы просто глупо. Вдруг внешняя политика России в очередной раз заставит Францию отступиться от взятых на себя обязательств.

Ну и, в-третьих, разница в цене тоже не в пользу импортного образца. «Inspector» Mk2 стоит от трех до десяти миллионов евро в зависимости от комплектации. На данный момент это 250-750 миллионов рублей. В то же время «Тайфун» обойдется флоту в 350 миллионов рублей. И это в самом навороченном варианте, включающем в себя даже запускаемый прямо с катера БПЛА. Если убрать эту, скорее всего, ненужную опцию, то цена укомплектованного всем необходимым российского катера станет немногим больше, чем у французского аналога в самой минимальной конфигурации.

А вопрос цены для флота крайне актуален. Состояние российской противоминной службы далеко от идеального. Чтобы насытить флот катерами ПМО, понадобится закупить значительное количество машин, и здесь низкая стоимость отечественных разработок сыграет флоту на руку.

Повсеместное распространение самых современных технологий в нашей армии не может не радовать. Появляются новые системы связи и контроля тактической обстановки, улучшаются средства РЭБ, модернизируется парк техники. Дошла очередь и до беспилотников. Россия сегодня не может похвастаться большим количеством подобных аппаратов, но работы ведутся. Причем не только в небесах, но также на земле и на море.

Израиль не удержался от поставки вооружений в Восточную Европу, теперь эшелоны российских Су-35 устремятся в Иран
  • pretty
  • Сегодня 07:46
  • В топе

Тель-Авив пошел на рискованный шаг против России и теперь в страхе ждет у своих границ появления Су-35. Иран подтвердил, что приобрел эти истребители у РФ, и нет повода усомниться, что Тегеран примени...

Оплата принимается кровью

«Сергей, что бы кто не прогнозировал, но наблюдаю усиление внимания Харьковскому направлению.Знаю, что для принятия решения необходим определенный алгоритм проверок. Но вот сегодня с ПВ...

В Люберцах семь мигрантов отмудохали местного. А из полиции они ... просто "сбежали"
  • Hook
  • Сегодня 15:55
  • В топе

Может кто-нибудь готов разъяснить, что означает эта фраза, но я ее реально не понимаю. Вернее, понимаю так, что в это просто поверить не могу. Вчера состоялся разговор Путина и Рахмона. По его ...

Обсудить
  • Главное глонас. Когда он заработает на полную катушку, можно какие угодно беспилотники делать.