Сказка об F-35 подходит к концу

59 21877

Не ладится у США с истребителями пятого поколения. Последние пятнадцать лет успешно расходовали бюджетные ассигнования, и, похоже, выдоили проект досуха. Но это же неважно, на место одного проекта всегда можно поставить другой.

Разработки F-35 начались в далеком 2001 году. Малозаметный истребитель пятого поколения, голубая мечта ВВС ряда стран. Проект изначально планировался дорогим, но 15 лет назад никто не мог бы и подумать, что настолько.

Однако время шло, деньги расходовались, самолет дорожал. А серийное производство все не начиналось. В декабре 2006 года первый опытный F-15 оторвался от земли, подтвердив жизнеспособность программы. Осталось только небольшие огрехи исправить и можно пускать в серию. Только нужно еще немного денег.

Первой сдалась Дания. В 2010 году Копенгаген окончательно отказался от закупки новейших американских истребителей пятого поколения. Имеющиеся F-16 постепенно вырабатывали свой ресурс, а проект F-35 за четыре года, прошедшие с момента первого полета, так и не приблизился к завершению. Датчане решили, что лучше четвертое поколение, но сейчас, чем пятое, но потом.

На два года дольше продержалась Австралия. Только к 2012 году австралийцы начали подозревать, что участие в международном финансировании американских корпораций — игра не из выгодных. Но у Австралии с Соединенными Штатами более прочные связи, поэтому Канберра лишь сократила гарантированный заказ до 14 единиц, но полностью с крючка не соскочила. Примеру Австралии последовала Италия. На возможность аналогичных шагов в том же 2012 году намекнула Канада.

Но пропагандистские фильмы BBC и личное обаяние руководства Lockheed Martin еще действовали. Понадобилось еще три года и серия неполадок, увенчавшаяся катастрофой F-35А в июне 2014 года во Флориде, чтобы снять все сомнения в целесообразности поддержания проекта.

Минувшим летом тихо и незаметно от закупок отказалась Австралия. На то были достаточно серьезные основания. Стоимость одного самолета перевалила за 100 миллионов долларов США, а Австралийцы хотели палубную модификацию F-35, которая стоит еще дороже.

К тому же программу испытаний в очередной раз продлили. Теперь до 2019 года. Да и после этого срока нет никаких гарантий, что первые партии самолетов пойдут Австралии, а не Великобритании, у которой тоже обширные планы на палубные истребители.

Вслед за австралийцами вновь последовали канадцы. Пришедший к власти по результатам недавних выборов премьер-министр Канады Джастин Трюдо еще во время предвыборной кампании обещал отказаться от разорительного проекта и показал себя человеком слова.

В конце концов, даже такой ярый милитарист, как Джон Маккейн, прямо в Сенате заявил, что стоит сократить программу закупки этих безумно дорогих машин. Из трех тысяч предварительно заказанных самолетов Соединенные Штаты должны были закупить две. Видимо, сумма в 200 с лишним миллиардов долларов кажется невообразимой даже Маккейну.

Конечно же, окончательно закрывать проект никто не планирует, слишком много денег вложено и слишком широко разрекламирован результат. Но серьезных сокращений не избежать. Лучше всех перспективу F-35 выразил военный аналитик и автор концепции довольно удачного американского истребителя F-16 Пьер Спрей:

«Я уверен, что в ближайшие годы этот истребитель принесет столько проблем, что будет произведено не более пятисот таких самолетов. С технической точки зрения этот самолет будет настолько позорным, что все сделают вид, что он вообще не был нужен, что у них есть идеи и получше, что они работают над новым самолетом, а о F-35 можно забыть».

Как в воду глядел.

Во вторник 27 октября министр ВВС США Дебора Ли Джеймс сообщила, что Пентагон заключил контракт с авиастроительной компанией Northrop Grumman на проектирование нового бомбардировщика. Правда, о стоимости контракта министр тактично умолчала, но в прессу просочилась цифра в 80 миллиардов долларов. Надо думать, для начала.

Надо ли говорить, что Northrop Grumman входит в группу создающих F-35 компаний, хотя титульным разработчиком считается Lockheed Martin?

Видимо, пришла пора менять вывеску и продолжать доить доступные военные бюджеты. А F-35? Ну да, был такой. Но бомбардировщик же важнее, демократии несет больше. А истребители можно и потом доделать. В 2019… Или позже. Да что вы, вообще, пристали с этими истребителями?

Обезумевший в обороне сержант ВСУ призывает всё взрывать и не бояться российского ядерного оружия

????Об этом в интервью украинской телеведущей-нацистке Янине Соколовой заявил убеждённый бандеровец, главный сержант батальона БПЛА 47 бригады ВСУ Рустам Мустафаев с позывным «Легион».?...

Обзор движения фронта с 15 по 21 апреля. Карты

Предупрежу, карта не отражает в точности реальную границу и всех ударов на фронте. Она для наглядности, насколько изменилась обстановка в СВО на апрель 2024-го года.У ВС РФ сохраняется стратегическая ...

Запад запретил Украине бить по ракетным установкам России

Украинские дипломаты выразили серьезное беспокойство по поводу высказываний западных стран, относительно использования их вооружения для нанесения ударов по российским ракетным установкам. По заверени...

Обсудить
  • Интересно, а как у нас обстоят дела с истребителем пятого поколения? И в чём вообще разница промеж поколений?
  • Не взлетел бегемот, не взлетел...
  • Реальная жизнь - не совсем Голливуд, Тут зрады встречаются часто. За мылом нагнёшься - и чуешь, е.ут... Потратил бюджет ты напрасно.
    • Pol
    • 29 октября 2015 г. 11:17
    Охрененный бизнесплан, а главное, сколько лохов под себя подобрал. Есть правда минусы — деньги есть, а самолёта нет...
  • Нахрена придумывать новую доилку, если исправно работает старая, а главное безотказно. Вон идей у гугла с аплей - полные штаны. Только успевай внедрять. Летишь себе, мирно бомбишь очередной госпиталь, а самолет сам сразу автоматически эту новость твитает и фейсбучит (ну чтоб водила не отвлекался и бомбил тщательнее). А командование лайкает и коментит. Ликующая толпа в интерактивном режиме сразу через апп стор и плей маркет покупает водиле новую бомбу. КРАСОТА! Это ж совершенно новый уровень ведения войны! А если сюда еще подключить тотализатор? Главное, чтоб вафля на самолете безотказно работала. А вы обсираете тут такой проект! не рубите вы нихрена!