Сейчас вооруженные конфликты, как правило, без БЛА не обходятся.

Бум беспилотных летательных аппаратов (БЛА) начался, пожалуй, еще с девяностых годов. Ныне же без них не обходится ни одна авиационная выставка. Рынок БЛА на ближайшее десятилетие специалисты оценивают в $16,2 млрд. Так что аппараты, которые когда-то были любимым занятием в детских авиамодельных кружках, вышли на передний край современной техники.

Готовящаяся докторская диссертация доцента Национального авиационного университета Николая Зосимовича посвящена этим изумительным творениям человеческого разума.

— Николай Владимирович, что представляет собой беспилотный летательный аппарат?

— Таковым называют любой летательный аппарат тяжелее воздуха без экипажа с дистанционным или автономным управлением. Есть еще термин ДПЛА — дистанционно пилотируемые летательные аппараты. На техническом сленге беспилотники называют дронами.

— Каковы их основные пре-имущества?

— Пилотируемая авиация очень затратна. Построить современный самолет, оснащенный сложной техникой, испытать, сертифицировать, хранить его — все это очень дорого. К тому же пилоту надо платить зарплату, вкладывать огромные средства в его подготовку.

Да и профессия эта опасная, а самолет необходимо оснащать системами жизнеобеспечения (кондиционирования, термостатирования, герметизации, пожарной защиты).

Всех этих проблем у дронов нет. Стоимость беспилотников несравнимо ниже — в десятки и сотни раз. И топлива они потребляют намного меньше. Им не нужны огромные аэродромы — взлетно-посадочная полоса может быть грунтовой, подойдет и обычная дворовая площадка.

Правда, сразу отмечу, что БЛА требуют развития очень сложных компьютерных технологий, автоматики и роботизированных комплексов — именно это сделало их такими «умными». Это и составляет основные производственные затраты. Но конечный продукт — необыкновенно дешевый и удобный.

Например, типовой комплект из двух летательных аппаратов, одного наземного пункта управления и вспомогательного оборудования размещается в двух контейнерах весом по 15 килограммов. Для подготовки к полету необходимо порядка 15 минут. При надобности комплекс можно смонтировать в фургоне легкового автомобиля. БЛА стоит около 500 долларов, весит 5 килограммов, помещается в рюкзаке. И такой аппарат, тем не менее, будет эффективно заниматься мониторингом (наблюдением) самых труднодоступных объектов. В БЛА легко вмонтировать обычный мобильный телефон для передачи информации по каналу мобильной связи.

— Беспилотная боевая авиация привлекает очень пристальное внимание военных…

-Маленький дрон — потрясающий разведчик. Противовоздушная оборона сейчас необыкновенно развита, поэтому пилотируемая авиационная разведка очень трудна и опасна. Пилотируемым разведчикам приходится работать на больших расстояниях, между тем, чтобы найти противника, отследить позиции его техники, ракетные установки, необходимо опуститься на предельно малые высоты. И вот здесь беспилотные самолеты вне конкуренции: аппараты невелики, малозаметны, относительно дешевы.

— А какова длительность полета беспилотника?

— Типичная продолжительность полета — до 20 часов, радиус действия — 20 километров при дистанционном управлении и до 500 — при программном управлении с помощью бортового компьютера и спутниковой системы навигации.

Дроны невидимы для радаров, потому что сделаны из неметаллических материалов, а электрические двигатели работают бесшумно и могут заряжаться от солнечных батарей. Размещать батареи можно как на крыльях, так и на фюзеляже.

Поэтому эти аппараты стали все шире использовать для разведки. Одними из первых их применили американцы в Афганистане, Израиле — во время арабо-израильського конфликта в 1973 году.

— Такой «вертолетик» может и к окну подлететь, последить за частной жизнью или за важными деловыми переговорами…

— Есть такие риски. Но это уже сфера юриспруденции и этики.

— Вас, как ученого, интересуют, скорее всего, возможности использования беспилотников в мирной сфере?

— С помощью БЛА легко получить важную информацию там, где большая авиация бессильна, в первую очередь — в труднодоступных и опасных местах. Можно узнать о состоянии лесов, снежной и селевой обстановке, местах гнездовий птиц, миграции животных, рыб. А еще — о вредных техногенных выбросах, подтоплениях, местах повышенной радиационной опасности. —

Такой самолет может летать над самыми верхушками деревьев, он как бы становится частью природы. Орлы иногда вступают в поединок с БЛА, борясь за территорию. И аисты их не боятся, и звери не пугаются. Может наблюдать за нерестом рыб, не тревожа их. Очень удобно следить за газопроводами с целью обнаружения повреждений, утечек газа.

— Сейчас стремительно растут достижения в области аэродинамики, композиционных материалов, микроэлектроники, телевизионной и вычислительной техники, легких двигателей внутреннего сгорания. Это, вероятно, сказывается и на беспилотниках?

— Если все это использовать, то комплекс мини-беспилотных летательных аппаратов для решения задач воздушного наблюдения, картографирования и поиска будет стоить меньше 30 тысяч долларов — как легковой автомобиль. А по возможностям он приблизится к военным БЛА.

— Как говорится в старом еврейском анекдоте: «А дальние перспективы?»

— В советских авиамодельных кружках говорили: от модели — к планеру, с планера — на самолет. Так вот, к беспилотнику применимо иное: от модели — к летающему роботу. В США, например, ежегодно проходит открытое соревнование беспилотных летающих роботов, которые способны без человека решать сложные задачи. Это даже не соревнование, а демонстрация возможностей. Беспилотники, кстати, могут имитировать полет птицы — летать с машущими крыльями, что для большой авиации еще долгие десятилетия будет недоступно.

— Любопытно, на что же способны летающие роботы?

— Могут, например, подлететь к свалке токсичных отходов, на которой в беспорядке находятся контейнеры или бочки, определить содержимое каждой из них, скажем, по этикеткам, взять образцы и доставить в нужное место. Или пролететь в зону бедствия через огонь, облака ядовитого газа и разрушения.

На разработку роботов, способных выполнять такие задачи, американские университеты порой тратят долгие годы и добиваются успеха.-

— Кто мировые лидеры в этой сфере? И как дела с беспилотниками в нашей стране?

— Самые успешные страны в этом отношении — США, Израиль, а также Европейское авиационное сообщество, куда входят Франция, Германия, Швеция. Вот сейчас, например, Япония для наблюдения за АЭС «Фукусима» закупила несколько беспилотных летательных аппаратов у Франции.

На постсоветских же просторах уровень развития БЛА не очень высок. Несколько лет назад министерство обороны России, например, потратило пять миллиардов руб-лей на их разработку и испытания. Но военные признали, что российские беспилотники значительно уступают продукции других стран и что траты были безрезультатными. В 2009 году Россия заключила с израильской компанией контракт на покупку беспилотных летательных аппаратов.

У нас централизованно средства на создание беспилотников никто не выделяет, в госбюджете это не прописано. Но отдельные небольшие заказы на проектирование и производство БЛА государство помогает реализовывать. Например, администрация Днепропетровской области выделила деньги на закупку беспилотных аппаратов с целью мониторинга экологической ситуации. Для нужд пограничной службы Украины была закуплена серия беспилотных аппаратов в Израиле — для ночного наблюдения и в горных местностях, где множество попыток нелегального пересечения границ. Отдельные исследователи самостоятельно проводят разработки.

В нашем Национальном авиационном университете — готовят специалистов по эксплуатации беспилотных аппаратов. Там же любой может пройти обучение на курсах по управлению беспилотными аппаратами и получить свидетельство.

Так что в ближайшее десятилетие стоит ожидать резкого увеличения спроса на беспилотники и на специалистов по ним.