Военные материалы

Проблемы российского флота: Легкие фрегаты

Проблемы российского флота: Легкие фрегаты
Цикл статей о проблемах в отечественном флоте. Часть 3. Легкие фрегаты.


Сейчас в составе ВМФ РФ находятся три из шести заказанных флотом кораблей этого класса. Фрегаты «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров» успели получить украинские двигатели и вошли в состав Черноморского флота (точнее, два первых вошли и уже успели отметиться в Сирии, а «Адмирал Макаров» проходит последние испытания). Три оставшихся фрегата «адмиральской» серии – «Бутаков», «Истомин» и «Корнилов» находятся в разной степени готовности в консервации на калининградском заводе «Янтарь». Они предназначались для Балтийского флота. Но их строительство было заморожено из-за отказа Украины поставить ранее оплаченные Россией силовые установки М7Н пр-ва «Зоря-Машпроект» (установка состоит из двух газотурбинных двигателей ДС71 мощностью 8,45 тыс л.с. и двух газотурбинных двигателей Д090 мощностью 22 тыс л.с., общая суммарная мощность установки – 60,9 тыс л.с.). Ввиду этого рассматривалась даже их возможная продажа ВМС Индии.

Речь идет о фрегатах модифицированного проекта 11356 типа «Буревестник». «Адмирал Бутаков», заложен в июле 2013 года, строительство заморожено, готовность 100%, но нет двигателя, законсервирован у стенки. «Адмирал Истомин», заложен в ноябре 2013 года, ситуация та же, разве что в еще менее продвинутом состоянии строительства. Там монтаж многих агрегатов, особенно связанных с машинным отделением, даже не начинался. Шестой фрегат серии, «Адмирал Корнилов» только заложили в этом году, но подготовленные агрегаты и конструкции были законсервированы из-за невозможности продолжать постройку. Никто никуда уже не торопится - нет ГЭУ (главной энергетической установки) корабля. Завод простаивает, поскольку стапеля заняты замороженными фрегатами, и несет убытки. Флот не получил корабли океанского класса, так необходимые ему сейчас в Сирии. А Украина радостно потирает руки, поскольку деньги за свои газотурбинные установки уже получила в качестве предоплаты и возвращать их не собирается (пусть вначале Крым ей вернут). Пиндосы тоже за этим наблюдают с плохо скрываемой радостью.


Разработка же собственных газотурбинных силовых установок пр-ва рыбинского ПАО «ОДК-Сатурн» пока находится в стадии ОКР. Ярославские моторостроители оперативно предложили для этих целей использовать разрабатываемую ими всережимную газотурбинную установку МА4, состоящую из четырех газотурбинных двигателей М70ФРУ, максимальной мощностью 14 тыс. л.с. каждый, скомпонованных по схеме 2+2, общей суммарной мощностью 56 тыс. л.с., но с учетом необходимости времени для разработки редукторов к ней, производство и разработка которых поручены ПАО «Звезда» (Санкт-Петербург), а также времени для доводки означенных двигателей до серии (пока идут только стендовые испытания), установку рыбинских ГЭУ на недостроенные фрегаты можно ожидать не ранее, чем через несколько лет.

Разморозить ситуацию мог только контракт с Индией. Напомню, российско-индийское межправительственное соглашение, подписанное 15 октября 2016 года в ходе визита президента России Владимира Путина в Индию, предусматривало постройку для ВМС Индии четырех фрегатов проекта 11356, два из которых должны были быть непосредственно построены на АО Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» в Калининграде, а два других на индийской верфи (наиболее вероятным кандидатом считалась государственная Hindustan Shipyard Limited (HSL) в Вишакхапатнаме). Общая стоимость соглашения тогда оценивалась в 3 млрд. дол. Однако переговоры по данному вопросу затянулись из-за ценовых разногласий и политических проблем. В феврале 2017 года сообщалось, что представленное российской стороной ценовое предложение предусматривало 990 млн. дол за два фрегата, предполагавшиеся к постройке на ПСЗ «Янтарь». В то же время, заявляемая Россией для министерства обороны Индии стоимость двух фрегатов, которые должны быть построены на индийской верфи с передачей технологии, была значительно выше, чем для двух кораблей, предполагавшихся к постройке на ПСЗ «Янтарь», что не устраивало индийскую сторону. В результате, по состоянию на 29 октября 2018 года, по данным индийской стороны, цена снизилась до 2,2 млрд. дол (из них 950 млн. на корабли российской постройки), но контракт на постройку двух фрегатов в Индии так и не был пока подписан.

Ситуация же с фрегатами российской постройки сдвинулась с мертвой точки, когда 17 августа 2017 года комиссия по оборонным закупкам правительства Индии одобрила закупку у Украины двух комплектов газотурбинных установок М7Н для фрегатов проекта 11356 за 76 млн. дол и Украина пошла на это. Есть надежда, что замороженные «адмиралы» по документам будут укомплектованы российскими ГТД рыбинского пр-ва, которые к тому времени якобы уже запустят в серию, а на самом деле получат от индийской стороны украинские двигатели для последующей их установки на корабли. Потому что гораздо дешевле установить ГЭУ в предусмотренное проектом штатное место, чем «курочить» уже готовые корпуса «адмиралов» под новую ГЭУ российского пр-ва. Что при этом будет думать украинская сторона, я не знаю, пусть она считает, что ее турбины будут установлены на индийской верфи в корабли индийской постройки, мне все равно. Главное, что «Янтарь» сможет работать в штатном режиме и скорость его работы теперь будет зависеть только от рыбинских моторостроителей, а не от украинских, ухитрившихся в результате продать одни и те же двигатели дважды. Умеренный оптимизм внушает и тот факт, что достройка трех фрегатов модифицированного проекта 11356 с российской всережимной главной энергетической установкой на основе газотурбинных двигателей М70ФРУ внесена в проект Государственной программы вооружений (ГПВ) на 2018-2027 годы. Думаю, году в 2020-м первый «адмирал» с «российской» ГЭУ уже сойдет на воду. А в 2024...27-м, надеюсь, и два других. Появление этих кораблей существенно расширит возможности ВМФ РФ в Средиземном море, Центральной и Северной Атлантике, а также Арктической зоне.


Теперь о плюсах и минусах новой силовой установки МА4. Рыбинские моторостроители перевернулись через голову, и благодаря использованию новых сплавов на основе кобальта, довели КПД ее до 36%, против 32% у украинского аналога. И это при том, что установки подобного типа, вообще, не дают КПД больше 40%, тут за каждый процент идет война. И это несомненный плюс. Среди минусов можно отметить, что в оригинальном украинском проекте агрегат М7Н1 состоял из двух газотурбинных установок (ГТУ) – одной, мощностью 8 450 л.с. для экономичного хода и второй, «форсажной», мощностью 22 000 л.с. для полного хода.

Таким образом, учитывая, что на корабле таких агрегатов устанавливалось два, на двух «экономичных» турбинах фрегат развивал мощность 16 900 л.с., а полная мощность составляла 60 900 л.с. Теперь же на корабли планируется установка двух газотурбинных агрегатов, каждый из которых состоит из двух ГТУ М70ФРУ, имеющих одинаковую мощность 14 000 л.с.. Таким образом, экономичный ход будет осуществляться при мощности турбин 28 000 л.с., а полный ход – при 56 000 л.с.. Вроде бы хорошо? Максимальная скорость фрегатов сильно не упала, а вот скорость экономичного хода выросла. Казалось бы, задача решена? Однако, как посмотреть. Ведь от этого падает дальность автономного плавания, ввиду большего расхода топлива из-за увеличения мощности ГТУ. Хорошо бы до Сирии дотянуть. Так что тут палка о двух концах. Поэтому думаю, порт приписки у этих фрегатов будет Севастополь, как и у первых трех «адмиралов», а не Балтийск. Так, с легкими фрегатами разобрались, переходим к тяжелым.

Продолжение следует...

Автор: Владимир Волконский

Часть 1. Французские «Мистрали»
Часть 2. Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»
Мы в Мы в Яндекс Дзен