
Проблемы российского флота: МРК «Каракурт»
Цикл статей о проблемах в отечественном флоте. Часть 6. МРК «Каракурт».
Когда в 2014 году стало ясно, что украинских турбин, а соответственно и новых фрегатов проектов 11356 и 22350 флот в ближайшее время не получит, было принято решение строить 19 малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт», которые должны были усилить флот ракетных кораблей «Буян-М» (тех самых отличившихся ударами Калибров по Сирии) за счет более высоких мореходных характеристик. Хотя все понимали, что это корабли береговой зоны и полноценно заменить фрегаты они не в состоянии. Но и простаивать нашим судостроительным мощностям, спокойно наблюдая за старением корабельного парка ВМФ РФ, мы тоже не могли позволить. Поэтому экстренно запустился проект 22800, который стал крупным успехом отечественных корабелов.
Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (разработчик) и Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (частный завод, выигравший тендер на производство) доказали, что создать боевой корабль можно быстро и недорого. От принятия решения о начале постройки до выхода корабля на испытания прошло всего три года. В нашей последней истории боевой корабль так быстро никогда не строился. Корабль примечателен тем, что при его создании не проводилось никаких сопутствующих ОКР. Заказчиками была поставлена задача – использование только серийного, освоенного промышленностью оборудования. Применяли то, что имеет литеры, либо разработано по завершённым ОКР Минпромторга, то есть уже существующие образцы, которые было нужно только принять военным. Поэтому в такие сжатые сроки всё и получилось. Одна из изюминок проекта – практически полное импортозамещение. Всё серьёзное оборудование – отечественное.
Другой изюминкой проекта стало привлечение частников для его выполнения. Программа строительства модернизированных ракетных кораблей «Каракурт» была подготовлена еще при прежнем замминистра обороны РФ Юрии Борисове (ныне он вице-премьер РФ). Особенность программы в том, что ее полностью разобрали частные корабелы, утащившие заказы прямо из-под носа государственной «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК). Первый контракт Минобороны РФ на семь кораблей выиграла ленинградская «Пелла», второй на шесть МРК достался Зеленодольскому заводу им. Горького, который привлек для этого еще и керченский судостроительный завод «Залив». А 22 августа в рамках деловой программы форума «Армия-2018» были заключены контракты на постройку еще шести «Каракуртов» уже на Дальнем Востоке для нужд Тихоокеанского флота (четыре на Амурском судостроительном заводе и два на «Восточной верфи»).
Однако беда пришла, откуда не ждали. Петербургский двигателестроительный завод «Звезда», чьим дизельным двигателем М507 и генератором ДГАС-315о оснащаются корабли для ближней береговой охраны ВМФ РФ, официально уведомил своих получателей о невозможности их поставки в этом году. Срыв вызван тем, что у завода «Звезда» возник большой объем заказов на поставку судовых двигателей, дизель-генераторов и редукторов для ВМФ РФ. «Звезда» была не готова к их наплыву ни технически, ни материально. Конвейер просто не справляется с обрушившимися на них военными заказами. В результате сроки сдачи «Каракуртов» сдвигаются на 2019-21 гг.
Рассматривались даже варианты замены корабельной силовой установки «Каракуртов» на газотурбинный двигатель М70ФРУ-Р от «ОДК-Сатурн» и на дизель CHD622V20 пр-ва Henan Diesel Engine Industry Limited (КНР). От обоих вариантов отказались. От ГТД по причине отсутствия полноценного (десятки двигателей в год) серийного производства, а также из-за того, что первыми эти двигатели должны получить фрегаты проекта 11356. А от китайских дизелей отказались из-за их плохого качества (4 случая выхода их из строя на имеющихся уже в наличии у ВМФ РФ кораблях) и невозможности выдержать ТТХ корабля (они не в состоянии обеспечить заданную скорость - падает вдвое). В результате вернулись к дизелям от «Звезды». Проверенное качество. Дизели серии М507 – это разработка более чем полувековой давности, они до сих пор имеют уникальные удельные показатели, пусть и при весьма сложной эксплуатации. Правда, с ними придется подождать (сейчас в приоритете дальний флот, а корабли береговой зоны могут подождать).
Выводы
На этом краткий обзор проблем флота закончен. Так, благодаря нашим проблемам с Украиной, прирастает мощью индийский и египетский флоты. Украина тут тоже не пасет задних, прикупив по случаю у Штатов два списанных патрульных катера 30-летней давности класса «Island» без вооружения, заплатив за них, как за новые (9 млн дол с доставкой и обучением экипажей). Пиндосы за такие деньги обещали аборигенам еще и запчастей подбросить (оно и понятно, корабли то помнят еще Рейгана и мадам Тетчер, их чинить и чинить!). В их борьбе с ненавистным агрессором самое то будет! Заметьте, если мы торгуем новейшими кораблями, то пиндосы продают исключительно плавающий металлолом, по навару уступая лишь своим предкам, купившим за бусы, пуговицы и еще какую-то чушь у аборигенов остров Манхеттен. Но это уже проблемы аборигенов.
Автор: Владимир Волконский
Часть 1. Французские «Мистрали»
Часть 2. Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»
Часть 2. Легкие фрегаты
Часть 4. Тяжелые фрегаты
Часть 5. Корветы
Когда в 2014 году стало ясно, что украинских турбин, а соответственно и новых фрегатов проектов 11356 и 22350 флот в ближайшее время не получит, было принято решение строить 19 малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт», которые должны были усилить флот ракетных кораблей «Буян-М» (тех самых отличившихся ударами Калибров по Сирии) за счет более высоких мореходных характеристик. Хотя все понимали, что это корабли береговой зоны и полноценно заменить фрегаты они не в состоянии. Но и простаивать нашим судостроительным мощностям, спокойно наблюдая за старением корабельного парка ВМФ РФ, мы тоже не могли позволить. Поэтому экстренно запустился проект 22800, который стал крупным успехом отечественных корабелов.
Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (разработчик) и Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (частный завод, выигравший тендер на производство) доказали, что создать боевой корабль можно быстро и недорого. От принятия решения о начале постройки до выхода корабля на испытания прошло всего три года. В нашей последней истории боевой корабль так быстро никогда не строился. Корабль примечателен тем, что при его создании не проводилось никаких сопутствующих ОКР. Заказчиками была поставлена задача – использование только серийного, освоенного промышленностью оборудования. Применяли то, что имеет литеры, либо разработано по завершённым ОКР Минпромторга, то есть уже существующие образцы, которые было нужно только принять военным. Поэтому в такие сжатые сроки всё и получилось. Одна из изюминок проекта – практически полное импортозамещение. Всё серьёзное оборудование – отечественное.
Другой изюминкой проекта стало привлечение частников для его выполнения. Программа строительства модернизированных ракетных кораблей «Каракурт» была подготовлена еще при прежнем замминистра обороны РФ Юрии Борисове (ныне он вице-премьер РФ). Особенность программы в том, что ее полностью разобрали частные корабелы, утащившие заказы прямо из-под носа государственной «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК). Первый контракт Минобороны РФ на семь кораблей выиграла ленинградская «Пелла», второй на шесть МРК достался Зеленодольскому заводу им. Горького, который привлек для этого еще и керченский судостроительный завод «Залив». А 22 августа в рамках деловой программы форума «Армия-2018» были заключены контракты на постройку еще шести «Каракуртов» уже на Дальнем Востоке для нужд Тихоокеанского флота (четыре на Амурском судостроительном заводе и два на «Восточной верфи»).
Однако беда пришла, откуда не ждали. Петербургский двигателестроительный завод «Звезда», чьим дизельным двигателем М507 и генератором ДГАС-315о оснащаются корабли для ближней береговой охраны ВМФ РФ, официально уведомил своих получателей о невозможности их поставки в этом году. Срыв вызван тем, что у завода «Звезда» возник большой объем заказов на поставку судовых двигателей, дизель-генераторов и редукторов для ВМФ РФ. «Звезда» была не готова к их наплыву ни технически, ни материально. Конвейер просто не справляется с обрушившимися на них военными заказами. В результате сроки сдачи «Каракуртов» сдвигаются на 2019-21 гг.
Рассматривались даже варианты замены корабельной силовой установки «Каракуртов» на газотурбинный двигатель М70ФРУ-Р от «ОДК-Сатурн» и на дизель CHD622V20 пр-ва Henan Diesel Engine Industry Limited (КНР). От обоих вариантов отказались. От ГТД по причине отсутствия полноценного (десятки двигателей в год) серийного производства, а также из-за того, что первыми эти двигатели должны получить фрегаты проекта 11356. А от китайских дизелей отказались из-за их плохого качества (4 случая выхода их из строя на имеющихся уже в наличии у ВМФ РФ кораблях) и невозможности выдержать ТТХ корабля (они не в состоянии обеспечить заданную скорость - падает вдвое). В результате вернулись к дизелям от «Звезды». Проверенное качество. Дизели серии М507 – это разработка более чем полувековой давности, они до сих пор имеют уникальные удельные показатели, пусть и при весьма сложной эксплуатации. Правда, с ними придется подождать (сейчас в приоритете дальний флот, а корабли береговой зоны могут подождать).
Выводы
На этом краткий обзор проблем флота закончен. Так, благодаря нашим проблемам с Украиной, прирастает мощью индийский и египетский флоты. Украина тут тоже не пасет задних, прикупив по случаю у Штатов два списанных патрульных катера 30-летней давности класса «Island» без вооружения, заплатив за них, как за новые (9 млн дол с доставкой и обучением экипажей). Пиндосы за такие деньги обещали аборигенам еще и запчастей подбросить (оно и понятно, корабли то помнят еще Рейгана и мадам Тетчер, их чинить и чинить!). В их борьбе с ненавистным агрессором самое то будет! Заметьте, если мы торгуем новейшими кораблями, то пиндосы продают исключительно плавающий металлолом, по навару уступая лишь своим предкам, купившим за бусы, пуговицы и еще какую-то чушь у аборигенов остров Манхеттен. Но это уже проблемы аборигенов.
Автор: Владимир Волконский
Часть 1. Французские «Мистрали»
Часть 2. Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»
Часть 2. Легкие фрегаты
Часть 4. Тяжелые фрегаты
Часть 5. Корветы
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

"Шойгу не было на Параде – это настоящий подарок армии": он покинет Россию?
Впервые Парад Победы в Москве принимал министр обороны Андрей Белоусов. В политических тг-каналах обратили внимание: на трибунах Красной площади почему-то не...

«Фурами везли из Казахстана»: откуда был запущен БПЛА, упавший в Москве
Вторую ночь подряд противник атакует Россию беспилотниками, пытаясь прорваться в столицу. В ночь на 6 мая в нашем небе было уничтожено 105 украинских дронов,...

Стало известно о «козырях», которые армия РФ заготовила для ВСУ к 9 мая
Все нацистские режимы заканчивали примерно одинаково. У Адольфа Гитлера, говорят, перед смертью так тряслись руки, что он не мог нажать на спусковой крючок...

Киборги уже на СВО: военкоры раскрыли, какой козырь вскоре покажет Россия
Роман Алёхин заявил, что КНДР может направить значительные силы для участия в СВО. Всё зависит от решения Ким Чен Ына о признании новых территориальных...

Сбывается худший сценарий: фронт стоит на пороге уже не российских территорий
Зеленский и Сырский продолжают уверять население, что ситуация на ЛБС под полным контролем. На деле — ВСУ продолжают отступать. Начались бои за Покровск, но...

Гибель эскадры: ВМФ РФ в Средиземноморье впору подавать сигнал SOS
НАТО у берегов Италии отрабатывает удары по Новороссийску и Крыму. Россия лишь бессильно наблюдает за этими действиями...

Русские сформировали настоящие команды охотников-убийц американских РСЗО
Провал американской M142 HIMARS на Украине...

«Самый смертоносный в мире». Россия расширяет применение неуловимого дрона
В битве беспилотников на украинском фронте НАТО проигрывает...

ISW: Новый российский беспилотник стал проклятием для украинской ПВО
Российская армия наращивает производство дронов непосредственно на Донбассе...

Т-90М оказались нужнее сегодня не на Украине, а под Питером
На западном и северо-западном направлениях пока не гремят пушки. Но спешно возрождаемый ЛенВО уже лихорадочно садится в стратегическую оборону...

Зеленский больше без иммунитета – Россия переходит к "плану Б" по Украине?
Операцию по Крыму могли заранее слить России, но новое оружие позволило ВСУ сбить самолет в Черном море. Пакистан совершил грандиозную оплошность, пойдя на...

Парад Победы: Россия ждала увидеть «Орешник». Но не случилось
Знаменитый гиперзвуковой ракетный комплекс мог быть отправлен на фронт — тогда отмена мировой сенсации понятна каждому...

«Вот придут северокорейцы — и всех нас откоксанят, у них так принято»
The Wall Street Journal уверен, что потепление на северо-востоке Украины даст старт новому российскому наступлению...

«Как и остальные страны НАТО»: на Западе дерзко высказались о России
На Западе наращивают оборонную готовность на фоне усиливающихся опасений из-за возможного противостояния с РФ. Подробности раскрыл глава военной разведки...

Парад Победы прошел. «Орешник» не понадобился. Путину готовят ультиматум
В Киеве собирается привычная компания, чтобы вновь диктовать свои условия России...

«Хуже, чем под Суджей»: военкор вскрыл планы ВСУ на Курщине
Многие эксперты сейчас задаются вопросом: какие цели преследует противник, устраивая вылазки в Курской области?...