
Проблемы российского флота: МРК «Каракурт»
Цикл статей о проблемах в отечественном флоте. Часть 6. МРК «Каракурт».
Когда в 2014 году стало ясно, что украинских турбин, а соответственно и новых фрегатов проектов 11356 и 22350 флот в ближайшее время не получит, было принято решение строить 19 малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт», которые должны были усилить флот ракетных кораблей «Буян-М» (тех самых отличившихся ударами Калибров по Сирии) за счет более высоких мореходных характеристик. Хотя все понимали, что это корабли береговой зоны и полноценно заменить фрегаты они не в состоянии. Но и простаивать нашим судостроительным мощностям, спокойно наблюдая за старением корабельного парка ВМФ РФ, мы тоже не могли позволить. Поэтому экстренно запустился проект 22800, который стал крупным успехом отечественных корабелов.
Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (разработчик) и Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (частный завод, выигравший тендер на производство) доказали, что создать боевой корабль можно быстро и недорого. От принятия решения о начале постройки до выхода корабля на испытания прошло всего три года. В нашей последней истории боевой корабль так быстро никогда не строился. Корабль примечателен тем, что при его создании не проводилось никаких сопутствующих ОКР. Заказчиками была поставлена задача – использование только серийного, освоенного промышленностью оборудования. Применяли то, что имеет литеры, либо разработано по завершённым ОКР Минпромторга, то есть уже существующие образцы, которые было нужно только принять военным. Поэтому в такие сжатые сроки всё и получилось. Одна из изюминок проекта – практически полное импортозамещение. Всё серьёзное оборудование – отечественное.
Другой изюминкой проекта стало привлечение частников для его выполнения. Программа строительства модернизированных ракетных кораблей «Каракурт» была подготовлена еще при прежнем замминистра обороны РФ Юрии Борисове (ныне он вице-премьер РФ). Особенность программы в том, что ее полностью разобрали частные корабелы, утащившие заказы прямо из-под носа государственной «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК). Первый контракт Минобороны РФ на семь кораблей выиграла ленинградская «Пелла», второй на шесть МРК достался Зеленодольскому заводу им. Горького, который привлек для этого еще и керченский судостроительный завод «Залив». А 22 августа в рамках деловой программы форума «Армия-2018» были заключены контракты на постройку еще шести «Каракуртов» уже на Дальнем Востоке для нужд Тихоокеанского флота (четыре на Амурском судостроительном заводе и два на «Восточной верфи»).
Однако беда пришла, откуда не ждали. Петербургский двигателестроительный завод «Звезда», чьим дизельным двигателем М507 и генератором ДГАС-315о оснащаются корабли для ближней береговой охраны ВМФ РФ, официально уведомил своих получателей о невозможности их поставки в этом году. Срыв вызван тем, что у завода «Звезда» возник большой объем заказов на поставку судовых двигателей, дизель-генераторов и редукторов для ВМФ РФ. «Звезда» была не готова к их наплыву ни технически, ни материально. Конвейер просто не справляется с обрушившимися на них военными заказами. В результате сроки сдачи «Каракуртов» сдвигаются на 2019-21 гг.
Рассматривались даже варианты замены корабельной силовой установки «Каракуртов» на газотурбинный двигатель М70ФРУ-Р от «ОДК-Сатурн» и на дизель CHD622V20 пр-ва Henan Diesel Engine Industry Limited (КНР). От обоих вариантов отказались. От ГТД по причине отсутствия полноценного (десятки двигателей в год) серийного производства, а также из-за того, что первыми эти двигатели должны получить фрегаты проекта 11356. А от китайских дизелей отказались из-за их плохого качества (4 случая выхода их из строя на имеющихся уже в наличии у ВМФ РФ кораблях) и невозможности выдержать ТТХ корабля (они не в состоянии обеспечить заданную скорость - падает вдвое). В результате вернулись к дизелям от «Звезды». Проверенное качество. Дизели серии М507 – это разработка более чем полувековой давности, они до сих пор имеют уникальные удельные показатели, пусть и при весьма сложной эксплуатации. Правда, с ними придется подождать (сейчас в приоритете дальний флот, а корабли береговой зоны могут подождать).
Выводы
На этом краткий обзор проблем флота закончен. Так, благодаря нашим проблемам с Украиной, прирастает мощью индийский и египетский флоты. Украина тут тоже не пасет задних, прикупив по случаю у Штатов два списанных патрульных катера 30-летней давности класса «Island» без вооружения, заплатив за них, как за новые (9 млн дол с доставкой и обучением экипажей). Пиндосы за такие деньги обещали аборигенам еще и запчастей подбросить (оно и понятно, корабли то помнят еще Рейгана и мадам Тетчер, их чинить и чинить!). В их борьбе с ненавистным агрессором самое то будет! Заметьте, если мы торгуем новейшими кораблями, то пиндосы продают исключительно плавающий металлолом, по навару уступая лишь своим предкам, купившим за бусы, пуговицы и еще какую-то чушь у аборигенов остров Манхеттен. Но это уже проблемы аборигенов.
Автор: Владимир Волконский
Часть 1. Французские «Мистрали»
Часть 2. Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»
Часть 2. Легкие фрегаты
Часть 4. Тяжелые фрегаты
Часть 5. Корветы
Когда в 2014 году стало ясно, что украинских турбин, а соответственно и новых фрегатов проектов 11356 и 22350 флот в ближайшее время не получит, было принято решение строить 19 малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт», которые должны были усилить флот ракетных кораблей «Буян-М» (тех самых отличившихся ударами Калибров по Сирии) за счет более высоких мореходных характеристик. Хотя все понимали, что это корабли береговой зоны и полноценно заменить фрегаты они не в состоянии. Но и простаивать нашим судостроительным мощностям, спокойно наблюдая за старением корабельного парка ВМФ РФ, мы тоже не могли позволить. Поэтому экстренно запустился проект 22800, который стал крупным успехом отечественных корабелов.
Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (разработчик) и Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (частный завод, выигравший тендер на производство) доказали, что создать боевой корабль можно быстро и недорого. От принятия решения о начале постройки до выхода корабля на испытания прошло всего три года. В нашей последней истории боевой корабль так быстро никогда не строился. Корабль примечателен тем, что при его создании не проводилось никаких сопутствующих ОКР. Заказчиками была поставлена задача – использование только серийного, освоенного промышленностью оборудования. Применяли то, что имеет литеры, либо разработано по завершённым ОКР Минпромторга, то есть уже существующие образцы, которые было нужно только принять военным. Поэтому в такие сжатые сроки всё и получилось. Одна из изюминок проекта – практически полное импортозамещение. Всё серьёзное оборудование – отечественное.
Другой изюминкой проекта стало привлечение частников для его выполнения. Программа строительства модернизированных ракетных кораблей «Каракурт» была подготовлена еще при прежнем замминистра обороны РФ Юрии Борисове (ныне он вице-премьер РФ). Особенность программы в том, что ее полностью разобрали частные корабелы, утащившие заказы прямо из-под носа государственной «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК). Первый контракт Минобороны РФ на семь кораблей выиграла ленинградская «Пелла», второй на шесть МРК достался Зеленодольскому заводу им. Горького, который привлек для этого еще и керченский судостроительный завод «Залив». А 22 августа в рамках деловой программы форума «Армия-2018» были заключены контракты на постройку еще шести «Каракуртов» уже на Дальнем Востоке для нужд Тихоокеанского флота (четыре на Амурском судостроительном заводе и два на «Восточной верфи»).
Однако беда пришла, откуда не ждали. Петербургский двигателестроительный завод «Звезда», чьим дизельным двигателем М507 и генератором ДГАС-315о оснащаются корабли для ближней береговой охраны ВМФ РФ, официально уведомил своих получателей о невозможности их поставки в этом году. Срыв вызван тем, что у завода «Звезда» возник большой объем заказов на поставку судовых двигателей, дизель-генераторов и редукторов для ВМФ РФ. «Звезда» была не готова к их наплыву ни технически, ни материально. Конвейер просто не справляется с обрушившимися на них военными заказами. В результате сроки сдачи «Каракуртов» сдвигаются на 2019-21 гг.
Рассматривались даже варианты замены корабельной силовой установки «Каракуртов» на газотурбинный двигатель М70ФРУ-Р от «ОДК-Сатурн» и на дизель CHD622V20 пр-ва Henan Diesel Engine Industry Limited (КНР). От обоих вариантов отказались. От ГТД по причине отсутствия полноценного (десятки двигателей в год) серийного производства, а также из-за того, что первыми эти двигатели должны получить фрегаты проекта 11356. А от китайских дизелей отказались из-за их плохого качества (4 случая выхода их из строя на имеющихся уже в наличии у ВМФ РФ кораблях) и невозможности выдержать ТТХ корабля (они не в состоянии обеспечить заданную скорость - падает вдвое). В результате вернулись к дизелям от «Звезды». Проверенное качество. Дизели серии М507 – это разработка более чем полувековой давности, они до сих пор имеют уникальные удельные показатели, пусть и при весьма сложной эксплуатации. Правда, с ними придется подождать (сейчас в приоритете дальний флот, а корабли береговой зоны могут подождать).
Выводы
На этом краткий обзор проблем флота закончен. Так, благодаря нашим проблемам с Украиной, прирастает мощью индийский и египетский флоты. Украина тут тоже не пасет задних, прикупив по случаю у Штатов два списанных патрульных катера 30-летней давности класса «Island» без вооружения, заплатив за них, как за новые (9 млн дол с доставкой и обучением экипажей). Пиндосы за такие деньги обещали аборигенам еще и запчастей подбросить (оно и понятно, корабли то помнят еще Рейгана и мадам Тетчер, их чинить и чинить!). В их борьбе с ненавистным агрессором самое то будет! Заметьте, если мы торгуем новейшими кораблями, то пиндосы продают исключительно плавающий металлолом, по навару уступая лишь своим предкам, купившим за бусы, пуговицы и еще какую-то чушь у аборигенов остров Манхеттен. Но это уже проблемы аборигенов.
Автор: Владимир Волконский
Часть 1. Французские «Мистрали»
Часть 2. Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»
Часть 2. Легкие фрегаты
Часть 4. Тяжелые фрегаты
Часть 5. Корветы
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

«Бандероль» — новая крылатая ракета России, которая меняет правила игры
В зоне текущего локального конфликта появилось новое оружие, заставляющее ПВО противника работать в авральном режиме. Речь идет о российской крылатой ракете...

Ракетный блицкриг не удался: Израиль разбирает руины в Тель-Авиве и Хайфе
Исламская республика быстро загружает топливо на танкеры и перегоняет его в хранилища на острове Харк...

Сырский бросил против нашей группы «Север» спецназ ГУР
В районе Юнаковки идут ожесточенные стрелковые бои. Из-за сильного ветра атаки дронов с обеих сторон снизились...

По Украине прилетели «Искандеры» с принципиально новой боеголовкой
В зоне проведения спецоперации неожиданно было применено новейшее вооружение русской армии. Это вызвало беспокойство даже в НАТО: западные аналитики обратили...

Выяснилась причина, по которой Иран стал меньше бить по Израилю
Иран продолжает сокращать интенсивность ракетных ударов по Израилю. По данным ЦАХАЛ, это связано с тем, что Израиль якобы уничтожил две трети иранских пусковых...

Три сценария «ответки» Ирана на ракетно-бомбовые удары США
Главными целями Тегерана станут военные базы США, их корабли и танкеры...

Ночной удар по Кременчугу: «Был НПЗ — и нет НПЗ
На Украине, возможно, полностью ликвидирована нефтепереработка, работающая в интересах ВСУ...

Смертельное облако кассетной авиабомбы РБК-500 накрыло ПВД боевиков ВСУ
Российские ВКС продолжают наносить удары по различным объектам неонацистских формирований киевского режима. Министерство обороны Российской Федерации...

Наши войска начали окружение крупной группировки врага в Красноармейске
Судя по поступающим с Красноармейского направления новостям, самый длинный день в году стал для противника одним из самых кошмарных. Бойцы группировки «Центр»...

Два сценария украинского конца: 120 тысяч русскихт сметут все на своем пути
ISW: ВС РФ создали полностью боеготовые резервные соединения для решающего удара...

Новый украинский шок: Перебудова — у русских
Сражение за «фортецю» длилось меньше трех дней — бандеровцам не помогла даже водная преграда...

Рейс Пекин-Тегеран: эксперт раскрыл назначение загадочных поставок из Китая
Военный эксперт раскрыл возможную цель грузовых авиарейсов КНР в Иран, исчезнувших с радаров при приближении к воздушному пространству страны...

«Лягушку варят по частям»: возможные последствия ударов США по Ирану
Соединенные Штаты в ночь на 22 июня нанесли удары по трем ядерным объектам в Иране — Фордо, Натанз и Исфахан. Как уточнила The New York Times, объекты были...

Под флагом «гендерного равенства»: на Украине готовят мобилизацию женщин
В Киеве заговорили о гендерном равенстве в армии, уверяя, что женщины могут занимать любую должность в ВСУ – женщины услышали и побежали из Украины....

Живого места на танке не осталось: экипаж Т-80БВМ выжил благодаря технике
Танк Т-80БВМ является одной из лучших боевых машин СВО. В этом убедился экипаж танкистов из Бурятии в ходе интенсивного боя....

Пробил ли Иран дыры в «Железном куполе» Израиля?
«Баланс сдерживания» между двумя странами может измениться в пользу Тегерана только в случае массированного удара баллистических ракет по населенным пунктам...