Проблемы российского флота: МРК «Каракурт»
Цикл статей о проблемах в отечественном флоте. Часть 6. МРК «Каракурт».
Когда в 2014 году стало ясно, что украинских турбин, а соответственно и новых фрегатов проектов 11356 и 22350 флот в ближайшее время не получит, было принято решение строить 19 малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт», которые должны были усилить флот ракетных кораблей «Буян-М» (тех самых отличившихся ударами Калибров по Сирии) за счет более высоких мореходных характеристик. Хотя все понимали, что это корабли береговой зоны и полноценно заменить фрегаты они не в состоянии. Но и простаивать нашим судостроительным мощностям, спокойно наблюдая за старением корабельного парка ВМФ РФ, мы тоже не могли позволить. Поэтому экстренно запустился проект 22800, который стал крупным успехом отечественных корабелов.
Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (разработчик) и Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (частный завод, выигравший тендер на производство) доказали, что создать боевой корабль можно быстро и недорого. От принятия решения о начале постройки до выхода корабля на испытания прошло всего три года. В нашей последней истории боевой корабль так быстро никогда не строился. Корабль примечателен тем, что при его создании не проводилось никаких сопутствующих ОКР. Заказчиками была поставлена задача – использование только серийного, освоенного промышленностью оборудования. Применяли то, что имеет литеры, либо разработано по завершённым ОКР Минпромторга, то есть уже существующие образцы, которые было нужно только принять военным. Поэтому в такие сжатые сроки всё и получилось. Одна из изюминок проекта – практически полное импортозамещение. Всё серьёзное оборудование – отечественное.
Другой изюминкой проекта стало привлечение частников для его выполнения. Программа строительства модернизированных ракетных кораблей «Каракурт» была подготовлена еще при прежнем замминистра обороны РФ Юрии Борисове (ныне он вице-премьер РФ). Особенность программы в том, что ее полностью разобрали частные корабелы, утащившие заказы прямо из-под носа государственной «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК). Первый контракт Минобороны РФ на семь кораблей выиграла ленинградская «Пелла», второй на шесть МРК достался Зеленодольскому заводу им. Горького, который привлек для этого еще и керченский судостроительный завод «Залив». А 22 августа в рамках деловой программы форума «Армия-2018» были заключены контракты на постройку еще шести «Каракуртов» уже на Дальнем Востоке для нужд Тихоокеанского флота (четыре на Амурском судостроительном заводе и два на «Восточной верфи»).
Однако беда пришла, откуда не ждали. Петербургский двигателестроительный завод «Звезда», чьим дизельным двигателем М507 и генератором ДГАС-315о оснащаются корабли для ближней береговой охраны ВМФ РФ, официально уведомил своих получателей о невозможности их поставки в этом году. Срыв вызван тем, что у завода «Звезда» возник большой объем заказов на поставку судовых двигателей, дизель-генераторов и редукторов для ВМФ РФ. «Звезда» была не готова к их наплыву ни технически, ни материально. Конвейер просто не справляется с обрушившимися на них военными заказами. В результате сроки сдачи «Каракуртов» сдвигаются на 2019-21 гг.
Рассматривались даже варианты замены корабельной силовой установки «Каракуртов» на газотурбинный двигатель М70ФРУ-Р от «ОДК-Сатурн» и на дизель CHD622V20 пр-ва Henan Diesel Engine Industry Limited (КНР). От обоих вариантов отказались. От ГТД по причине отсутствия полноценного (десятки двигателей в год) серийного производства, а также из-за того, что первыми эти двигатели должны получить фрегаты проекта 11356. А от китайских дизелей отказались из-за их плохого качества (4 случая выхода их из строя на имеющихся уже в наличии у ВМФ РФ кораблях) и невозможности выдержать ТТХ корабля (они не в состоянии обеспечить заданную скорость - падает вдвое). В результате вернулись к дизелям от «Звезды». Проверенное качество. Дизели серии М507 – это разработка более чем полувековой давности, они до сих пор имеют уникальные удельные показатели, пусть и при весьма сложной эксплуатации. Правда, с ними придется подождать (сейчас в приоритете дальний флот, а корабли береговой зоны могут подождать).
Выводы
На этом краткий обзор проблем флота закончен. Так, благодаря нашим проблемам с Украиной, прирастает мощью индийский и египетский флоты. Украина тут тоже не пасет задних, прикупив по случаю у Штатов два списанных патрульных катера 30-летней давности класса «Island» без вооружения, заплатив за них, как за новые (9 млн дол с доставкой и обучением экипажей). Пиндосы за такие деньги обещали аборигенам еще и запчастей подбросить (оно и понятно, корабли то помнят еще Рейгана и мадам Тетчер, их чинить и чинить!). В их борьбе с ненавистным агрессором самое то будет! Заметьте, если мы торгуем новейшими кораблями, то пиндосы продают исключительно плавающий металлолом, по навару уступая лишь своим предкам, купившим за бусы, пуговицы и еще какую-то чушь у аборигенов остров Манхеттен. Но это уже проблемы аборигенов.
Автор: Владимир Волконский
Часть 1. Французские «Мистрали»
Часть 2. Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»
Часть 2. Легкие фрегаты
Часть 4. Тяжелые фрегаты
Часть 5. Корветы
Когда в 2014 году стало ясно, что украинских турбин, а соответственно и новых фрегатов проектов 11356 и 22350 флот в ближайшее время не получит, было принято решение строить 19 малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт», которые должны были усилить флот ракетных кораблей «Буян-М» (тех самых отличившихся ударами Калибров по Сирии) за счет более высоких мореходных характеристик. Хотя все понимали, что это корабли береговой зоны и полноценно заменить фрегаты они не в состоянии. Но и простаивать нашим судостроительным мощностям, спокойно наблюдая за старением корабельного парка ВМФ РФ, мы тоже не могли позволить. Поэтому экстренно запустился проект 22800, который стал крупным успехом отечественных корабелов.
Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (разработчик) и Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (частный завод, выигравший тендер на производство) доказали, что создать боевой корабль можно быстро и недорого. От принятия решения о начале постройки до выхода корабля на испытания прошло всего три года. В нашей последней истории боевой корабль так быстро никогда не строился. Корабль примечателен тем, что при его создании не проводилось никаких сопутствующих ОКР. Заказчиками была поставлена задача – использование только серийного, освоенного промышленностью оборудования. Применяли то, что имеет литеры, либо разработано по завершённым ОКР Минпромторга, то есть уже существующие образцы, которые было нужно только принять военным. Поэтому в такие сжатые сроки всё и получилось. Одна из изюминок проекта – практически полное импортозамещение. Всё серьёзное оборудование – отечественное.
Другой изюминкой проекта стало привлечение частников для его выполнения. Программа строительства модернизированных ракетных кораблей «Каракурт» была подготовлена еще при прежнем замминистра обороны РФ Юрии Борисове (ныне он вице-премьер РФ). Особенность программы в том, что ее полностью разобрали частные корабелы, утащившие заказы прямо из-под носа государственной «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК). Первый контракт Минобороны РФ на семь кораблей выиграла ленинградская «Пелла», второй на шесть МРК достался Зеленодольскому заводу им. Горького, который привлек для этого еще и керченский судостроительный завод «Залив». А 22 августа в рамках деловой программы форума «Армия-2018» были заключены контракты на постройку еще шести «Каракуртов» уже на Дальнем Востоке для нужд Тихоокеанского флота (четыре на Амурском судостроительном заводе и два на «Восточной верфи»).
Однако беда пришла, откуда не ждали. Петербургский двигателестроительный завод «Звезда», чьим дизельным двигателем М507 и генератором ДГАС-315о оснащаются корабли для ближней береговой охраны ВМФ РФ, официально уведомил своих получателей о невозможности их поставки в этом году. Срыв вызван тем, что у завода «Звезда» возник большой объем заказов на поставку судовых двигателей, дизель-генераторов и редукторов для ВМФ РФ. «Звезда» была не готова к их наплыву ни технически, ни материально. Конвейер просто не справляется с обрушившимися на них военными заказами. В результате сроки сдачи «Каракуртов» сдвигаются на 2019-21 гг.
Рассматривались даже варианты замены корабельной силовой установки «Каракуртов» на газотурбинный двигатель М70ФРУ-Р от «ОДК-Сатурн» и на дизель CHD622V20 пр-ва Henan Diesel Engine Industry Limited (КНР). От обоих вариантов отказались. От ГТД по причине отсутствия полноценного (десятки двигателей в год) серийного производства, а также из-за того, что первыми эти двигатели должны получить фрегаты проекта 11356. А от китайских дизелей отказались из-за их плохого качества (4 случая выхода их из строя на имеющихся уже в наличии у ВМФ РФ кораблях) и невозможности выдержать ТТХ корабля (они не в состоянии обеспечить заданную скорость - падает вдвое). В результате вернулись к дизелям от «Звезды». Проверенное качество. Дизели серии М507 – это разработка более чем полувековой давности, они до сих пор имеют уникальные удельные показатели, пусть и при весьма сложной эксплуатации. Правда, с ними придется подождать (сейчас в приоритете дальний флот, а корабли береговой зоны могут подождать).
Выводы
На этом краткий обзор проблем флота закончен. Так, благодаря нашим проблемам с Украиной, прирастает мощью индийский и египетский флоты. Украина тут тоже не пасет задних, прикупив по случаю у Штатов два списанных патрульных катера 30-летней давности класса «Island» без вооружения, заплатив за них, как за новые (9 млн дол с доставкой и обучением экипажей). Пиндосы за такие деньги обещали аборигенам еще и запчастей подбросить (оно и понятно, корабли то помнят еще Рейгана и мадам Тетчер, их чинить и чинить!). В их борьбе с ненавистным агрессором самое то будет! Заметьте, если мы торгуем новейшими кораблями, то пиндосы продают исключительно плавающий металлолом, по навару уступая лишь своим предкам, купившим за бусы, пуговицы и еще какую-то чушь у аборигенов остров Манхеттен. Но это уже проблемы аборигенов.
Автор: Владимир Волконский
Часть 1. Французские «Мистрали»
Часть 2. Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»
Часть 2. Легкие фрегаты
Часть 4. Тяжелые фрегаты
Часть 5. Корветы
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
Почему немцы сдавались американцам, а японцы - русским?
Известно, что в конце Второй мировой войны немецкие солдаты часто предпочитали сдаваться именно американским и британским частям, избегая плена у Красной...
Подоляка назвал ситуацию в Купянске «безнадежной» для армии России
Из разных источников приходят тревожные сообщения о положении нашей армии в Купянске. О росте наших потерь и захвате прилегающих сёл сообщает «Рыбарь». А...
Бесславный конец: танки Т-84 ВСУ "сдохли", так и приняв участие в боях
Позорнейший факт в истории современного мирового танкостроения – распиаренные украинской пропагандой Т-84 "Оплот", по всей видимости, вышли из строя,...
ОБТ Т-90М2 «Рывок-1» – перспективный российский танк
В 2026 году Россия готовит запуск в производство нового танка Т-90М2 «Рывок-1», созданного с учётом опыта боевых действий на Украине. Эта модернизация призвана...
«Отдадут С-400 – мы перепродадим Ирану»: о кабальной сделке Турции с США
Президент Турции Реджеп Эрдоган предложил президенту РФ Владимиру Путину вернуть зенитные ракетные комплексы С-400, которые Анкара приобрела у Москвы. Об этом...
Бункер для апокалипсиса: в НИИ МЧС раскрыли реальные возможности «КУБ-М»
Разработчики «КУБ-М» раскрыли, как уникальная система бункера способна защитить людей как от БПЛА, так и от ядерных ударов...
Страшный сон Пентагона: «Орешник» может стать «Баргузином»
Боевой железнодорожный ракетный комплекс «Баргузин» — время ядерного «поезда-призрака» пришло...
«Они шли тихо, но не прошли»: как бойцы БпЛА сорвали операцию спецназа ВСУ
Сутки наблюдения, тишина ночного леса и точные удары дронов. Боец СВО рассказал, как была сорвана операция спецназа ВСУ...
Удар возмездия за убийство генерала Сарварова потребует хладнокровия
«Удар возмездия за убийство генерала Сарварова должен коснуться украинских разведывательных структур и служб, которые занимаются подготовкой диверсантов,...
Войска открыли новое направление. Путин готовит "непростое решение"?
Украина больше не в состоянии рассчитывать на восстановление мостов через Днестр, русские нашли свой аргумент в логистическом вопросе. В Сумской области...
Скоро в сводках — битва за Запорожье: Город будут брать сразу две ГрВ
Успехи армии России в Приморском и Степногорске не случайно совпали с освобождением Гуляйполя...
Технологии будущего: «Изделие 177» станет основой для всей военной авиации
Глава Ростеха Сергей Чемезов раскрыл, как в скором времени модифицируют абсолютно всю российскую военную авиацию...
Новый уровень Су-57: двигатель пятого поколения усилил грозный истребитель
Су-57 впервые взлетел с новым двигателем пятого поколения. Что изменит «изделие 177», рассказали в Ростехе...
Для чего сожженный австралийский M1A1 AIM пытались сделать похожим на Т-64
ВСУ понадобилось почти полгода, чтобы полученные во второй половине 2025 года австралийские M1A1 AIM смогли доехать до линии боевого соприкосновения. В...
«Элиту» на мясо: ВС РФ ликвидировали спецгруппу ГУР Украины
Российские войска разгромили спецгруппу иностранного легиона ГУР Минобороны Украины, ликвидировав боевиков ВСУ и американских наёмников...
Проблемы под Купянском — всплывает все больше тому свидетельств
Проблемы под Купянском (Харьковская область) — отмечают сегодня не только военкоры телеграм-канала «Два майора», но и их коллеги из ТК «Рыбарь»....